Урок литературного чтения в 3 классе по системе Л.В.Занкова Дж. Даррелл "Землянично-розовый дом" Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
План-конспект и презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по программе Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_3_klasse_dzh._darrell_zemlyanichno-rozovyy_dom.doc | 48.5 КБ |
urok_po_literaturnomu_chteniyu_dzh._darrell.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 1 г. Комсомольска-на-Амуре
Конспект урока по литературному чтению.
Тема урока: «Дж. Даррелл «Землянично - розовый дом». Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир».
Класс: 3, УМК «Система Л.В. Занкова»
Форма урока: традиционно-развивающий урок
Урок разработала
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Волгина Татьяна Анатольевна
г. Комсомольск-на-Амуре
2013 г.
Цели:
Обучающая: учить полно отвечать на вопросы, обобщать изученное, умению адекватно
понимать и оценивать прочитанное, выразительности речи, элементам анализа литературного произведения.
Развивающая: развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
Воспитывающая: учить видеть в произведении добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примере героя, воспитывать любовь к природе, животным.
Оборудование к уроку: мультимедийная система, карточки с рефлексией, кроссворд с литературоведческой терминологией, карточки с заданиями для групп, цветовые сигналы, учебник по литературному чтению Н.А.Чураковой, 1 часть.
Ход урока.
Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть вас на уроке. Глубоко вздохните.
С каким настроением начинаем урок? У меня тоже хорошее настроение, я дарю вам его частичку. Настроимся на урок.
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
- Сели девочки. Сели мальчики.
Речевая разминка.
(буквы записаны на доске)
1. Произнесём гласные: а о у э и ы
а) пение
б) чётко
в) тихо
г) колокол
2. Произнесём согласные: з-с-ж, ш-ж-с
а) слева направо, справа налево
б) с гласными а, е
3. Работа со скороговоркой.
(Слайд № 1)
У четырёх черепашат
По четыре черепашонка.
а) быстро и чётко
б) с разным логическим ударением
Повторение пройденного.
- Я предлагаю группам поработать с кроссвордом. Правила работы в группах вы помните. Разгадывая кроссворд, вы не только повторите литературоведческие понятия, но и узнаете, с каким жанром мы сегодня будем работать.
( Каждая группа получает лист с кроссвордом)
Подготовка к восприятию.
-Какое слово появилось по горизонтали? (повесть)
(Слайд № 2)
- Как думаете, почему? Что такое повесть?
Произведение, в котором действует не один или два героя, как обычно бывает в рассказе, а много героев, где изображается не одно событие, а ряд событий из жизни главного героя.
- Сможете объяснить, что такое автобиографическая повесть? (обращение к словарю)
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из автобиографической повести Джеральда Даррелла «Моя семья и другие звери».
(Слайд № 3)
-В чем необычность названия? (звери – часть большой семьи)
- У вас в семьях тоже есть домашние животные, о которых вы писали сочинения. Я увидела, с какой нежностью и любовью вы рассказали о них. Как вы думаете, какими качествами обладает человек, любящий животных?
- У меня записаны такие качества. Прочитайте глазками. Согласны со мной?
(Слайды № 4, 5)
-Отгадайте загадку, о каком животном в ней говорится?
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге, Голова торчит, да ноги.
(Слайд № 6)
Работа с новым материалом.
- Однажды Джерри, автобиографическому герою Даррелла, посчастливилось приобрести маленькую красивую черепашку.
-Откройте учебники. Давайте сразу заглянем к Кентавру Хирону, вспомним, кем был Ахиллес.
После прослушивания отрывка я хотела бы услышать ответы на вопросы
-Каким вам видится автор?
-Каким вы представляете его?
Чтение отрывка подготовленными детьми.
Ответ на вопросы, поставленные перед началом чтения.
(чутким, внимательным, нежным, неравнодушным, любящим животных, с чувством юмора)
-Такой человек и среди людей будет добрым, снисходительным к чужим слабостям, умеющим ценить рядом с собой родных, близких, друзей.
-Хотите больше узнать об авторе? Мы с Леной подготовили презентацию. Послушайте и посмотрите.
- Ваше мнение об авторе изменилось?
Физминутка.
