Рабочая программа. 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Данная рабочая программа состалена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 102.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Парфёновская средняя общеобразовательная школа
Топчихинского района Алтайского края
«Утверждаю»: Директор МКОУ Парфёновская СОШ ___________ /Шиповалова Г.А./ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР____________ /Васильченко С.Н./ | «Принято»: Руководитель МО ______ Протокол № 1__ от « 27 » августа 2013 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
составлена на основе Примерной программы начального общего образования по обучению грамоте, с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по чтению и с учетом рекомендаций авторских программ В.Г. Горецкого, Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (М., Просвещение, 2011)
3 класс
Базовый уровень
Срок реализации программы
2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Писарева Татьяна Максимовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
с. Парфёново
2013 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.и с учетом рекомендаций авторских программ В.Г. Горецкого, Л.Ф.Климановой,, М.В.Бойкиной
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой) .
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Цели обучения предмету.
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения предмету
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основные виды деятельности учащихся по предмету.
На уроках литературного чтения необходимо стремится разнообразить виды деятельности. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся , использовать занимательный материал. Включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Программа ориентирована на собственно лингвистическое и речевое развитие учащихся. Для достижения целей и задач программы используется системно – деятельностный и личностно – ориентированный подходы через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы и дифферинцированный подход.
Большую роль в обучении литературному чтению имеет игровая деятельность ,творческая деятельность (проектирование, творческие работы ). Курс литературного чтения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Используемые технологии, формы и методы работы.
Велико значение педагогических технологий - совокупности форм, методов, способов, приемов и средств, направленных на получение конкретного результата. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к произведению и познавательных умений..В этом поможет объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение (дифференцированный подход по уровню обученности ),учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.),элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение),проектирование и другие технологии. Использование информационных технологий на уроках позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, усилить продуктивность наглядности визуальной среды . Формы обучения:
- Комбинированный урок,
- урок-беседа,
- повторительно-обобщающий урок,
- урок- исследование,
- урок-практикум,
- урок развития речи.
Обоснование выбора УМК
Для реализации программного содержания по литературному чтению используется учебник Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого ,М .В. Головановой. Литературное чтение учебник для 3 класса: в 2 ч. / Т- М.: «Просвещение» 2013г, Учебник имеет такое содержание и структуру, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Содержание авторских программ и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Ученики с диагнозом ЗПР по данной программе заниматься могут.
Коррекционная работа
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развивающую, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.
Цель: Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям.
Задачи:
- преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
- овладение навыками адаптации учащихся к социуму.
Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.
- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;
неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, - проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно- популярного текста.
трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией и др.
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится учителем на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России».
На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны ? обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).
В курсах «Литературное чтение» при формировании норм и правил произношения, использования слов в речи также обращается внимание на развитие этих норм во времени.
На уроках используются следующие задания и упражнения:
Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь рассказ».
Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет».
Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «Ответь на вопрос»,
Развитие памяти, внимания в процессе нахождения
игры «Кто быстрее».
Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».
Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери».
Развитие кинестетической памяти на основе упражнения «Ухо-нос».
Развитие словесно-логического мышления на основе упражнения «Сравни описание».
Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть», «Выучи наизусть».
Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.
Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни».
Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй».
Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выбери картину».
Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов.
Коррекция памяти, внимания, мышления через разгадывание кроссворда.
Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь пословицу».
Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу».
Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка».
Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и выбери».
Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».
Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает".
Коррекции мышления через упражнение «Пословицы».
Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «»Расположи в нужной последовательности».
Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Перескажи по плану».
Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям.
Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части».
Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее: буква, слог, слово»».
Содержание тем учебного курса 3 класс (136 ч)
Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 ч )
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч )
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
1. М . Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16 ч)
1. М . М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 4 (8 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка» и «Веселые картинки»
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
«Храбрый Персей». Г. X . Андерсен. «Гадкий утенок».
