Новые подходы к литературному чтению в начальной школе.
статья по чтению (3 класс) по теме
Роль учителя на формированиетуниверсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.15 КБ |
statya.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»
Учитель начальных классов Гараева Светлана Станиславовна
В настоящее время в связи с введением нового стандарта
изменились подходы к результатам начального образова-
ния в области литературного чтения. Наряду с развитием
предметных умений важное значение приобретает целена-
правленное формирование универсальных учебных дейст-
вий и духовно-нравственное, личностное развитие уча-
щихся.
Таким образом, в неизмеримое количество раз возраста-
ет роль личности учителя в образовательном процессе,
а именно в преподавании литературного чтения в началь-
ной школе. Он, учитель, должен так организовать работу
на уроке, чтобы художественное произведение вызывало
у ребёнка сопереживание, радость общения с героями.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения
литературному чтению, должны на каждом этапе отражать
решение определённых промежуточных задач. В 3 классе
планируется:
овладение элементарными литературоведческими пред-
ставлениями и знаниями;
формирование умения грамотно читать и понимать про-
читанное произведение (это умение предполагает осмыс-
ленное освоение учащимися содержания текста, а также
понимание художественного замысла и подтекста);
развитие опыта творческой деятельности, то есть уме-
ния интерпретировать прочитанный текст;
формирование библиографических умений, то есть уме-
ния учащихся квалифицированно отобрать необходимую
книгу на основе авторского или тематического каталога.
Нельзя забывать, что дети младшего школьного возрас-
та видят в тексте в основном лишь событийную сторону
произведения и, как правило, плохо определяют главную
мысль авторского текста; они переносят на себя многие по-
ступки героев, которые их заинтересовали; ученики чрез-
вычайно эмоционально реагируют на текст: смеются, пла-
чут, сострадают героям произведения, восхищаются ими.
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с обще-
человеческими ценностями, что способствует формирова-
нию нравственных представлений и развитию личностных
качеств. Читая произведение и размышляя над ним в про-
цессе анализа, дети задумываются над важными жизнен-
ными вопросами: кого можно назвать настоящим другом;
какой поступок мы называем благородным; что такое хоро-
шо и что такое плохо. В процессе чтения произведений
о Родине, о природе, о людях дети знакомятся с личностно
значимыми для каждого человека понятиями: любовь к Ро-
дине, гражданин России, патриотизм и т. д.
Кроме предметных умений, к концу третьего класса
у учащихся формируются основные универсальные учеб-
ные действия.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу
(цель чтения: ради чего и зачем читать); планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей и условия-
ми её реализации (составление плана урока на основе цели
чтения и определённой темы); осуществлять итоговый и
пошаговый контроль (соотносить результат действия с об-
разцом).
Познавательные. Осуществлять поиск информации, не-
обходимой для выполнения учебных заданий (находить
нужную информацию в библиотеке, в справочной и энцик-
лопедической литературе, в периодической печати); под-
робно, кратко пересказывать произведение, создавать тек-
сты по аналогии; интерпретировать различные тексты;
устанавливать причинно-следственные связи (определять
элементы сюжета).
Коммуникативные. Допускать возможность существо-
вания у людей разных точек зрения на поступки героя, на
изображаемое событие; формулировать собственное аргу-
ментированное мнение; самостоятельно задавать вопросы
по прочитанному произведению; строить монологическое
высказывание, участвовать в диалоге.
К концу 3 класса школьники должны научиться полно-
ценно воспринимать художественное произведение, эмо-
ционально откликаться на прочитанное, аргументированно
высказывать свою позицию по поводу прочитанного про-
изведения. Они должны научиться определять главную
мысль (идею) произведения, называть героев произведе-
ния, характеризовать их на основе коллективно составлен-
ного плана, передавать прочитанное с разной степенью под-
робности.
Таким образом, основным критерием эффективности
уроков литературного чтения в начальной школе является
личностное развитие ребёнка, которое проявляется в фор-
мировании его эмоциональной, духовной и интеллектуаль-
ной сферы.
Литература:
1.Матвеева Е.И. /Программа по литературному чтению
2.Похомова Н.Ю./Проекты в начальной школе. Народное образование.-2010 №9-с.189-192
3.Джежелей О.В. М.Дрофа Методические рекомендации. Программа ФГОС
4. Климанова Л.Ф. Уроки чтения в начальной школе. М. Просвещение 2011
Resource id #5032Предварительный просмотр:
Статья «Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»
Учитель начальных классов Гараева Светлана Станиславовна
В настоящее время в связи с введением нового стандарта
изменились подходы к результатам начального образова-
ния в области литературного чтения. Наряду с развитием
предметных умений важное значение приобретает целена-
правленное формирование универсальных учебных дейст-
вий и духовно-нравственное, личностное развитие уча-
щихся.
