Родительское собрание "Как воспитать у детей любовь к чтению"?
статья по чтению (3 класс) по теме

В данной статье даются рекомендации родителям для привлечения детей к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon roditelskoe_sobranie.zip2.86 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «АннинскАЯ СОШ с уиоп»











Родительское собрание на тему:

«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению?»




 

Разработала: учитель начальных классов

Белокопытова М. Н.













2013


                                                                                          «Можно жить и быть счастливым,

                                                                                            не овладев математикой, но  

                                                                                            нельзя быть счастливым,

                                                                                            не умея читать».

                                                                                                             В. А. Сухомлинский.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

          Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу, воспитывать интерес к чтению. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

           В наш век компьютеризации и высоких технологий книга, как источник информации, занимает далеко не первое место. И родители, и учителя, и психологи замечают резкое снижение интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Соответственно, падает техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это, естественно, сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

     Каковы же причины нежелания детей читать книги?

1. Несформированность навыка чтения.

     Навык чтения состоит из нескольких параметров:

  • Способ чтения: по слогам, целыми словами, словосочетаниями
  • Скорость чтения( к концу 4 класса – 90 – 100 слов в минуту)
  • Правильность чтения
  • Выразительность
  • Понимание прочитанного

    Навык чтения во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребёнка. Обратитесь за помощью к логопеду, психологу, дефектологу, если это необходимо. И, конечно, выполняйте с ребёнком дома все задания, рекомендованные этими специалистами. Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

 2. Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с индивидуальными особенностями развития ребёнка. Рассмотрим следующую причину, связанную с воспитанием интереса к чтению. Она кроется  в семейном воспитании. Точнее сказать в личном примере родителей.

        Если дома взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, обсуждают прочитанное, отдают свой досуг чтению, вместе с ребёнком ходят в библиотеку и в книжные магазины, то это станет для ребёнка нормой повседневной жизни.

       Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

3. К сожалению, технический прогресс негативно сказывается на желании детей читать книги. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения, где уже есть образы героев, нарисована обстановка, ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. Поэтому им нет необходимости что-то представлять, додумывать. Это приводит к снижению развития образного мышления у детей. Читать детям становится просто неинтересно. Слова превращаются в простой набор букв, прочитанное остаётся набором событий, имён и названий, непонятных, не пережитых ими. Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.

  • «Неоконченные рассказы»: детям предлагается досочинить начатый рассказ. Это упражнение хорошо развивает творческое воображение, логику, мышление, внимание ребёнка; активизирует его жизненный опыт, систему ценностей.            

                                                      Проделки белки.

            Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

         - Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвём, - говорит одна подружка.

        - Ладно! – ответила другая.

        Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.

        Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот думает …

  • «Неоконченный рисунок»: создать из каждого кружка различные образы.
  • «Облака»: на что похоже облако.
  • Инсценируйте с ребёнком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет.
  • Рисуйте с ребёнком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой.
  • Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами. Обсуждайте, что режиссёр включил в кино- или телеверсию, а что – нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребёнком рисованные диафильмы.
  • Учите детей пользоваться цитатами из прочитанных произведений.

   Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.

    Что же нужно делать, чтобы привить ребёнку любовь к чтению?

        Я могу предложить вашему вниманию следующие приёмы и рекомендации.

  1. Заведите в семье ритуал совместного вечернего чтения. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

                                                  Как вместе читать?

        Прежде всего, выберите интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе, и будут читать.

       Читайте вслух по ролям или по очереди, сегодня читает отец, завтра дочка (сын), или сын читает один абзац, а вы другой.

        Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

        Надо определить продолжительность чтения: не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

       Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге.

       Следите, чтобы дети читали медленно, не торопясь, выразительно, внимательно, не заглядывая на последнюю страницу.

        Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

       Если ребёнку понравились часы совместного чтения, но он никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на самом интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите сыну или дочке прочесть книгу дальше, а потом вам рассказать, что там произошло. Когда ребёнок читает, находитесь поблизости, чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом, но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).

