Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК"Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Бурмистрова Галина Андреевна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мои публикации63.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Устьянская средняя(полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского муниципального района Алтайского края

«Рассмотрено»                                      «Согласовано»                            «Утверждаю»

Руководитель ШМО                        Зам директора по УРВ        Директор МБОУ «Устьянской   С(п)ОШ»                                                                                                           Лещенко Е.А                                        Олешко А.М.                                               Полюх Т.П

___________________                          ___________________                        ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: литературное чтение

Класс 4

Образовательная область  Филология

                                                                       Учитель: Бурмистрова Г.А

                                                            Высшая квалификационная категория

2013-2014 учебный год

УМК «Школа России».

   Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.

Наша школа в течение многих лет работает по УМК «Школа России». Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Некоторые  дети нашей школы учатся при условии двуязычия (казахи, немцы) и учебники них должны быть  доступны и понятны. В этом же плане надо отметить еще тот факт, что многие будущие первоклассники не посещают детские сады, не умеют читать, писать, считать. Таким детям особенно  нужны учебники, которые, с одной стороны, им посильны, а с другой – интересны, познавательны и учат учиться. 

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Литературное чтение» 2004 года и авторской программы по литературному чтению для 4 класса автора Л.Ф. Климановой// Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1. М.: Просвещение, 2008

В Федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут. Поэтому никаких изменений в программе нет.

        Программа рассчитана на102 часа в год.

Кроме того выделены резервные 3 часа для проверки техники чтения учащихся.

I четверть – 27 часов

II четверть – 22 часа

III четверть – 30 часов

IV четверть – 25 часов

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению; художественных произведений.

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1. Учебник «Родная речь». 4 класс в 2-х частях. Автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2006 г.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Авторы Кутявина С.В., 2010г

3. Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:

• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
• http://www.proshkolu.ru/
• http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
• http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
• http://www.nachalka.info/about/193/
• http://roditel.edu54.ru/node/16047
• http://www.uchportal.ru/load/47

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Общая характеристика учебного предмета

        Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.    

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре  народов многонациональной России;

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по литературному чтению

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Круг чтения,  IV  класс, 102 ч

Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.

"Летописи. Былины. Жития" (8ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики" (15 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермон тов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1"(8 ч)

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; НА Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (12 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (7 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна далекого детства" (7 ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2" (3 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы" (11 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3" (6 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (5 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (5 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (15 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Дата

     

КОЛ. ЧАСОВ

Виды контроля    

Домашнее задание

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

27часов

ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ

8 часов

Вводный урок. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1час

Фронтальный опрос

Рабочая тетр с 4-7

Знакомство с отрывком из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С.Пушкна.

1час

Текущий  Выразительно

Рабочая тетр с. 11

Учебник с10-11

Знакомство с былиной «Ильины три поездочки».

1час

Текущий  Выразительно

Рабочая тетр.с.14

Деление на части былины «Ильины три поездочки».

1час

Текущий  Выразительно

Пересказ одной из частей

Чтение и анализ былины «Ильины три поездочки».

1час

Текущий  Выразительно

С.12-24 вопросы

Знакомство с отрывком из «Жития Сергия Радонежского».

1час

Текущий  Выразительно

С. 25-29

Чтение и анализ отрывка из «Жития Сергия Радонежского».

1час

Текущий  Выразительно

С. 30-33

Обобщающий урок по разделу «Летописи, былины, сказания, жития». Проверка техники чтения.

1час

Тест

Проверка тех. чтения

Сделать газету к памятной дате

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ

15 часов

Знакомство с творчеством П. П. Ершова и его сказкой

 «Конёк – горбунок».

1час

Текущий  Выразительно  

С 41-53

Тетрадь с. 24

Работа со сказкой П. П. Ершова «Конёк – горбунок».

1час

Текущий  Выразительно  

С54-62

Сходство русской народной сказки и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк – горбунок».

