рабочая программа по чтению 4 кл школа россии
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

программа составлена на основе традиционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_4_kl.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании  методического объединения учителей начальных

классов

Руководитель МО ____________________Маврушкина Е.Н.

Утверждена  директором                                           МБОУ  «Инсарская средняя

общеобразовательная школа №1»
 
________________Е.В. Гулькина

   «___»__________ 20__г.                                        «___»_____________20__г.


 
 

Рабочая программа

учебного курса «Литературное чтение»

для  4 «Б» класса


 
 

Составитель:  Байчурина Е. В.,

учитель начальных классов


 

Инсар 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу литературное чтение  для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312)
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)
  3.     Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.; Просвещение, 2010).

         Учебно-методический комплекс:

   1.  Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / сост.     Л. Ф. Климанова и др./ – М.: Просвещение, 2009 и последующие издания.

   2.   С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. М.: «Вако». 2010 г.

   3.  Дорофеева Г. В. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы : тестовые тренировочные задания : 1–4 классы / Г. В. Дорофеева. — М.: Эксмо, 2012.

    4.  Круглова T.A. Литеpaтypнoе чтение: итoгoвaя aттестaция зa кypс нaчaльнoй школы: типовые тестовые задания. /T.A. Кpyглoвa. - М.: Издaтельствo «Экзaмен», 2010.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

        Цель курса - формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

       Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:

воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;

обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;

развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся.

При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.                         

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения»  проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом в четвёртом  классе на изучение литературного чтения отводится 105 часов (исходя из 35 рабочих недель по 3 урока в неделю). В результате того, что в 2013-2014 учебном году 4 урока выпадают из учебных недель (1 ноября приходится на осенние каникулы, 8 марта, 1 мая – праздничные дни, 31 мая - летние каникулы), количество уроков литературного чтения составит 101 час.

Количество часов в 1-й четверти – 26.

Количество часов во 2-й четверти – 21.

Количество часов в 3-й четверти – 29.

Количество часов в 4-й четверти – 25.

     Итого                                              -  101 час

Содержание   программы

круг   произведений   для   чтения

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Летописи, былины, жития

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего»; «Ильины три поездочки»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь 1

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;  И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь 2

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь 3

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

И. С. Никитин. «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия»

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. Х. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Требования   к   уровню   подготовки

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- содержание прочитанного произведения, определять его тему;

- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости»;

- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать её своими словами;

- составлять план к прочитанному  (полный, краткий, картинный);

- пересказывать текст (объём не более 1,5 с.);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания;

- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 90  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

I четверть

26

Раздел 1.

Летописи. Былины. Жития

10

Раздел 2.

Чудесный мир классики

16

II четверть

21

Раздел 2.

Чудесный мир классики

3

Раздел 3.

Поэтическая тетрадь

9

Раздел 4.

Литературные сказки

9

III четверть

29

Раздел 4.

Литературные сказки

2

Раздел 5.

Делу время – потехе час

7

Раздел 6.

Страна детства

7

Раздел 7.

Поэтическая тетрадь

4

Раздел 8.

Природа и мы

9

IV четверть

25

Раздел 8.

Природа и мы

1

Раздел 9.

Поэтическая тетрадь

6

Раздел 10.

Родина

5

Раздел 11.

Страна Фантазия

3

Раздел 12.

Зарубежная литература

10

ИТОГО

101

Практическая часть программы

Учебный материал

Задание

№ урока

1 четверть

  1. Проверка техники чтения

6

  1. А.С. Пушкин  «Няне»

наизусть  

14

  1. А.С. Пушкин  «Унылая пора!»

наизусть

16

  1. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

Отрывок наизусть

19

  1. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» 

Отрывок наизусть

20

  1. Проверка техники чтения

26

2 четверть

  1. Ф. И. Тютчев  «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

наизусть по выбору

30

  1. А. Фет «Весенний дождь»

Наизусть

31

  1. Е. А. Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,

Наизусть

32

  1. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1 часть наизусть

33

  1. И. С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…»

наизусть

34

  1. Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

наизусть по выбору

35

  1. И. А. Бунин  «Листопад»

Наизусть

36

  1. Проверка техники чтения

44

3 четверть

  1. В. Я. Брюсов «Опять сон»

1 часть наизусть

64

  1. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Наизусть

65

  1. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

наизусть по выбору

66

  1. Проверка техники чтения

75

4 четверть

  1. Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Часть наизусть

78

  1. С. А. Клычков «Весна в лесу»

Часть наизусть

79

  1. Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

наизусть

80

  1. Н. М. Рубцов «Сентябрь»

