С. Есенин Лебёдушка.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Курдюкова Елена Витальевна

Конспект урока по чтению 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin_lebyodushka_attestatsiya.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по чтению в 4-м классе по теме "С.А. Есенин. «Лебёдушка»"

Курдюкова Е.В.учитель начальных классов

Цели:

•        Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”.

•        Формировать представление о поэзии С.Есенина.

•        Учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору.

•        Формировать навык выразительного чтения.

•        Воспитывать любовь к природе, всему живому.

Оборудование:

•        портрет С. Есенина,

•        фотографии с видом села Константинова,

•        эпиграф,

•        музыка на стихи Есенина,

•        музыкальная шкатулка.

Ход урока

1. Пятиминутное чтение.

2. Орфографическое чтение.

Тут коршун….

Мама-стрижиха не появилась…

3. Повторение литературных терминов.

Открывается музыкальная шкатулка. Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение.

Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.

Летопись – это запись по годам исторических событий.

Эпитет-это непростое определение, а такое, которое помогает ярче представить героя, события, предмет.

Народные сказки – жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы.

4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина - замечательного поэта, лирика- пейзажиста.

5. Вступительное слово о поэте.

(Звучит музыка “Над окошком месяц, под окошком ветер…”)

Д: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново.

Вспоминает сестра Есенина: – “В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь” [2]. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов.

У: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

В 2006 году, мы отмечали 110 лет со Дня рождения великого русского поэта. К этому юбилею во многих городах России были установлены памятники поэту, памятные доски на тех домах, в которых жил поэт или часто бывал.

Школьники участвовали во Всероссийском литературном конкурсе. В нашей школе проходил праздник поэзии. Учащиеся читали стихи, звучали песни на слова Есенина. И это не случайно. Ведь родные Есенину “рязанские раздолья” граничат с нашей Мордовией. Есть мордовские села на Рязанщине. Наверняка с жизнью мордовского народа поэт был знаком. Здесь, в Мордовии, он навещал своих друзей, которых у него было немало и дружбой которых, он дорожил.

Есенин был признан известными поэтами и писателями того времени. М. Горький говорил: “С. Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком” [3].

Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру.

Прежде чем читать это стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча рядом с портретом поэта).

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

6. Чтение стихотворения учителем.

7. Беседа по первым впечатлениям.

- Какое настроение возникло у вас? Почему?

8. Работа со словариками настроений.

- Откройте словарики настроений и найдите меткие слова, которые помогут вам охарактеризовать настроение.

9. Самостоятельное чтение учащимися.

10. Работа над языком стихотворения.

- Прочитайте 1, 2, 3 строфы.

Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали?

(Словесное рисование).

У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. Посмотрите, как прекрасно раннее утро!

- Прочитайте 4, 5-11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”, “тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”, “цветы лазоревые”, “волны пряные”.

- Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках).

Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору.

- Прочитайте 12, 13, 14 строфы

11. Выборочное чтение.

У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах?

Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла.

- Прочитайте 22-27 строфы.

Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела? Как защищала детей?

Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический?

Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей

12. Работа над цветописью и звукописью.

У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28)

У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба, Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3)

У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет?

(Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега).

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук [р].

13. Работа над выразительностью чтения.

У: Как я читала стихи?

(Нараспев).

Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов?

(В былинах).

У: - Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. Послушайте песню на слова Есенина “Отговорила роща золотая” (Звукозапись).

А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос.

14. Звуковая разминка.

Скажи по-громче слово “гром”,

Грохочет слово, словно гром.

Скажи по-тише “шесть мышат”,

И сразу мыши зашуршат.

(1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо)

У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого.

15. Игра “Если бы я был волшебником”.

У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей?

16. Вывод по уроку.

У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)

У: Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” [2].

Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

Использованный материал:

1.        С.А.Есенин Избранные сочинения //Москва “Художественная литература” 1983.

2.        С.А.Есенин Собрание сочинений том 5 //Москва “Художественная литература”1968.

3.        А.А.Котлов “Есенин и Мордовия” //Саранск. Типография “Красный Октябрь”1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"

Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С. Есенина "Лебёдушка")

УМК "Школа России" Цели:1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.2.  Познакомить с особенностями...

Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".

Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме: С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс.

УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.Допущено Министерством образования РФ Цель: продо...

С.А. Есенин «Лебёдушка» (конспект урока с использованием ИКТ)

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России» с использованием информационно-компьютерных технологий. На уроке использованы различные формы работы: фронтальная, групповая, парная. Обучающ...

Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"  4 класс УМК "Школа России"...