Планируемые результаты усвоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
В результате изучения литературного чтения учащийся должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
5 | Великие русские писатели | 24 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
7 | Литературные сказки | 8 |
8 | Были и небылицы | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь 3 | 6 |
10 | Люби живое | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 4 | 8 |
12 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 |
13 | По страницам детских журналов | 8 |
14 | Зарубежная литература Всего | 8 136 ч |
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс – 3
Учитель – Писарева Татьяна Максимовна
Количество часов: всего – 136, в неделю – 4
Плановых контрольных уроков – 4
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. «Литературное чтение». В 2-х частях. 3 класс. М., Просвещение, 2013
Дополнительная литература: Хрестоматия по литературе. Для 1-4 классов. Ростов - на - Дону, 2009
О. Д. Ушаков. Великие писатели. Справочник школьника. Санкт-Петербург, 2008.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Контрольные и диагностические материалы. Развитие речи |
Формы организации учебных занятий. Планируемые результаты. Формирование УУД | Дат Дата | Корректировка даты | |
1.1. | Вводный урок. Знакомство с учебником | 1 ч | Учащиеся должны знать и уметь: Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника , проявлять уважение к чужому мнению. | ||||
Самое великое чудо на свете | 4 ч | ||||||
2.2 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | ||||
2.3 | Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое | ||||||
2.4 | Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | 1 | |||||
2.5 | Урок - обобщение. Оценка достижений. | 1 | |||||
Устное народное творчество | 14 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||||
3.6. | Устное народное творчество. Русские народные песни. | 1 | |||||
3.7. | Лирические и шуточные народные песни. | 1 | |||||
3.8.. | Докучные сказки | 1 | Сочинение докучных сказок | ||||
3.9. | Произведения прикладного искусства | 1 | Рассказы детей о произведениях прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | ||||
3.10. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Деление текста на части. | ||||
3.11. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Особенности сказки. | 1 | Составление плана. | ||||
3.12. | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Особенности волшебной сказки. | 1 | Рассказывание сказки по рисункам. Деление текста на части Составление плана сказки. | ||||
3.13. | Иллюстрирование русской сказки художниками. | Иллюстрирование русской сказки детьми | |||||
3.14. | Сравнение художественного и живописного текстов. | 1 | |||||
3.15. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Знакомство. | 1 | Деление текста на части. | ||||
3.16. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» . Характеристика героев сказки. | 1 | Составление плана. | ||||
3.17. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Обобщение изученного. | 1 | Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки | ||||
3.18. | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | |||||
3.19. | Обобщение изученного.раздела. | 1 | Проверочная работа №1 по теме « Устное народное творчество» | ||||
. |
Поэтическая тетрадь №1 | 11 ч | . | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
4.20 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | |||||
4.21. | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | Проект: «Как научиться читать стихи» | ||||
4.22. | Русские поэты XIX-XX веков.Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», Звукопись,ее художественно-выразительное значение. | 1 | Выразительное чтение стихотворений | ||||
4.23 | Ф. И. Тютчев«Листья» Олицетворение -средство художественной выразительности. | 1 | |||||
4.24 | Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | 1 | |||||
4.25 | Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета .Что такое эпитеты? | 1 | Выразительное чтение стихотворений | ||||
4.26 | И. С. Никитин « Полно, степь моя…» . Роль заголовка и олицетворения. | 1 | . Выразительное чтение стихотворений | ||||
4.27 | И. С. Никитин «Встреча зимы . Роль заголовка и олицетворения. | 1 | Подготовка сценария утренника «Первый снег» | ||||
4.28. | Сказочность стихотворения. И. З. Сурикова «Детство» | 1 | . Выразительное чтение стихотворений | ||||
4.29. | И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 | . Выразительное чтение стихотворений | ||||
4.30. | Обобщение по разделу. | 1 | Проверочная работа №2 по теме « Поэтическая тетрадь№1» | ||||
Великие русские писатели | 24 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл | |||||
5.31. | А. С. Пушкин --великий русский писатель. | 1 | Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | ||||
5.32. | Лирические стихи А. С. Пушкина о природе. | 1 | |||||
5.33. | А. С. Пушкин «Зимнее утро», Настроение стихотворения . | 1 | |||||
5.34. | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Прием контраста в стихах. | ||||||
5.35. | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. | 1 | Проверка техники чтения | ||||
5.36. | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста.. | 1 | Подробный пересказ | ||||
5.37. | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Сравнение народной и литературной сказки. | 1 | |||||
5.38. | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 | Составление плана. | ||||
5.39. | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Иллюстрирование сказки.. | ||||||
5.40. | Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | «Скульптурный портрет Крылову» Творческая работа.. | ||||
5.41. | Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». | 1 | Выразительное чтение | ||||
5.42. | Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | 1 | Выразительное чтение | ||||
