Урок литературного чтения в 3 классе по системе Л.В.Занкова Дж. Даррелл "Землянично-розовый дом" Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Волгина Татьяна Анатольевна

План-конспект и презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по программе Л.В.Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 1 г. Комсомольска-на-Амуре

Конспект урока по литературному чтению.

Тема урока: «Дж. Даррелл «Землянично - розовый дом». Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир».

Класс: 3, УМК «Система Л.В. Занкова»

Форма урока: традиционно-развивающий урок

                                                                   Урок разработала

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                              1 квалификационной категории

                                                                                           Волгина Татьяна Анатольевна

г. Комсомольск-на-Амуре

2013 г.

Цели:

Обучающая:  учить полно отвечать на вопросы, обобщать изученное, умению адекватно

понимать и оценивать прочитанное, выразительности речи, элементам       анализа литературного произведения.                                                            

Развивающая: развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.

Воспитывающая:        учить видеть в произведении добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примере   героя, воспитывать любовь к природе, животным.

Оборудование к уроку: мультимедийная система, карточки с рефлексией, кроссворд с литературоведческой терминологией, карточки с заданиями для групп,  цветовые сигналы, учебник по литературному чтению Н.А.Чураковой, 1 часть.

Ход урока.

Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу. Я  рада видеть вас на уроке. Глубоко вздохните.

С каким настроением начинаем урок? У меня тоже хорошее настроение, я дарю вам его частичку. Настроимся на урок.

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

- Сели девочки. Сели мальчики.

Речевая разминка.

(буквы записаны на доске)

1. Произнесём гласные: а о у  э и ы

        а) пение

        б) чётко

        в) тихо

        г) колокол

2. Произнесём согласные: з-с-ж, ш-ж-с

        а) слева направо, справа налево

        б) с гласными а, е

3. Работа со скороговоркой.

 (Слайд № 1)

У четырёх черепашат

      По четыре черепашонка.

        а) быстро и чётко

        б) с разным логическим ударением

Повторение пройденного.

- Я предлагаю группам поработать с кроссвордом. Правила работы в группах вы помните. Разгадывая кроссворд, вы не только повторите литературоведческие понятия, но и узнаете, с каким жанром мы сегодня будем работать.

( Каждая группа получает лист с кроссвордом)

Подготовка к восприятию.

-Какое слово появилось по горизонтали? (повесть)

(Слайд № 2)

- Как думаете, почему? Что такое повесть?

Произведение, в котором действует не один или два героя, как обычно бывает в рассказе, а много героев, где изображается не одно событие, а ряд событий из жизни главного героя.

- Сможете объяснить, что такое автобиографическая повесть? (обращение к словарю)

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из автобиографической повести Джеральда Даррелла «Моя семья и другие звери».

(Слайд № 3)

-В чем необычность названия? (звери – часть большой семьи)

- У вас в семьях тоже есть домашние животные, о которых вы писали сочинения. Я увидела, с какой нежностью и любовью вы рассказали о них. Как вы думаете, какими качествами обладает человек, любящий животных?

- У меня записаны такие качества. Прочитайте глазками. Согласны со мной?

(Слайды  № 4, 5)

-Отгадайте загадку, о каком животном в ней говорится?

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге, Голова торчит, да ноги.

(Слайд № 6)

Работа с новым материалом.

- Однажды Джерри, автобиографическому герою Даррелла, посчастливилось приобрести маленькую красивую черепашку.

-Откройте учебники. Давайте сразу заглянем к Кентавру Хирону, вспомним, кем был Ахиллес.

После прослушивания отрывка я хотела бы услышать ответы на вопросы

-Каким вам видится автор?

-Каким вы представляете его?

Чтение отрывка подготовленными детьми.

Ответ на вопросы, поставленные перед началом чтения.

(чутким, внимательным, нежным, неравнодушным, любящим животных, с чувством юмора)

-Такой человек и среди людей будет добрым, снисходительным к чужим слабостям, умеющим ценить рядом с собой родных, близких, друзей.

-Хотите больше узнать об авторе? Мы с Леной подготовили презентацию. Послушайте и посмотрите.

- Ваше мнение об авторе изменилось?

Физминутка.

Встаньте, где вам удобно. Помните игру «Море волнуется»? Я включу музыку, вы под нее можете покружиться, попрыгать, но как только я выключу ее, вы должны перевоплотиться в любое животное. Я попробую угадать, в кого.

Словарная работа.

Прежде, чем вы начнете работать с текстом, объясните значение слов, которые в нем встретились.

Прочитайте, как толкуются эти слова в словаре.

(Слайд № 7)

Работа в группах.

Теперь предлагаю вам поработать в группах. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу. Работая в группах, мы сможем ответить на большее количество вопросов. Каждая группа выберет себе задание.

1 группа.     Подтвердите, что Ахиллес, несмотря на неприятности, которые он доставлял,    был всеобщим любимцем.

2 группа.     Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем животного мира? Если «да»,- подтвердите это примерами из текста.

3 группа.     Какие эпизоды этой главы кажутся вам наиболее остроумными и смешными? Подумайте, какие слова и выражения создают комический эффект? 

Зрительная физминутка.

Отчет групп.

Какие особенности семьи Джерри Даррелла стали явными в связи со смертью черепашки?

Стало понятно, что все родственники Джерри очень любят животных, стало ясно, что это очень дружная семья.

- Почему же погибла черепашка?

(из-за безответственности кого-то из членов семьи, невнимательности)

Наш отрывок называется «Землянично-розовый дом». Какие воспоминания рождает у автора такое название отрывка?

(Слайд № 8)

(добрые, светлые, счастливые, радостные, несмотря на трагический финал)

- А с какими мыслями и чувствами вы уйдете с нашего урока? Чему вас научило это произведение?

Вывод. Человек, наблюдая за  животными, учится чувствовать их настроение, понимать их поведение, становится чувствительнее, милосерднее, учится состраданию и умению радоваться за своего питомца.

Рефлексия 

- Я предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, активно ли работали, весь урок заставляли себя думать? Приготовьте  цветовые блокноты. (Слайд 9)

Домашнее задание (по выбору).

(Слайд № 10)

1. Научиться выразительно читать, придумать свои вопросы к произведению.

2. Найти и прочитать рассказы русских писателей о животных.

3. Прочитать в сборнике «Лукошко» рассказы Т.Чинарёвой «Курица Настасья», «Завтрак для волка»

4. Перечитать отрывок, ответить на 1 вопрос.

Список литературы.

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях: Ч.1-2-е изд., испр.- Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 160 с.

2. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 208 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.

4. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.

5. pedsovet.su›Файлы для скачивания ›Начальные классы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом». Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир. Презентация учителя начальных классов МОУ гимназии №1 г. Комсомольска-на-Амуре Волгиной Татьяны Анатольевны

Слайд 2

У четырёх черепашат По четыре черепашонка.

Слайд 3

7 4 М 3 О О 1 С Л 5 6 Р Г 2 Р И Б М А И Х А Ц А Е Л П О В Е С Т Ь Е К Н Т Н А Р К Е В Я Ф Б У Н О О О И Р Р Л Е Е А А Н И Е

Слайд 4

Джеральд Даррелл (1925-1995) «Моя семья и другие звери» «Землянично-розовый дом» (отрывок)

Слайд 5

чуткость дружелюбие внимательность милосердие сострадание нежность беззаботность умение радоваться за питомца чувство юмора ответственность

Слайд 6

чуткость дружелюбие внимательность милосердие сострадание нежность умение радоваться за питомца чувство юмора ответственность

Слайд 8

бесцеремонный невменяемый отрешенность деликатесы человек, пренебрегающий правилами приличия, вежливости состояние, при котором человек не способен отвечать за свои поступки состояние человека, всецело поглощенного чем-либо и потому чуждого окружающему изысканное, тонкое кушанье

Слайд 9

Джеральд Даррелл (1925-1995) «Моя семья и другие звери» «Землянично-розовый дом» (отрывок)

Слайд 10

Зеленый – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Слайд 11

1. Научиться выразительно читать, придумать свои вопросы к произведению. 2. Найти и прочитать рассказы русских писателей о животных. 3. Прочитать в сборнике «Лукошко» рассказы Т.Чинарёвой «Курица Настасья», «Завтрак для волка» 4. Прочесть отрывок повести «Землянично - розовый дом» и ответить на вопрос № 1: (Подходит ли черепашки имя Ахиллес?)

Слайд 12

Большое спасибо!

Слайд 13

Источники ru.wikipedia.org›wiki/ Даррелл,-Джеральд lurkmore.to› Джеральд-Даррелл images.yandex.ru› Толковый словарь Ожегова скороговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова

Презентация к  произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова

Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...