Встаньте, где вам удобно. Помните игру «Море волнуется»? Я включу музыку, вы под нее можете покружиться, попрыгать, но как только я выключу ее, вы должны перевоплотиться в любое животное. Я попробую угадать, в кого.
Словарная работа.
Прежде, чем вы начнете работать с текстом, объясните значение слов, которые в нем встретились.
Прочитайте, как толкуются эти слова в словаре.
(Слайд № 7)
Работа в группах.
Теперь предлагаю вам поработать в группах. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу. Работая в группах, мы сможем ответить на большее количество вопросов. Каждая группа выберет себе задание.
1 группа. Подтвердите, что Ахиллес, несмотря на неприятности, которые он доставлял, был всеобщим любимцем.
2 группа. Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем животного мира? Если «да»,- подтвердите это примерами из текста.
3 группа. Какие эпизоды этой главы кажутся вам наиболее остроумными и смешными? Подумайте, какие слова и выражения создают комический эффект?
Зрительная физминутка.
Отчет групп.
Какие особенности семьи Джерри Даррелла стали явными в связи со смертью черепашки?
Стало понятно, что все родственники Джерри очень любят животных, стало ясно, что это очень дружная семья.
- Почему же погибла черепашка?
(из-за безответственности кого-то из членов семьи, невнимательности)
Наш отрывок называется «Землянично-розовый дом». Какие воспоминания рождает у автора такое название отрывка?
(Слайд № 8)
(добрые, светлые, счастливые, радостные, несмотря на трагический финал)
- А с какими мыслями и чувствами вы уйдете с нашего урока? Чему вас научило это произведение?
Вывод. Человек, наблюдая за животными, учится чувствовать их настроение, понимать их поведение, становится чувствительнее, милосерднее, учится состраданию и умению радоваться за своего питомца.
Рефлексия
- Я предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, активно ли работали, весь урок заставляли себя думать? Приготовьте цветовые блокноты. (Слайд 9)
Домашнее задание (по выбору).
(Слайд № 10)
1. Научиться выразительно читать, придумать свои вопросы к произведению.
2. Найти и прочитать рассказы русских писателей о животных.
3. Прочитать в сборнике «Лукошко» рассказы Т.Чинарёвой «Курица Настасья», «Завтрак для волка»
4. Перечитать отрывок, ответить на 1 вопрос.
Список литературы.
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях: Ч.1-2-е изд., испр.- Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 160 с.
2. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 208 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.
4. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.
5. pedsovet.su›Файлы для скачивания ›Начальные классы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У четырёх черепашат По четыре черепашонка.
7 4 М 3 О О 1 С Л 5 6 Р Г 2 Р И Б М А И Х А Ц А Е Л П О В Е С Т Ь Е К Н Т Н А Р К Е В Я Ф Б У Н О О О И Р Р Л Е Е А А Н И Е
Джеральд Даррелл (1925-1995) «Моя семья и другие звери» «Землянично-розовый дом» (отрывок)
чуткость дружелюбие внимательность милосердие сострадание нежность беззаботность умение радоваться за питомца чувство юмора ответственность
чуткость дружелюбие внимательность милосердие сострадание нежность умение радоваться за питомца чувство юмора ответственность
бесцеремонный невменяемый отрешенность деликатесы человек, пренебрегающий правилами приличия, вежливости состояние, при котором человек не способен отвечать за свои поступки состояние человека, всецело поглощенного чем-либо и потому чуждого окружающему изысканное, тонкое кушанье
Джеральд Даррелл (1925-1995) «Моя семья и другие звери» «Землянично-розовый дом» (отрывок)
Зеленый – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
1. Научиться выразительно читать, придумать свои вопросы к произведению. 2. Найти и прочитать рассказы русских писателей о животных. 3. Прочитать в сборнике «Лукошко» рассказы Т.Чинарёвой «Курица Настасья», «Завтрак для волка» 4. Прочесть отрывок повести «Землянично - розовый дом» и ответить на вопрос № 1: (Подходит ли черепашки имя Ахиллес?)
Большое спасибо!
Источники ru.wikipedia.org›wiki/ Даррелл,-Джеральд lurkmore.to› Джеральд-Даррелл images.yandex.ru› Толковый словарь Ожегова скороговорки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...
Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова
Презентация к произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова
Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...
Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД
Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).
Технологическая карта предназначена для проведения урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...