5.43. | Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. | 1 | Подробный пересказ Выразительное чтение | ||||
5.44. | Инсценирование басен И. А. Крылова. | 1 | |||||
5.45. | М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. Стих «Горные вершины», | 1 | Сравнение лирического текста и произведения живописи | ||||
5.46 | М.Ю.Лермонтов«Утес», «Осень».Сравнение лирического текста и произведения живописи. | Подбор музыкального сопровождения к лирическому произведению. | |||||
5.47 | Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. | . | |||||
5.48 | Тема и главная мысль рассказа «Акула». | Развитие речи: обучение выборочному пересказу | |||||
5.49 | Составление различных планов к рассказу «Акула». | 1 | |||||
5.50 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | 1 | |||||
5.51 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. | ||||||
5.52. | Особенности прозаического лирического текста. « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».. | 1 | Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание). | ||||
5.53. | Обобщение по теме :. «Великие русские писатели». | 1 | |||||
5.54. | Проверочная работа № 3 по теме «Великие русские писатели». | ||||||
Поэтическая тетрадь №2 | 6 ч | ||||||
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | |||||||
6.55. | Знакомство с названием раздела. Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» | Выразительное чтение | |||||
6.56. | Картины природы в стихах Н. А. Некрасова. «Не ветер бушует над бором..» | 1 | Выразительное чтение | ||||
6.57. | Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы».Авторское отношение к герою. | 1 | Выразительное чтение | ||||
6.58 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | Создание словесных картин в стихе К. Д. Бальмонта «Золотое слово» | ||||
6.59 | . А. Бунин «Детство». «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы в его стихах. | 1 | |||||
6.60. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Проверочная работа № 4 по теме « Поэтическая тетрадь» | ||||
Литературные сказки | 8 ч | ||||||
7.61. | Знакомство с названием раздела. Нравственный смысл сказки Д. Н. Мамина- Сибиряка «Аленушкины сказки», «Сказка про Храброго зайца. | 1 | Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
7.62 | Сказка Д. Н. Мамина- Сибиряка «Сказка про Храброго зайца. Характеристика героев сказок. | 1 | Составление характеристик героев сказок. | ||||
7 63 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | 1 | Составление характеристики лягушки. | ||||
7.64. | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | 1 | Составление смешных историй. | ||||
7.65. | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 1 | |||||
7.66. | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | Составление плана сказки. | ||||
7.67. | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки.. | ||||||
Проверка техники чтения | |||||||
7.68. | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | 1 | Проверочная работа № 5 по теме « Литературные сказки» | ||||
Были-небылицы | 10 ч | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | |||||
8.69. | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с героями произведения. | 1 | Прогнозирование содержания раздела | ||||
8.70. | Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького «Случай с Евсейкой». | 1 | Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | ||||
8.71. | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения.. | 1 | |||||
8.72. | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои, характеристика героев | 1 | Выборочный пересказ. | ||||
8.73. | А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. | 1 | |||||
8.74. | А. И. Куприн «Слон» Основные герои произведения. | 1 | Пересказ. | ||||
8.75. | А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | 1 | Подготовка к полному и | ||||
краткому пересказам | |||||||
8.76. | А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. | 1 | |||||
8.77. | Обобщение по разделу «Были-небылицы» | 1 | |||||
8.78. | 1 | Проверочная работа № 6 по теме « Были-небылицы» | |||||
Поэтическая тетрадь №3 | 6 ч | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||
9.79. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | |||||
9.80. | Стихи о животных С Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон». | 1 | |||||
9.81 | Средства художественной выразительности. И авторское отношение к изображаемому в стихах С. Черного. | 1 | Отработка выразительного чтения. . | ||||
9.82. | Картины зимних забав в стихах А. Блока. | 1 | Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему | ||||
9.83. | С. А. Есенин «Черемуха».Средства художественной выразительности в стихотворении. | 1 | |||||
9.84. | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь» | 1 | Проверочная работа № 7 по теме « Поэтическая тетрадь» | ||||
9.85. | Люби живое | 16 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. | 1 | Прогнозирование содержания раздела | |||||
10.86. | Сочинение на основе художественного текста. Тема «моя Родина»- основная мысль текста. | 1 | |||||
10.87. | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 1 | |||||
10.88. | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».Составление рассказа о герое. | 1 | Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | ||||
10.89. | В. И. Белов «Малька провинилась» Озаглавливание текста, | 1 | |||||
10.90. 10.91. | В. И. Белов «Еще про Мальку ». Герои рассказа. | 1 | |||||
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. | 1 | ||||||
10.92 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. | 1 | |||||
10.93. | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 | |||||
10.94. 10.95. | Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. | 1 | Краткий пересказ | ||||
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. | 1 | Краткий пересказ. | |||||
10.96. | Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа. | 1 | Подробный пересказ на основе плана | ||||
