Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "Волшебная красота русской зимы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по теме: "Волшебная красота русской зимы" Стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…», «Пороша».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_krasota_russkoy_zimy.doc | 810.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
литературного чтения
в 4 классе
учителя МБОУ «СОШ № 106»
Рудаковой Т. А.
Тема урока: Волшебная красота русской зимы.
Стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…», «Пороша».
Цели: 1. Учить воспринимать содержание поэтического текста.
2. Формировать понятие о сравнении, олицетворении.
3. Воспитывать любовь к русской поэзии, природе.
Коррекционные цели: 1. Развивать воображение учеников, их речь.
2. Расширить кругозор учеников.
3. Отработать умение выразительно читать художественный текст, анализировать его.
Виды работы на уроке:
- Речевая работа: сравнение стихотворения со сказкой, определение настроения
- Работа с иллюстрациями
- Анализ стихотворения
- Выборочное чтение
- Выразительное чтение
- Концерт учеников
Сегодня на уроке чтения мы продолжаем путешествие в зимнюю сказку. Как мы будем путешествовать?
В своем воображении.
С помощью чего мы это сделаем?
С помощью художественных произведений.
T
Чему вы будете учиться на уроке?
Анализировать художественный текст и выразительно его читать.
Что нужно сделать для подготовки к выразительному чтению?
Раскрыть секреты поэтического слова.
Какие секреты используют писатели и поэты?
Сравнение, олицетворение, использование эпитетов.
Нам поможет оказаться в зимней сказке стихотворения Сергея Есенина.
Послушайте стихотворение «Поёт зима - аукает…» Как вы думаете, какие чувства вызывает у поэта зима? Тоски, грусти.
Какие слова выражают эти чувства? «с тоской глубокою», «больно холодна».
Прочитайте стихотворение про себя. Какие картины природы вам представляются? Лес, метель.
Какие приёмы использует поэт, чтобы мы почувствовали его отношение к зиме, представили картины зимней природы? Эпитеты, сравнение, олицетворение.
Прочитайте стихотворение в парах. Найдите эпитеты, какие вам кажутся наиболее интересными и выразительными?
Эпитеты - мохнатый лес, с тоской глубокою, в страну далёкую, седые облака, ковром шелковым. Если мы заменим седые на белые или серые, что произойдёт? Изменится не только смысл, но и звучание стихотворения.
Найдите в тексте слова обозначающие действия зимы. Поёт, аукает, баюкает. Эти слова имеют прямое или переносное значение? Переносное.
Для чего их использует автор? Какой признак зимы он описывает? Вой зимнего ветра. Использование звуков[о,у]
Какое сравнение использует Есенин? Ковёр шелковый – снег.
В этом стихотворении Есенин использует слово, которое сам придумал, как вы думаете, какое? Стозвоном. Что оно означает? Сто звонов. Много звонов. Если вы были в зимнем лесу, то знаете, что даже в самую тихую погоду слышится множество звуков: треск веток, скрип снега.
Какие словосочетания вам показались необычными, интересными?
В этом стихотворении можно увидеть и противопоставление:
метель – ковром шелковым стелется, но ещё она и холодная.
И действительно, зима представляется нам волшебным временем года, но вместе с тем и суровым.
Чтобы вы не замёрзли, проведём физ. минутку.
Мы продолжаем знакомиться с тайнами русской зимы. Следующее стихотворение называется « Пороша».
Что означает слово «пороша»?
Слой только что выпавшего снега.
Послушайте стихотворение, если нужно закройте глаза и постарайтесь представить ту картину зимней природы, которую описал поэт.
Что вы представили?
Посмотрите на иллюстрации художника
А. Парамонова. Какая из них подходит к этому стихотворению? Почему?
T
Какое настроение передает поэт через свое стихотворение?
Спокойствие, тишина, немного грустно, таинственно
Через какие слова это понятно?
Еду. Тихо.
Дремлет
бесконечная дорога,
убегает вдаль
Даже вороны в стихотворении «расшумелись», а не раскаркались.T
На что похоже это стихотворение?
На сказку.
Какие слова помогли вам это понять?
Заколдован
невидимкой,
под сказку сна.T
С помощью каких приёмов поэт передает сказочность зимней природы? Чтение по четверостишию в парах.
Олицетворение
Лес – дремлет
Сосна - подвязалася, понагнулась, оперлася
Снег - стелет
Сравнение. Какие слова указывают на сравнение? Как, будто. Если их нет-скрытое сравнение.
Снег на сосне – косынка
Снег - шаль
Сосна-старушка
Ветка-клюка (палка)
Снег на лугу - шаль
Дорога-лента
Почему снег сравнивается с шалью? Для чего нужна шаль? Снег согревает землю и растения, спасает от мороза.
«Валит снег» - как вы понимаете смысл слова «валит»? Падает хлопьями, много. Можно ли заменить словом «идёт»? Поменяется смысл.T
Мы прочитали два стихотворения. Чем они похожи. Изображают зиму, один автор.
Чем отличаются? Настроением, чувством, которое хотел передать автор.
Это нужно учесть при чтении этих стихотворений.
Перед тем как учиться выразительно читать стихотворение, представьте, что вы сосны, но только молодые, как вы растете и тянетесь к солнцу.T
Для подготовки к выразительному чтению выберите любое из стихотворений Есенина. Что мы делаем с текстом для того, чтобы выразительно его прочитать?
Расставляем паузы, обозначаем логическое ударение. Работа в парахT
Еду./Тихо./ Слышны звоны Поёт зима /– аукает,/
Под копытом на снегу,/ Мохнатый лес баюкает
Только серые вороны Стозвоном сосняка.//
Расшумелись на лугу./ T
T Кругом с тоской глубокою/
Заколдован невидимкой,/ Плывут в страну далёкую/
Дремлет лес под сказку сна,/ Седые облака.//
Словно белою косынкой T
Подвязалася сосна А по двору метелица
T Ковром шелковым стелется,/
Понагнулась,/ как старушка,/ Но больно холодна…
Оперлася на клюку,/
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку /
T
Скачет конь,/ простору много,/
Валит снег и стелет шаль./
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Чтение стихотворения несколькими учащимися. Что помогло вам понять эти стихи, прочувствовать настроение? Секреты поэтической речи. Достигли вы цели, которую ставили в начале урока? (личные цели)T
Я знаю, что дома вы учили стихи о зиме. Кто хотел бы выступить с выразительным чтением?TКакое домашнее задание хотели бы получить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения "Волшебная красота русской зимы"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме:" Волшебная красота русской зимы в стихотворениях С. А. Есенина"...
Конспект урока. Сочинение- рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Сочинение- рассуждение "В чем красота русской зимы?"...
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
урок технологии в 4 классе "Красота русской зимы"
комбинированный урок по технологии и изобразительному искусству в 4 классе...
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 КЛАСС по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 класс ФГОС по программе "Школа России". Раздел «Люблю природу русскую. Зима» проводится после изучения ...
Конспект внеклассного мероприятия 2 класс на тему "Волшебный мир театра"
Тема: «Волшебный мир театра»Цели: Ознакомление учащихся с историей театра; развитие возможностей воспитания в разнообразных видах сценической деятельности....
Контрольная работа по литературному чтению 2 класс по теме "Люблю природу русскую (зима)"
Контрольная работа в форме теста по литературному чтению 2 класс по теме "Люблю природу русскую (зима)"...