1час

Текущий     Выразительно  

Тетрадь с.25

Знакомство со стихотворениями А. С. Пушкина  « Няне. Туча».

1час

Текущий

Наизусть одно

С68-70

Знакомство с произведением А .С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне …».

1час

Текущий   Выразительно  

С.72-76

Анализ поступков героев в «Сказке о мёртвой царевне …»  А .С. Пушкина.

1час

Текущий

Выразительно

С.77-85

Развитие навыка чтения по ролям на основе произведения А. С. Пушкина  «Сказка о мёртвой царевне …».

1час

Текущий

Выразительно

С.86-92

Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека».

1час

Текущий

Выразительно

С. 98

Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и его произведением «Ашик-Кериб». Хорошие  плохие поступки людей.

1час

Текущий

Выразительно

С.99-104

Завершение работы над произведением М.Ю. Лермонтова « Ашик – Кериб».

1час

Текущий

Выразительно

С.105-113

Тетр с.32

Чтение главы «Детство»  из автобиографической трилогии Л.Н.Толстого.

1час

Текущий

Выразительно

С116-120

Тетр.с.33

Знакомство с басней Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

1час

Текущий

Выразительно

С.121

Тетр с.34

Знакомство с творчеством А.П.Чехова и его рассказом  «Мальчики».

1час

Текущий

Пересказ

С.125-135

А.П.Чехов «Мальчики». Составление плана.

1час

Текущий

Выразительно

Тетр. С.34-35

Викторина  по разделу «Чудесный мир классики»

1час

Викторина

С.137

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

8 часов

Познакомить со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид. Эти бедные селенья. Как неожиданно и ярко», образно описывающими явления природы.

1час

Текущий

Наизусть

С. 140-142

Знакомство со стихотворениями А.А. Фета «Весенний дождь. Бабочка».

1час

Текущий

Наизусть

С.143-144

Изображение весенней природы в стихотворениях  Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», « Где сладкий шёпот …»

1час

Текущий

Выразительно

С.145-146

Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева «Дети и птичка».

1час

Текущий

Наизусть

С.147

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

22 часа

Тема любви к Родине в произведениях  И.С.Никитина «В синем небе».

1час

Текущий

Выразительно

С.148

Тетр. С. 42

Тема детства в стихотворении Н.А..Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…».

1час

Текущий

Выразительно

С.149-151

Знакомство со стихотворениями И.А.Бунина

« Листопад».

1час

Текущий

Выразительно

С.152-153

Обобщение  по разделу «Поэтическая тетрадь».

1час

Конкурс

С.155-156

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

12 часов

Знакомство со сказкой  В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». Знакомство с понятием - научно-познавательная сказка.

1час

Текущий

Выразительно

С. 158-161

Продолжение работы над сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

1час

Текущий

Выразительно

С.162-169

Развитие умения делить текст на смысловые части на основе сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

1час

Текущий

Выразительно

Тетр. С.45-46

Знакомство с произведением В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе». Роль описания в раскрытии характеров героев.

1час

Текущий

Выразительно

С.171-176

Чтение по ролям «Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина.

1час

Текущий

Выразительно

С.177-180

Отработка навыка правильного выразительного чтения на основе произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».

1час

Текущий

Выразительно

Тет. С.47

Знакомство с творчеством П.П.Бажова и его произведением «Серебряное копытце».

1час

Текущий

Выразительно

С.182-185

Тетр с.49

Анализ произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце». Особенности речи героев.

1час

Текущий

Выразительно

186-194

Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек».

1час

Текущий

Выразительно

С.195-199

Работа над содержанием сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Тема добра и зла в сказке.

1час

Текущий

Выразительно

С.200-209

Работа над содержанием сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

1час

Текущий

Выразительно

С.211-216

Обобщающий урок по изученному разделу.

1час

Текущий

Выразительно

Тетр.с. 51-53

ДЕЛУ- ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.