наизусть

81

  1. С. Д. Дрожжин «Родине»

наизусть

85

  1. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

86

  1. Проверка техники чтения

96

ЗА ГОД  

Наизусть                                              19

Проверка техники чтения                   5

Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

«5»

больше 90 слов

больше 100 слов

больше 110 слов

больше 120 слов

«4»

75-90 слов

85-100 слов

95-105 слов

105-120 слов

«3»

65-74 слова

70-84 слов

80-94 слов

90-104 слова

«2»

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 80 слов

меньше 90 слов


Поурочное календарно-тематическое планирование

4 класс (101 ч)


п/п

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемый материал домашнего задания

Дата

По плану

Фактически

I четверть (26 ч)

Летописи.  Былины.  Жития  

(10 ч)

Цели:

  • познакомить с литературными произведениями древней Руси – летописями;
  • через наблюдение над текстом проследить путь, приведший к появлению светской авторской литературы;
  • учить понимать смысл, заключённый в летописях; сравнивать летописный текст;
  • формировать знания об особенностях таких жанров, как былина, сказание, житие;
  • развивать умение выделять существенные признаки каждого жанра;
  • учить чувствовать и понимать язык былинного сказа;
  • формировать творческую самостоятельность;
  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • прививать интерес к истории русского народа, к его героям и творчеству.

  1. Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

Самые интересные книги, прочитанные летом

Знать  жанры устного народного творчества «былина»; «летопись»;

- произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь  читать осознанно текст художественного произведения;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг;

- анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев;

- пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

4.09.13

  1. Древнерусские летописи.     «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

С. 6–9, выразит. читать,

вопрос 6

5.09.13

  1. Особый язык летописей. «И вспомнил Олег коня своего»

С. 10–11, выразит. читать,

вопросы 4, 5

7.09.13

  1. Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

С. 12–19, читать, вопрос 5

11.09.13

  1. Былина «Ильины три поездочки»

С. 19–24, выразит. читать,

вопрос 8

12.09.13

  1. Былина «Ильины три поездочки»

Проверка техники чтения

Выраз. чтение отрывка (по выбору)

14.09.13

  1. Житие Сергия Радонежского

С. 25–29, выразит. читать

18.09.13

  1. Житие Сергия Радонежского

С. 30–31, пересказ отрывка по выбору

19.09.13

  1. Вн/ч «Русские богатыри: Былины и героические сказки»

21.09.13

  1. Обобщающий урок по разделу.

25.09.13

Чудесный мир классики  

(19 ч)

Цели:

  • познакомить с произведениями русской классики;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;
  • развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного;
  • развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять  рассказ о действующем лице;
  • развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану;
  • умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему;
  • развивать навыки чтения;
  • прививать интерес к творчеству изучаемых авторов.

11

  1. П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

Знать название и основное содержание изученного произведения,

- творчество П. Ершова,

- сказки А. С. Пушкина,

- творчество  М. Ю. Лермонтова

уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности,

- делить текст на составные части, составлять его простой план,

- различать сказки народные и литературные,

- различать жанры произведений,

- создавать небольшой устный текст  на заданную тему

С. 40 – пересказ, 41-49, выразит. Читать, найти отрывок к иллюстрации

26.09.13

12

  1. Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

С. 49–62, выразит. читать,

вопросы 3, 4

28.09.13

13

  1. Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

С. 63,  вопрос 6, нарисовать иллюстрацию

2.10.13

14

  1. Детство А.С.Пушкина. Стихотворение «Няне»

С. 66-67 – пересказ,  

стих-е  наизусть

3.10.13

15

  1. Вн/ч «Что за прелесть эти сказки!..» Сказки  А. С. Пушкина

5.10.13

16

  1. А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное в стихах «Туча», «Унылая пора!..»

С.69 - выраз. чтение,

с.70 - наизусть

9.10.13

17

  1. Волшебные  сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С. 72-92, читать

10.10.13

18

  1. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

С. 72–92, вопрос 7

12.10.13

19

  1. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С. 92, вопросы 2, 3, 4,

отрывок наизусть

16.10.13

20

  1. М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

С. 96–97 – пересказ,

с. 98, выразит. читать,

вопросы 1, 2

отрывок наизусть

17.10.13

21

  1. Вн/ч «Творчество Лермонтова М.Ю. Три пальмы»

19.10.13

22

  1. М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).  Хорошие и плохие поступки людей

С. 99–113, читать

23.10.13

23

  1. Средства художественной выразительности, язык сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