Таким образом, в неизмеримое количество раз возраста-
ет роль личности учителя в образовательном процессе,
а именно в преподавании литературного чтения в началь-
ной школе. Он, учитель, должен так организовать работу
на уроке, чтобы художественное произведение вызывало
у ребёнка сопереживание, радость общения с героями.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения
литературному чтению, должны на каждом этапе отражать
решение определённых промежуточных задач. В 3 классе
планируется:
овладение элементарными литературоведческими пред-
ставлениями и знаниями;
формирование умения грамотно читать и понимать про-
читанное произведение (это умение предполагает осмыс-
ленное освоение учащимися содержания текста, а также
понимание художественного замысла и подтекста);
развитие опыта творческой деятельности, то есть уме-
ния интерпретировать прочитанный текст;
формирование библиографических умений, то есть уме-
ния учащихся квалифицированно отобрать необходимую
книгу на основе авторского или тематического каталога.
Нельзя забывать, что дети младшего школьного возрас-
та видят в тексте в основном лишь событийную сторону
произведения и, как правило, плохо определяют главную
мысль авторского текста; они переносят на себя многие по-
ступки героев, которые их заинтересовали; ученики чрез-
вычайно эмоционально реагируют на текст: смеются, пла-
чут, сострадают героям произведения, восхищаются ими.
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с обще-
человеческими ценностями, что способствует формирова-
нию нравственных представлений и развитию личностных
качеств. Читая произведение и размышляя над ним в про-
цессе анализа, дети задумываются над важными жизнен-
ными вопросами: кого можно назвать настоящим другом;
какой поступок мы называем благородным; что такое хоро-
шо и что такое плохо. В процессе чтения произведений
о Родине, о природе, о людях дети знакомятся с личностно
значимыми для каждого человека понятиями: любовь к Ро-
дине, гражданин России, патриотизм и т. д.
Кроме предметных умений, к концу третьего класса
у учащихся формируются основные универсальные учеб-
ные действия.
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу
(цель чтения: ради чего и зачем читать); планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей и условия-
ми её реализации (составление плана урока на основе цели
чтения и определённой темы); осуществлять итоговый и
пошаговый контроль (соотносить результат действия с об-
разцом).
Познавательные. Осуществлять поиск информации, не-
обходимой для выполнения учебных заданий (находить
нужную информацию в библиотеке, в справочной и энцик-
лопедической литературе, в периодической печати); под-
робно, кратко пересказывать произведение, создавать тек-
сты по аналогии; интерпретировать различные тексты;
устанавливать причинно-следственные связи (определять
элементы сюжета).
Коммуникативные. Допускать возможность существо-
вания у людей разных точек зрения на поступки героя, на
изображаемое событие; формулировать собственное аргу-
ментированное мнение; самостоятельно задавать вопросы
по прочитанному произведению; строить монологическое
высказывание, участвовать в диалоге.
К концу 3 класса школьники должны научиться полно-
ценно воспринимать художественное произведение, эмо-
ционально откликаться на прочитанное, аргументированно
высказывать свою позицию по поводу прочитанного про-
изведения. Они должны научиться определять главную
мысль (идею) произведения, называть героев произведе-
ния, характеризовать их на основе коллективно составлен-
ного плана, передавать прочитанное с разной степенью под-
робности.
Таким образом, основным критерием эффективности
уроков литературного чтения в начальной школе является
личностное развитие ребёнка, которое проявляется в фор-
мировании его эмоциональной, духовной и интеллектуаль-
ной сферы.
Литература:
1.Матвеева Е.И. /Программа по литературному чтению
2.Похомова Н.Ю./Проекты в начальной школе. Народное образование.-2010 №9-с.189-192
3.Джежелей О.В. М.Дрофа Методические рекомендации. Программа ФГОС
4. Климанова Л.Ф. Уроки чтения в начальной школе. М. Просвещение 2011
Resource id #5034По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
Система работы учителя в применении технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературного чтения, отобранные методы и приемы работы на уроках....
Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Школьный курс русского языка играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ...
Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.
«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....
Формирование читательской компетенции, современные подходы при изучении литературного чтения в начальной школе.
Работа с текстом. Конференция...
Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...
Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....
Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе
В статье описывается последовательная реализация деятельностного метода на уроках литературного чтения, условия развития у младших школьников читательских навыков, сочетание деятеьностного метода с со...