          Обязательно спросите его, о чём он прочитал, похвалите за самостоятельность.

  1. Никогда не наказывайте ребёнка чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора. Иначе он привыкнет воспринимать чтение как наказание.

  1. Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, т. к. оно помогает ребёнку включиться в работу.

  1. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения той или иной книги, если он уже заинтересовался ею. Но не забывайте о том, что книга должна соответствовать возрасту ребёнка. Если вы хотите предложить своему ребёнку книгу для чтения, то обязательно при выборе её учтите индивидуальные интересы сына или дочери. Стремитесь к тому, чтобы книги, которые читает ребёнок, были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, о школе, о музыке, искусстве, о приключениях.

  1. Включите в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

  1. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребёнку станет книга с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

  1. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  1. Не спешите отвечать на вопросы ребёнка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари, энциклопедии, справочную литературу.

  1. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге. Не забывайте пополнять библиотеку новыми книгами.

  1. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребёнок спокойно рассмотрит все книги, посоветуйтесь, какую книгу вы можете купить. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов.

  1. Проявляйте постоянный интерес к тому, что читают ваши дети.

  1. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.

  1. Запишите ребёнка в библиотеку, научите пользоваться ей, вместе выбирайте книжки для чтения на первых порах.

  1. Воспитывайте бережное отношение к книге.

     Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно бережно надо относиться к библиотечной книге.

     Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

  1. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением, тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.

  1. Если ребёнок не любит читать, потому что  у него это плохо получается, обязательно проконсультируйтесь у психолога, дефектолога, логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведёт ребёнка к успеху.

  1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами.

       Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только развивать навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения вашего ребёнка в будущем.

        Помните, что именно в том возрасте, в котором находятся наши дети, человек либо приобретает потребность в чтении, либо теряет её, по крайней мере, на период школьного обучения, а может и на всю жизнь.

Результаты анкетирования.

1. Что ты больше любишь?

             Читать сам – 26 ч. – 68 %

           Слушать чтение взрослых - 12 ч. – 32 %

2. Как ведут себя родители во время своего чтения?

             Хвалят тебя – 29ч. -76 %

             Ругают – 3 ч. – 7 %

             Не слушают меня – 2 ч. – 5 %

             Исправляют ошибки – 4 ч. – 11 %

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 

              Читают – 12 ч. – 32 %

              Не читают – 18 ч. – 47 %

              Иногда – 8 ч. – 21 %

        Психологи рекомендуют читать детям вслух до 12 лет включительно. Ребёнок лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание

направлено на повествование.

 4. Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал?

              Да – 31 ч. – 82 %

              Нет – 7 ч. – 18 %

5. О чём ты любишь читать?

              Фантастика – 11 ч. – 29 %

            О приключениях и ужасах – по 8 ч. – по 21 %

            О детях – 3 ч. – 8 %

            О животных – 4 ч. – 11 %

            Научно – популярную литературу – 2 ч. – 5 %

6. Произведения, какого жанра ты любишь читать?

               Рассказы – 22 ч. – 58 %

               Повести –  7 ч. – 18 %

               Сказки – 7 ч. – 18 %

               Стихи – 3 ч. – 6 %    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению, интерес к книге.

Родительское собрание во 2-м классе на тему  "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"...

Читаем бегло, выразительно или Как воспитать у ребёнка любовь к чтению /родительский лекторий/

материал содержит практические советы молодым родителям о привитии навыка чтения младшему школьнику...

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению»....

Родительское собрание "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению"

Советы для родителей на родительском собрании. Как помочь ребёнку полюбить книгу....

Cтатья "Как воспитать у детей любовь к чтению"

Советы родителям первоклассников....

«Как воспитать в детях любовь к чтению»

Памятка для детей и родителей как правильно выбрать книгу...