7 часов

Ознакомление с творчеством Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Авторская литературная сказка.

1час

Текущий

Выразительно

Тетр.с.57

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Деление произведения на части.

1час

Текущий

Выразительно

С4-10

Анализ характеров и поступков героев в произведении Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени».

1час

Текущий

Выразительно

Тетр.с. 58

Знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Главные реки». Комический эффект автора.

1час

Текущий

Выразительно

С.17-23

Тетр. С.59

Анализ произведения В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка».

1час

Текущий

Выразительно

С.25-28

Проверка техники чтения.

Провер тех чт

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

30часов

Знакомство с творчеством В.В.Голявкина. Чтение и анализ произведения «Никакой я горчицы не ел».

1час

Текущий

Выразительно

С.29-34

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».

1час

Тест

С35-36

СТРАНА ДЕТСТВА

7 часов

Знакомство с произведением Б.С.Житкова «Как я ловил человечков».

1час

Текущий

Выразительно

С.38-43-

Анализ поступков главного героя рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков».

1час

Текущий

Выразительно

С.44-46

Тетр.с.68

Знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1час

Текущий

Выразительно

С.47-52

Анализ произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1час

Текущий

Выразительно

Тетр.с.69-70

Развитие умения читать выразительно на основе произведения  К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1час

Текущий

Выразительно

С.53-58

Знакомство с творчеством М.М.Зощенко и его произведением «Ёлка».

1час

Текущий

Выразительно

С.59-64

Обобщение по разделу «Страна детства».

1час

Конкурс

С.65-66

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

3 часа

Знакомство с творчеством В.Я.Брюсова. Анализ и чтение стихотворений «Опять сон», «Детская».

1час

Текущий

Выразительно

С.68-69

Знакомство с творчеством М.Цветаевой.

1час

Текущий

Выразительно

С72-73

Обобщение  по разделу «Поэтическая тетрадь» (обобщающий урок).

1час

Устный журнал

Тетр. С.71-74

ПРИРОДА И МЫ

11 часов

Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

1час

Текущий

Выразительно

С.76-84

Роль рассуждений и диалогов а рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».  

1час

Текущий

Выразительно

С.84

Тетр.с.75-76

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.

1час

Текущий

Выразительно

С.85-86

Тетр.с.77

Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

1час

Текущий

Выразительно

С.87-91

Писательская наблюдательность В.М.Пришвина в рассказе «Выскочка».

1час

Текущий

Выразительно

С.92-95

Анализ поступков и героев рассказа В.М.Пришвина «Выскочка».

1час

Текущий

Выразительно

Тетр.с.80

Рассказ о животных Е.И.Чарушина «Кабан». Юмор в произведении.

1час

Текущий

Пересказ

С.96-99

Тема природы в произведении В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

1час

Текущий

Выразительно

С.100-103

Научные сведения о природе в произведении В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

1час

Текущий

Пересказ

С.104-109

развитие навыка сравнительного описания на основе произведении В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

1час

Ответы на вопросы

Тетр.С.82

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1час

Конкурс знатоков

Тетр.с.82-87

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

6 часов

Тема осени в стихотворениях Б.Л.Пастернака.

1час

Текущий

Выразительно

С.114-115

Весна, как время пробуждения и обновления природы в стихотворении С.А.Клычкова «Весна в лесу».

1час

Текущий

Выразительно

С.116-117

Знакомство с творчеством Д.Б.Кедрина. «Бабье лето».

1час

Текущий

Выразительно

С.118

Тема природы и Родины в стихотворении Н.М. Рубцова «Сентябрь».

1час

Текущий

Наизусть

С.119

Иносказательный смысл произведения С.А.Есенина «Лебёдушка».

1час

Текущий

Наизусть

С.120

Проверка техники чтения.

Обобщающий урок по разделу.

Конкурс «Лучший знаток поэзии».