С. 113,  вопросы  2, 3, 7

24.10.13

24

  1. Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

С. 116 – пересказ, 117-120, выразительно читать, вопрос 3

26.10.13

25

  1. Басни Л.Н.Толстого.  «Как мужик убрал камень»

Проверка техники чтения

С. 121, подготовиться к чтению по ролям

30.10.13

26

  1. Вн/ч  В мире приключений «А. Чехов «Беглец. Детвора»

31.10.13

II четверть (21 ч)

27

  1. Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

С. 124–пересказ, 125- 135, выразительно читать

13.11.13

28

  1. А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана рассказа

С. 125– 135, пересказ по плану

14.11.13

29

  1. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Итоговая проверочная работа.

16.11.13

Поэтическая тетрадь

(9 ч)

Цели:

  • познакомить детей с произведениями русской поэзии;
  • формировать речевые умения, навыки слушания;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • развивать поэтический слух детей;
  • развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально открываться на её красоту;
  • развивать умение выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояния природы и человека;
  • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности;
  • воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине.

30

  1. Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина,
И. Бунина,

- названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины,

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении,

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения,

- читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы,

- выделять образные языковые средства

С. 140-143, наизусть (по выбору), вопросы 4, 5

20.11.13

31

  1. А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

С. 143– 144, выразительно читать, с. 144-наизусть

21.11.13

32

  1. Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

С. 145– 146, выразительно читать

С.145-наизусть

23.11.13

33

  1. Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

С. 147, выразительно  читать, 1 часть - наизусть

27.11.13

34

  1. Тема любви к Родине в стихотворении  И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

С. 148, выраз. читать, вопросы 1, 2, наизусть

28.11.13

35

  1. Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

С. 149– 151,
наизусть по выбору

30.11.13

36

  1. Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

С. 152– 153, выраз. читать, вопрос 6, наизусть

4.12.13

37

  1. Вн/ч  Стихи русских поэтов. Тютчев Ф.И. «Декабрьское утро», Фет А.А. «Сентябрьская роза», Плещеев А.Н. «Бабушка и внучек», Никитин И.С. «Утро на берегу озера», Некрасов Н.А. «Зеленый шум.  Пчелы», Бунин И.А. «На пруде. Северная березка»

5.12.13

38

  1. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

С. 154– 156, вопросы  3, 9

7.12.13

Литературные сказки

(11  ч)

Цели:

  • познакомить детей с литературными сказками
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;
  • развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного;
  • развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять  рассказ о действующем лице;
  • развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану;
  • умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему;
  • развивать навыки чтения.

39

  1. Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Знать названия, основное содержание изученных произведений В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова,

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту,

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя,

- работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану,

- выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений,

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные,

- анализировать характер, мотивы поведения героев;

- выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

С. 158– 170, читать

11.12.13

40

  1. Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

С. 170,  вопросы  6, 7

12.12.13

41

  1. Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

С. 171– 175,  читать, пересказ отрывка

14.12.13

42

  1. Противопоставления в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

Вн/ч  Одоевский В. «Бедный Гнедко»,

 Даль В. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»

С. 175-181, вопросы  6,8

18.12.13

43

  1. Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

С. 182– 193, читать

19.12.13

44

  1. Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Проверка техники чтения

С. 182–193, читать, вопрос 9

21.12.13

45

  1. Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

С. 195-206, читать

25.12.13

46

  1. Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

С. 206– 216, читать

26.12.13

47

  1. Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Пересказ по плану

28.12.13

III четверть (29 ч)

48

  1. Вн/ч  Уральские сказы и сказки П.П. Бажова

15.01.14

49

  1. Обобщение по разделу: «Литературные  сказки». Итоговая проверочная работа

С. 217,  вопрос 2

16.01.14

Делу время – потехе час

(7 ч)

Цели:

  • познакомить детей с новыми произведениями;
  • учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;
  • развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного;
  • развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять  рассказ о действующем лице;
  • развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану;
  • умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему;
  • развивать навыки чтения;
  • показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

50

  1. Авторская литературная сказка
    Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать  суждения о прочитанном,

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения,

- определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

- читать выразительно художественный текст; пересказывать доступный по объему текст

С. 4–16, читать

18.01.14

51

  1. Поучительный смысл «Сказки о потерянном
    времени» Е. Л. Шварца

С. 16, вопросы 5, 6

22.01.14

52

  1. В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта

С. 17–23, подготовка к чтению по ролям

23.01.14

53

  1. Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

С. 24–28, подготовка к чтению по ролям

25.01.14

54

  1. Авторское отношение к герою в рассказе

В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

С. 29–34, вопрос 5

29.01.14

55

  1. Вн/ч В. Драгунский «Денискины рассказы»

