Н. Носов «Приключение Незнайки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Артемьева Татьяна Павловна

Познакомить учащихся  с биографией и творчеством  Н.Н. Носова.
Познакомить учащихся с  отрывком из рассказа  «Приключение Незнайки и его друзей»,  его идейно-смысловым и художественным содержанием.

Формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое» чтение
Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
Развивать устную речь учащихся.

Формировать читательскую самостоятельность.
Развивать образное и логическое мышление.
Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.
Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать многообразие психических процессов, фонематический слух, самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_lit._chteniyu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

Урок литературного чтения

 в 1  «Б» классе.

Тема урока:  Н. Носов «Приключение Незнайки»

Классный руководитель- Артемьева Т.П.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока

Образовательные:

1.Познакомить учащихся  с биографией и творчеством  Н.Н. Носова.

2.Познакомить учащихся с  отрывком из рассказа  «Приключение Незнайки и его друзей»,  его идейно-смысловым и художественным содержанием.

 3.Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения целыми словами, над выработкой хорошей дикции.  

4. Формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое» чтение

5. Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

1.Развивать устную речь учащихся.

2. Формировать читательскую самостоятельность.

.3. Развивать образное и логическое мышление.

 4.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.

 5.Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать многообразие психических процессов, фонематический слух, самооценку.

Воспитательные:

1.Воспитание норм морали и нравственности, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

 2. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.

3.Воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: учебник «Капельки Солнца» 1 класс, портрет Н.Носова, выставка книг  

 Н.Н. Носова, программное обеспечение Microsoft Оffice Word , Microsoft Power Point, плакат с Незнайкой, трафареты с именами героев рассказа, успешки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка рабочих мест.

Психологическая установка на урок:

Учитель:  Мы друг другу повернёмся, и друг другу улыбнёмся.

Каждый день всегда ,всегда везде

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2.Актуализация знаний.

Учитель: я буду читать строчку из стихотворения, а вы должны назвать автора и название.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка,

К нему идёт зверушка

Попрыгать- поиграть

Учащиеся:  Юнна Мориц «Попрыгать-поиграть»

Учитель :кто знает это стихотворение наизусть?

Ученик читает стихотворение.

Учащиеся словесно оценивают чтение ученика.

Учитель:

Скажи  по громче

Слово «гром»-

Грохочет слово,

Словно гром.

Учащиеся: Агния Барто «Игра в слова»

        Ученик читает стихотворение.

Учащиеся словесно оценивают чтение ученика.

Учитель:

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Учащиеся: Ирина Токмакова  « Плим»

Ученик читает стихотворение.

Учащиеся словесно оценивают чтение ученика.

Учитель:

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон,

 Старый , серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Учащиеся: Ирина Токмакова.

Ученик читает стихотворение.

Учащиеся словесно оценивают чтение ученика

3.Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемы урока.

На доске висит плакат с Незнайкой.

Учитель: ребята,  у Незнайки возникла большая проблема, он  не знает как  писать стихи , чтобы они были интересные  и необидные, .и просит вас о помощи.

2)Знакомство с биографией и творчеством Н.Н. Носова

Презентация.

        

Учитель: Николай Николаевич Носов один из любимых детских писателей. Много ребят выросло на его юмористических, забавных, познавательных произведениях. Николай Николаевич родился в Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

         Николай Николаевич Носов начал писать в1938 году, это было 68 лет назад. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук-тук-тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году. Николай Николаевич Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принёсла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Н.Н. Носков умер в 1976 году. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы этого писателя. Они смешные, добрые, поучительные

3)Выставка книг.

4)Первичное восприятие текста

Текст читает учитель для целостного восприятия произведения. Учебники детей закрыты.

5)Проверка первичного восприятия текста

— Что вы можете сказать о прочитанном?

— Что особенно понравилось в этом рассказе?

— Кто главные герои этого произведения?

4.Физкультминутка

Вышли уточки на луг: кря- кря- кря

Прилетел весёлый жук : ж-ж-ж

Гуси шею выгибают

Клювом перья расправляют: га-га-га

Звонко квакает лягушка : ква - ква-ква

Ветки ветер раскачал : р-р-р

Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.

5.Чтение и анализ произведения

1.) Словарная работа.

Слайд 1

Учитель:  Прежде, чем перечитать рассказ, уточним  значение некоторых слов.

Поэт-автор стихотворных поэтических   произведений.

Художник-человек. который творчески работает в какой-либо

Срамить  -позорить          

Рифма-созвучие концов стихотворных строк.

Бормотал-говорил тихо, быстро и невнятно.

Вскипел-

2)Работа над чтением трудных слов

        Слайд 2

По- нас-то-я-ще-му

О-ду-ван-чи-ков

Сде-лать-ся

О-кан-чи-ва-ют-ся

Воз-вра-щать-ся

        Первый раз трудные слова читаются по слогам, затем — целыми словами.

3)Речевые разминки.

        Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой, написанной на доске, — выполним дыхательную гимнастику:

Как у горки на пригорке

                                                             Жили 33 Егорки.

        Вспоминаем правила разучивания скороговорок.

Слайд 3.

     медленно

             ↓

средняя скорость

             ↓

   3 раза быстро

        Прочитав скороговорку быстро, на вдохе начинаем отсчёт: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… Необходимо считать до тех пор, пока есть воздух в лёгких.

        Чтение 1 раз хором слоговой таблицы.

   Ве-во-ви-вы-ва — в лесу выросла трава.

   Са-си-сы-со-су — даю Саше лису.

   Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра — начинается игра.

   Ар-арь-ар—ар-арь — на стене висит фонарь.

4)Вторичное чтение

Учитель: Откройте учебники на странице 53. Начинаем читать рассказ по «цепочке»,

 далее в парах.(По частям).

  1. Анализ произведения.

Учитель при подготовке делит рассказ на смысловые части для анализа во время второго чтения.

Вопросы к 1-ой части:

— Кем решил сделаться Незнайка?

—На какой улице жил знакомый поэт Незнайки?

— Как его звали? (выборочное чтение)

— Почему он выбрал себе такое имя?

— Что попросил Незнайка у Цветика?

— Найдите и прочитайте, где Цветик объясняет, как нужно писать стихи?

Вопросы ко 2-ой части:

— Прочитайте как Незнайка сочинял стихи.

— Какой стих он сочинил про Знайку?

— Почему Знайке не понравилось?

— Что ответил Незнайка на возражения Знайки? (Выборочное чтение)

Вопросы к 3-ей части:

— Какой стих сочинил Незнайка про Торопыжку?

— Понравилось стихотворение Торопыжке?

—   Какой стих сочинил Незнайка про Авоську?

  Вопросы к 4-ой части:

— Какой стих сочинил Незнайка про Пилюлькина?

—Вам понрввились стихи Незнайки? Почему?

—   Чтобы вы посоветовали человеку, который решил серьёзно заняться стихами?

3)Работа в малокомплектных группах.

Учитель делит учащихся на 4 группы. Каждой группе даёт листочек со словом.

Учитель: Ребята попробуйте к слову  подобрать рифму.

Ромашка, точка, кошка, палка.

Каждой ответившей команде учитель даёт трафарет с именем героя рассказа.

Учитель: Ребята. прочитайте  слова на ваших трафаретах. Что это за слова? Как вы думаете , почему их так звали?

Учитель: Ребята, переверните кружочки, которые лежат у вас на столе. Прочитайте.

У каждого ученика лежит кружочек, на обратной стороне которого написано «молодец».

6.Итог урока.

-Что было трудным на уроке?

-Что было лёгким?

-Что было интересным?

7.Словесное оценивание учащихся.

8.Домашнее задание.

Стр. 53-58 выразительно читать, вопросы (стр. 58).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения во 2 классе Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

интегрированный урок (театр - литературное чтение) 2 класс Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"...

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» ( литературная игра )

Методическая разработка урока внеклассного чтения может быть использована и для проведения внеклассного мероприятия....

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Тест по произведению Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Глава. 9-10

Тест по произведению Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Глава. 9-10...

конспект урока и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе планета знаний. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

конспект урока и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе планета знаний. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"...