1час

Проверка тех

Конкурс

Тетр.с.91

РОДИНА

5 часов

Тема любви к родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь»

1час

Текущий

Выразительно

С.128-32

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

25часов

Тема патриотизма в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине».

1час

Текущий

Наизусть

С.133-134

Прославление природы в стихотворении А.В.Жигулина «О, Родина! В неярком блеске!»

1час

Текущий

Выразительно

С.138

Тема войны в стихотворении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

1час

Текущий

Пересказ

С.139-140

Обобщающий урок по разделу «Родина».

1час

КВН

Тетр.с.92-96

СТРАНА ФАНТАЗИЯ

5часов

Знакомство с понятием научно-фантастической литературы через произведение Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»

1час

Текущий

Выразительно

С.144-147

Тетр.с.97

Выразительное чтение и анализ произведения Е.С.Велтистова «Приключения Электроника».

1час

Текущий

Пересказ

148-149

Знакомство с жизнью и творчеством писателя-фантаста Кира Булычёва и его произведением «Путешествие Алисы».

1час

Текущий

Выразительно

Рисунок

С.150-154

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

1час

Текущий

С.155-157

Обобщающий  урок «Чудеса в стране Фантазии».

1час

Конкурс

Тетр.с.103

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

15часов

Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Свифта  и его произведением «Путешествие Гулливера»

1час

Текущий

Выразительно

Рисунок

С.160-163

Тетр.с.107

Характеристика персонажей в произведении Дж.Свифта  «Путешествие Гулливера».

1час

Текущий

Выразительно

С.164-165

Чтение и анализ произведения Г.Х.Андерсена «Русалочка».

1час

Текущий

Выразительно

С.167-173

Поступки, действия, как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».

1час

Текущий

Выразительно

С.174-177

Тетр.с.109-110

Поступки, действия, как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».

1час

Текущий

Выразительно

С.178-181

Тема самопожертвования в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».

1час

Текущий

Выразительно

С.182-186

Г.Х.Андерсен «Русалочка» .

1час

Текущий

С.187-193

Знакомство с творчеством Марка Твена и произведением «Приключения Тома Сойера».

1час

Текущий

Выразительно

С.194-198

Тема первой любви в произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

1час

Текущий

Выразительно

С.199-200

Тетр.с.111-112

Библейские сказания. Сельма Лагерлёф «Святая ночь».

1час

Текущий

Пересказ

С.201-205

Раскрытие содержания произведения Сельмы Лагерлёф «Святая ночь».

1час

Ответы на вопросы

С.205-208

Библейские сказания. Сельма Лагерлёф «В Назарете».

1час

Текущий

С.209-212

Раскрытие содержания произведения Сельм Лагерлёф «В Назарете».

1час

Текущий

Выразительно

С.213-216

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

1час

КВН

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция  и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.

Литература для учащихся

  1. Климанова. Л. Ф.  Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2010. – 223 с.
  2. Крылова. О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2012. – 109 с.

Методическая литература

  1. Байкова М.И. Поурочные разработки  по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 160  с.

Дидактические материалы

  1. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 4 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.
  2. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005. – 75 с.

Материалы для проведения проверочных и контрольных работ

  1. Рудченко Л.И. Литературное чтение. 4 класс. Тестовые задания на основе единого текста. Волгоград: «Учитель», 2011. - 85 с.

                                                               

                                                      ЛИТЕРАТУРА

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
  2. Байкова М.И. Поурочные разработки  по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с.
  3. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 4 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.
  4. Климанова. Л. Ф.  Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2010. – 223 с.
  5. Крылова. О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2012. – 109 с.
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
  7. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 89 с.
  8. Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
  9. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005. – 75 с.
  10. Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.
  11. Рудченко Л.И. Литературное чтение. 4 класс. Тестовые задания на основе единого текста. Волгоград: «Учитель», 2011. - 85 с.
  12. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России

Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...

Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа  по литературному чтению разработана для 1 класса  к УМК "Школа России"...