30.01.14

56

  1. Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

С. 36, вопрос 7

1.02.14

Страна детства

(7 ч)

Цели:

  • познакомить детей с произведениями русской классики; с жанровым разнообразием произведений;
  • учить видеть за предметным содержанием смысл событий;
  • учить осознавать идею произведения, правильно оценивать её;
  • активизировать мыслительную деятельность и творческое воображение;
  • учить пересказу: близкому к тексту, выборочному, сжатому;
  • учить составлению вопросов по содержанию читаемых произведений, а также элементарной характеристики литературных героев;
  • фиксировать и называть чувства, возникающие при чтении;
  • совершенствовать навыки чтения.

57

  1. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии),

- пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы,

- определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту,

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

С. 38–46, читать

5.02.14

58

  1. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Взаимоотношения детей и взрослых

С. 46, вопрос 7

6.02.14

59

  1. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Поступки как  средство характеристики героев

С. 47–58, читать

8.02.14

60

  1. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»                    

С. 53–58, пересказ отрывка

12.02.14

61

  1. М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

С. 59–64, вопрос 4

13.02.14

62

  1. Вн/ч  Писатели о детях и для детей. Паустовский К.Г. «Заячьи лапы. Похождения жука-носорога», Зощенко М.М. «Галоши и мороженое. Глупая история»

15.02.14

63

  1. Обобщение по разделу «Страна детства»

Итоговая проверочная работа

С. 66, вопросы 9, 11

19.02.14

Поэтическая тетрадь

(4 ч)

Цели:

  • учить детей понимать замысел произведения, познавать его суть;
  • учить детей понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова;
  • прививать любовь к поэзии; показать красоту, точность, звучность поэтического слова;
  • расширять кругозор учащихся; развивать воображение, наблюдательность учащихся;
  • учить грамотно формулировать свои мысли и излагать их;
  • воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому.

64

  1. Тема детства в произведениях
    В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Уметь читать стихотворные произведения наизусть,

- определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию,

- определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

С. 68–70, вопрос 6, 1 часть - наизусть

20.02.14

65

  1. Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

С. 71, наизусть

22.02.14

66

  1. Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

С. 72–73, наизусть по выбору

26.02.14

67

  1. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

С. 74, вопрос 9

27.02.14

Природа и мы

(10 ч)

Цели:

  • познакомить учащихся с новыми произведениями;
  • учить детей понимать скрытый смысл произведения, проникать в его глубину;
  • через художественные произведения, включённые в эту тему, способствовать осуществлению задач художественного воспитания, литературного и эстетического развития;
  • продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • формировать такие умения, как составление плана прочитанного, сжатый и точный пересказ текста;
  • учить детей использовать свой опыт непосредственных наблюдений в природе.

68

  1. Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе,

- творчество Д. Н. мамина-Сибиряка,

А. Куприна, М.М. Пришвина, В.П. Астафьева

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства,

- создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений,

- определять тему и главную мысль произведения

С. 76–83, выразительно читать

1.03.14

69

  1. Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

С. 76–83, пересказ, вопрос 5

5.03.14

70

  1. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

С. 85–91, читать

6.03.14

71

  1. Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

С. 85–91, пересказ

12.03.14

72

  1. Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

С. 92–95, вопрос 5

13.03.14

73

  1. Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

С. 96–99, пересказ

15.03.14

74

  1. Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

С. 100–109, читать

19.03.14

75

  1. Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

С. 110,  вопрос 10

20.03.14

76

  1. Обобщение по разделу «Природа и мы»

С. 112,  вопросы 8, 9

22.03.14

IV четверть

77

  1. Вн/ч Пришвин М.М. «Курица на столбах», Астафьев В.П. «Весенний остров. Конь с розовой гривой»

2.04.14

Поэтическая тетрадь

(6 ч)

Цели:

  • учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства;
  • формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;
  • продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи;
  • работать над содержанием художественного произведения, его идейной направленностью; художественными средствами, позволившими писателю создать определённые картины и вызвать глубокое эмоциональное воздействие на читателя;
  • обогащать словарный запас у учащихся.