10.97. | В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 | Развитие речи: обучение выборочному пересказу | ||||
10.98. | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 1 | Составление плана к рассказу | ||||
10.99. | Обобщение по разделу « Люби живое » | 1 | |||||
10. 100 | 1 | Проверочная работа № 7 по теме « Люби живое» | |||||
10. 101 | Поэтическая тетрадь №4 | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения. | 1 | Прогнозирование содержания раздела | |||||
11. 102 | С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. | Отработка выразительности. |
| ||||
11. 103 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре».. | 1 | Выразительное чтение | ||||
11 104 | С. В. Михалков «Если» | 1 | Выразительное чтение. | ||||
11. 105 11. 106 | Е. А. Благинина «Кукушка», . Способы изображения характера героя в произведении. | 1 | Проверка техники чтения | ||||
Е. А. Благинина «Котенок». | 1 | Устные рассказы о домашних питомцах. | |||||
11. 107 | 1 | Проект: «Праздник поэзии». | |||||
11. 108 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь №5 » | 1 | Проверочная работа № 8 по теме «Поэтическая тетрадь №5 » | ||||
Собирай по ягодке - соберёшь кузовок | 12 ч | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||
12. 109 | Знакомство с названием раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Особенности заголовка .Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 1 | Прогнозирование содержания раздела. | ||||
12 .110. | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания . | 1 | |||||
12 .111. | А. П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа, особенности речи героев. | 1 | Чтение по ролям. | ||||
12 .112 | А. П. Платонов «Еще мама». | Чтение по ролям. | |||||
12 .113 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. | 1 | |||||
12 114 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. | 1 | |||||
12. 115 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. | 1 | |||||
12. 116 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. | 1 | |||||
12. 117 | Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | 1 | |||||
12. 118 | Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа.. | 1 | |||||
12. 119 | Н. Носов «Друг детства». Анализ заголовка. | 1 | |||||
12. 120 | Обобщение по разделу « Собирай по ягодке - соберёшь кузовок » | 1 | Проверочная работа | ||||
№ 9 по теме « Собирай по ягодке - соберёшь кузовок » | |||||||
По страницам детских журналов | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||
13. 121 | Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. | Прогнозирование содержания раздела. | |||||
13. 122 | По страницам детских журналов. | ||||||
13. 123 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | Пересказ. | |||||
13. 124 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | Вопросы и ответы по содержанию. | ||||
13. 125 | Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | ||||||
13 126 | Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда.. | 1 | Легенды своей семьи, своего города, своего дома | ||||
13 127 | Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. | 1 | |||||
13. 128 | Обобщение по разделу « По страницам детских журналов » | 1 | Проверочная работа № 10 по теме « По страницам детских журналов » | ||||
Зарубежная литература | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать | |||||
14 129 | Знакомство с названием раздела.Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | 1 | Прогнозирование содержания раздела. | ||||
14 130 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 1 | |||||
14 131 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. | 1 | Пересказ | ||||
14. 132 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки. | 1 | |||||
14. 133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки. | 1 | |||||
14. 134 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. | 1 | |||||
14. 135 | Обобщение по разделу « Зарубежная литература » | 1 | Проверочная работа № 11 по теме « Зарубежная литература » | ||||
14. 136 | Обобщение изученного за год. | Проверка техники чтения. | |||||
Итого 136 часов | |||||||
Способы и формы оценки образовательных результатов
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Модели инструментария для оценки достижений учащихся
- Источники информации:
- деятельность учащихся
- статистические данные
- Работы учащихся
- результаты тестирования
- Методы:
- Открытый ответ
- Выбор ответа
- Наблюдения
- Оценка процесса выполнения
- Краткий ответ
- Портфолио
Нормы оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
3. Требования к уровню сформированности навыка чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту | Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту | Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту | Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению |
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Подготовка к выразительному чтению — разметка текста.
Логическое ударение фразовое:
первое - ударное слово подчеркивается пунктиром _ _ _
второе - одной чертой ______,
третье — двумя чертами
Пауза: короткая - расположенными по вертикали точками
средняя — одной вертикальной чертой |
длинная - двумя вертикальными чертами | |
Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз ↘
повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх ↗
Темп: замедление - на полях словом - медл. или --—--
убыстрение - на полях словом - быстро или ____
Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Литература для учащихся:
- Основная:
1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Литературное чтение 3 класс, М.: Просвещение, 2012г.
- Дополнительная:
1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2010 г.
2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2007
Пособия для учителя:
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Н.А. Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М., Просвещение, 2012.
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...