С. Есенин Лебёдушка.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока по чтению 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_lebyodushka_attestatsiya.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по чтению в 4-м классе по теме "С.А. Есенин. «Лебёдушка»"
Курдюкова Е.В.учитель начальных классов
Цели:
• Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”.
• Формировать представление о поэзии С.Есенина.
• Учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору.
• Формировать навык выразительного чтения.
• Воспитывать любовь к природе, всему живому.
Оборудование:
• портрет С. Есенина,
• фотографии с видом села Константинова,
• эпиграф,
• музыка на стихи Есенина,
• музыкальная шкатулка.
Ход урока
1. Пятиминутное чтение.
2. Орфографическое чтение.
Тут коршун….
Мама-стрижиха не появилась…
3. Повторение литературных терминов.
Открывается музыкальная шкатулка. Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение.
Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.
Летопись – это запись по годам исторических событий.
Эпитет-это непростое определение, а такое, которое помогает ярче представить героя, события, предмет.
Народные сказки – жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста.
Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора.
Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы.
4. Сообщение темы урока.
У: Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина - замечательного поэта, лирика- пейзажиста.
5. Вступительное слово о поэте.
(Звучит музыка “Над окошком месяц, под окошком ветер…”)
Д: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново.
Вспоминает сестра Есенина: – “В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь” [2]. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов.
У: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
В 2006 году, мы отмечали 110 лет со Дня рождения великого русского поэта. К этому юбилею во многих городах России были установлены памятники поэту, памятные доски на тех домах, в которых жил поэт или часто бывал.
Школьники участвовали во Всероссийском литературном конкурсе. В нашей школе проходил праздник поэзии. Учащиеся читали стихи, звучали песни на слова Есенина. И это не случайно. Ведь родные Есенину “рязанские раздолья” граничат с нашей Мордовией. Есть мордовские села на Рязанщине. Наверняка с жизнью мордовского народа поэт был знаком. Здесь, в Мордовии, он навещал своих друзей, которых у него было немало и дружбой которых, он дорожил.
Есенин был признан известными поэтами и писателями того времени. М. Горький говорил: “С. Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком” [3].
Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру.
Прежде чем читать это стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча рядом с портретом поэта).
Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
6. Чтение стихотворения учителем.
7. Беседа по первым впечатлениям.
- Какое настроение возникло у вас? Почему?
8. Работа со словариками настроений.
- Откройте словарики настроений и найдите меткие слова, которые помогут вам охарактеризовать настроение.
9. Самостоятельное чтение учащимися.
10. Работа над языком стихотворения.
- Прочитайте 1, 2, 3 строфы.
Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали?
(Словесное рисование).
У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. Посмотрите, как прекрасно раннее утро!
- Прочитайте 4, 5-11 строфы.
Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?
Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”, “тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”, “цветы лазоревые”, “волны пряные”.
- Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках).
Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору.
- Прочитайте 12, 13, 14 строфы
11. Выборочное чтение.
У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям.
Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.
Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах?
Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла.
- Прочитайте 22-27 строфы.
Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела? Как защищала детей?
Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический?
Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей
12. Работа над цветописью и звукописью.
У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.
Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28)
У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба, Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.
Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3)
У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет?
(Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега).
Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.
У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.
Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук [р].
13. Работа над выразительностью чтения.
У: Как я читала стихи?
(Нараспев).
Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов?
(В былинах).
У: - Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. Послушайте песню на слова Есенина “Отговорила роща золотая” (Звукозапись).
А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос.
14. Звуковая разминка.
Скажи по-громче слово “гром”,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи по-тише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.
(1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо)
У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого.
15. Игра “Если бы я был волшебником”.
У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей?
16. Вывод по уроку.
У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)
У: Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” [2].
Что дал вам этот урок?
(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)
1. С.А.Есенин Избранные сочинения //Москва “Художественная литература” 1983.
2. С.А.Есенин Собрание сочинений том 5 //Москва “Художественная литература”1968.
3. А.А.Котлов “Есенин и Мордовия” //Саранск. Типография “Красный Октябрь”1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"
Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С. Есенина "Лебёдушка")
УМК "Школа России" Цели:1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.2. Познакомить с особенностями...
Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".
Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения по теме: С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс.
УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.Допущено Министерством образования РФ Цель: продо...
урок литературного чтения в 4 классе, С.Есенин "Лебёдушка"
интересный конспект урока...
С.А. Есенин «Лебёдушка» (конспект урока с использованием ИКТ)
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России» с использованием информационно-компьютерных технологий. На уроке использованы различные формы работы: фронтальная, групповая, парная. Обучающ...
Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"
Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка" 4 класс УМК "Школа России"...