78

  1. Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Уметь читать стихотворные произведения наизусть,

- определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию,

- определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

С. 114–115, вопрос 3, часть наизусть

3.04.14

79

  1. Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу»

С. 116–117, вопрос 3, часть наизусть

5.04.14

80

  1. Настроение, выраженное в стихах

Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

С. 118, наизусть

9.04.14

81

  1. Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

С. 119, наизусть

10.04.14

82

  1. Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

С. 120–125, выразит. чтение, вопрос 4

12.04.14

83

  1. Вн/ч  С любовью к Родине. Стихи русских поэтов о Родине

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

С. 126, вопрос 4

16.04.14

Родина

(5 ч)

Цели:

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • развивать поэтический слух детей;
  • развивать умение выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояния природы и человека;
  • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности;
  • воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине.

84

  1. Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
    в стихах И. С. Никитина «Русь»

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать,

- определять тему и главную мысль произведения;

- работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы,

- сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

С. 128–132,
выразительно читать

17.04.14

85

  1. Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

С. 133–135, вопрос 3, наизусть

19.04.14

86

  1. Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»

С. 138, наизусть

23.04.14

87

  1. Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

С. 139–140, выразительно читать, вопрос 4

24.04.14

88

  1. Вн/ч Тихая моя Родина. Стихотворения отечественных поэтов XX века

Обобщение по разделу «Родина»

С. 142, вопрос 7

26.04.14

Страна Фантазия

(3 ч)

Цели:

  • учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства;
  • формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков;
  • учить находить материал для высказываний о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним; составлять рассказ о действующем лице;
  • развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира;
  • учить пользоваться при чтении справочными источниками с целью уточнения значения слов;
  • развивать все стороны техники чтения;
  • прививать интерес к чтению, литературе.

89

  1. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Уметь определять тему и главную мысль произведения,

- различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев,

- использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

С. 144–149, читать, вопрос 4

30.04.14

90

  1. Кир Булычев  «Путешествие Алисы»

С. 150–157, вопрос 9

3.05.14

91

  1. Вн/ч В мире фантастики. К. Булычев «Девочка с Земли»

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

С. 158, вопрос 7,8

7.05.14

Зарубежная литература

(ч)

Цели:

  • познакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой;
  • расширять кругозор учеников; работать над развитием фантазии, воображения детей;
  • пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других;
  • воспитывать у детей чувство гуманизма через мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей;
  • учить свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
  • формировать умение характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
  • развивать монологическую речь, творчество и воображение.
  • прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

92

  1. Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения,

- определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план,

- пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

С. 160–165, вопрос 9

8.05.14

93

  1. Жизнь и творчество Г.Х. Андерсена. «Русалочка»

С. 167–175, выразит. чтение

10.05.14

94

  1. Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

С. 176–185, вопрос 3

14.05.14

95

  1. Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

С. 186–193, вопрос 4

15.05.14

96

  1. Жизнь и творчество М. Твена. «Приключения Тома Сойера».

Проверка техники чтения

С. 194–200, читать, вопрос 6

17.05.14

97

  1. Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Пересказ от первого лица.

С. 194–200, вопрос 3

21.05.14

98

  1. Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

С. 201–208, вопрос 2

22.05.14

99

  1. Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

С. 209–216,читать,  вопрос 4

24.05.14

100

  1. Обобщение знаний  за курс 4 класса.  Книги, рекомендуемые для прочтения летом

28.05.14

101

  1. Обобщение знаний  за курс 4 класса.  

29.05.14

           

 


Развитие   речевых   умений   и   навыков  

при   работе   с   текстом

Развитие навыка чтения:

- развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;

- обучение приёмам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объёма и количества текстов, прочитанных этим способом; углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли произведения);

- интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением разнообразных по объёму и жанрам произведений;

- развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:

- ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя; обучение приёмам выразительной речи и чтения;

- организация практикумов по выразительному чтению:

  1. проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;
  2. овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;
  3. работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения); произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

- обучение чтению художественных произведений по ролям; драматизация произведений;

- следование правилам подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу; развитие умения планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

Требования к уровню сформированности навыка чтения:

- беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения; осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста; темп чтения – не менее 90 слов в минуту;

- самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

Выработка умений работать с текстом:

- самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление смысловых частей текста;

- подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определённую тему;

- соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения; воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием;

- выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам;

- различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов);

- составление творческих пересказов: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя; составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения;

- практическое различение художественных и научно-популярных текстов;

- обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности;

- ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка».

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Resource id #2322

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»

1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...

Рабочая программа по чтению УМК "Школа России"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Рабочая программа по чтению УМК "Школа России"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...

Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе

Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...

Рабочая программа по чтению. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению....