"Краски и звуки зимы" Стихотворения С. Есенина
учебно-методическое пособие (2 класс) по теме
Представлена разработка внеклассного занятия в группе продленного дня..
На уроке идет работа со стихотворениями С. Есенина "Поет зима, аукает..." и "Пороша"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s._esenin_urok.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: Звуки и краски зимы
Стихотворения С. Есенина «Поёт зима аукает…» и «Пороша»
Класс: 2
Цель:
- Приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений.
Задачи:
- Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения над языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта.
- Закреплять умение вести диалог с автором произведения.
- Формировать творческое воображение через умение представлять картины, изображаемые автором.
- Формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.
- Развивать эмоциональную сферу через работу над стихотворением.
- Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Технологии: ИКТ, проблемно-диалогическая
Ход урока:
- Эмоциональный настрой.
- Посмотрите клип «Зимняя сказка», внимательно рассмотрите картины, показанные в клипе и вслушайтесь. Запомните словосочетания, которые вам особенно понравятся.
-Клипы – это музыка и поэзия. Поэзия и музыка – это мир чувств и настроений. На уроке мы будем читать стихотворения. Слушать музыку, рассматривать картины русских художников. Всё это поможет воссоздать образы зимней природы.
-Назовите словосочетания, которые вы услышали в этой песне.
У: Тёплое одеяло, снег мягкий, мохнатые ресницы, дремучий лес, золотые совы , сказочное сиянье, спят сугробы , белые слоны, рассказывает сказку, засыпает медленно.
- На какие литературоведческие понятия можно разделить эти словосочетания?
У: Метафора, сравнение, эпитеты.
- Все эти понятия будут необходимы на уроке.
- Давайте вспомним, что такое эпитеты.
- Много эпитетов у Зимы: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Матушка зима. Мы же на уроке рассмотрим Зиму с другой стороны.
- Какой эпитет, характеризующий зиму, пропущен в совах известных поэтов?
- Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.
У: « ______ зимою
Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)
«… И вот сама
Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)
- Можно ли сказать, что это слова близкие по значению? Как называются такие слова?
- Какое общее значение они имеют?
У: преображают мир
- Зима бывает разная. Давайте подберём эпитеты, которые характеризуют зиму не с лучшей стороны.
У:
Зима холодная.
Зима морозная.
Зима коварная.
Зима лютая.
Зима жестокая.
Зима беспощадная.
- Зима, действительно, бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и тоже время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
- Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина, послушайте музыку Вивальди и скажите что общего в музыке и в картинах. Какие чувства у вас возникли?
- Созвучны ли клип, картины Шишкина и музыка Вивальди? В чём различие?
- Знакомство с содержанием раздела 7.
- Прослушав и посмотрев клип, можем ли сказать какой раздел мы начинаем читать?
- Посмотрите содержание раздела на стр. 207. Какие предположения ваши подтвердились?
- Встретились ли вам знакомые авторы? Какие имена вы видите впервые?
- Что ждёте от чтения произведений этого раздела?
- Какие задания вам скорее всего придётся выполнять?
- Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает».
а) Работа с текстом до чтения.
- Кто автор этого стихотворения? Читали уже его стихотворения? Что ждёте от чтения нового текста?
- Прочитайте заглавие. Эта строчка уже знакома вам?
У: Она вынесена в название раздела.
- Как вы думаете, какие песни могут быть у зимы?
У: вой и свист ветра, завывание метели, треск веток
- Какое настроение у этих песен?
б) Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение (самостоятельно про себя).
- Подчеркните слова, которые вам непонятны, значение которых бы вы хотели объяснить своим одноклассникам.
Словарная работа.
- Какие чувства у вас возникли? Какие картины зимы представили?
Чтение вслух по строфам.
1-я строфа. Кого напоминает зима?
У: Живое существо
2-я строфа. Какие чувства вызывают у автора воробьи?
- Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им.
- Как вы прочитаете эти строчки?
У: Чувством жалости, нежности
3-я строфа. Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ.
У: Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли
- Почему автор употребил слово ОЗЯБЛИ?
У: Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным.
- Какими вы представляете воробышков?
- Как изменилось отношение автора к метели? Почему? Как он теперь её называет? Сначала она СТЕЛИЛАСЬ ковром, а теперь?
- Как вы думаете, почему злится метель?
- О чём мечтают воробышки?
Вопросы после чтения.
- Кому автор сочувствует? Кого жалеет? Что его тревожит?
- Исследовательская работа.
1 вариант: Подчеркнуть слова, которые помогают увидеть цвет зимы.
2 вариант: Подчеркнуть слова, которые помогают услышать звуки зимы.
- С. Есенин ни разу не употребляет слова, обозначающие цвет, номы увидели эти цвета – белый и серый. Как это получается?
У: Седые облака, метелица, вьюга, мёрзлое окно – мы видим , представляем цвета.
- В стихотворении С. Есенина мало красок, но зато много звуков.
У: Поёт, аукает, баюкает, стозвон, рёв, стук, звук вихря.
- Сравним две картины, которые нарисованы в стихотворении : зима и весна.
- Какие литературоведческие понятия использует автор?
ЗИМА
Холодная (стозвон сосняка, звукопись)
Сравнения (ковёр шелковый – холодный, детки сиротливые)
Выбор особых слов – имён прилагательных: тоска ГЛУБОКАЯ, СЕДЫЕ облака, БЕШЕННЫЙ рёв вьюги.
ВЕСНА
Прекрасная
Улыбка
Ясная ЭПИТЕТЫ
красавица
- Выразительное чтение стихотворения.
- С каким чувством будем читать?
У: О вьюге-с тревогой, печально, о птичках – с нежностью, о весне – с радостью.
- Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша».
- Объясните слово ПОРОША, подберите однокоренные слова.
- Как вы думаете, изменилось отношение автора к зиме, если стихотворение было написано спустя четыре года?
- Прочитайте стихотворение , постарайтесь почувствовать настроение автора и поделиться своими размышлениями.
- После чтения ответить на любой вопрос, который вам больше понравился.
Беседа по содержанию стихотворения, подготовка к выразительному чтению
- Чтобы точнее представить картину, описанную поэтом, давайте вчитаемся и поразмышляем.
- Почему автор начинает стихотворение с двух коротких (в одно слово) предложений?
- Какие звоны он слышит?
У: Звон бубенцов, колокольчиков на сбруе лошади.
- Как вы думаете, какое это время суток?
У: Наверное, утро.
- Вспомните значение слова пороша.
-Как вы понимаете строчки про лес? Что это за невидимка?
У: Мороз
- Какой сон может видеть лес?
- Что особенно бросилось автору в глаза?
У: Сосна
- Где пролегал путь? Опишите это место.
У: Дорога шла вдоль леса. Одинокая сосна чуть ближе к дороге.
- Изменилось ли отношение автора к зиме?
У: Зима другая. Настроение более спокойное, светлое. В стихотворении больше жизни: шумят вороны, стучит дятел, звенят бубенцы, стучат копыта лошади, тоже холодно (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль)
- Но есть и общее: поэт «оживляет» природу.
Подготовка к выразительному чтению.
- Определите темп и громкость чтения.
У: Неторопливо, негромко
Выразительное чтение стихотворения.
- Если бы вам предложили нарисовать портрет зимы, какой бы вы её изобразили?
- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
- Об авторе.
- Что ещё вы узнали о поэте Сергее Есенине?
У: Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу.
- Домашнее задание:
Выучить любое стихотворение наизусть. Нарисовать портрет Зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осень в звуках и красках
Мне очень нравится проводить интегрированные уроки. они дают большую возможность учителю раскрыть материал ярко, интересно. Я часто интегрирую уроки. особенно хорошо получается при интеграции литерату...
Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"
Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного и любви к ...
Презентация "Звуки и краски зимы" по окружающему миру,1 класс
Содержит информацию о зимних месяцах, их особенностях, приметах....
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Презентация к уроку "Краски и звуки лета" А.П. Чехов "Степь" (фрагмент).
Презентация к уроку "Краски и звуки лета" А. П. Чехов (фрагмент) "Степь". Презентация составлена к конспекту из методических рекомендаций для учителя "Уроки литературного чтения" 3 класс...
Осень в красках и звуках
Звуки осени...
Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)
План-конспект урока "Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)", 3 класс, "Школа-2100"...