Белые фонарики
тест по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Белые фонарики
Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ты с ребятами любовался подснежниками. И совсем другие в лесу цветы.
Весной цвели синий подснежник, розово-синяя медуница, пурпурно-лиловая хохлатка, жёлтый чистяк. Летом почти все цветы в лесу белого цвета. И земляника цветёт белым, и кислица, и грушанка, и майник.
Почему же переменились краски в лесу?
Цвета живут в нижнем этаже леса. Над ними кустарники. Ещё выше - один или два этажа деревьев. Их тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живёт внизу.
Все цветы ранней весны - подснежник, хохлатка, сон-трава, медуница - не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше лесной свежестью.
Запах - это хитрость цветка, приманка для насекомых. Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. Те цветы, которые они опылили, дадут семена. Но зачем хитрить подснежнику? Он цветёт первым, у него нет соперников, он и так в почете у пчёл и шмелей. Зачем запах хохлатке? Её легко разыскать глазами. В апреле лес ещё прозрачный, он ещё не оделся листвой, и в нижнем этаже леса светло.
Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зелёные ставни, сумрачно стало внизу. Теперь насекомому уже трудно различить синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать, должен манить. И ландыш - цветок лесного мая - манит. Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату. Но ландыш ещё и сверкает. Словно белые фонарики, светятся в чаще его цветы.
Не случайно природа их сделала белыми. Белый - единственный цвет, который можно различить в темноте.
Ландышем кончается светлая лесная весна, наступает лесное тенистое лето - время белых цветов.
Вопросы и задания
Прочитай текст «Белые фонарики» Н.А. Надеждиной, Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. О каких растениях рассказывает автор в тексте?
а) О лесных; о) о полевых; в) о садовых; г) о луговых.
2. На какие группы можно разделить растения леса? Заполни таблицу названиями групп растений, указанных в тексте.
Этажи леса | Названия групп растений |
4-й этаж | |
3 - й этаж | |
2-й этаж | |
1 -й этаж |
3. По какому принципу располагаются растения по этажам?
а) По цвету;
б) по запаху;
в) по росту;
г) по красоте.
4. О цветах каких времён года идёт речь в тексте?
а) Зимних;
б) весенних;
в) летних;
г) осенних.
5. Зачем растениям нужно привлекать к своим цветкам насекомых? Выпиши ответ из текста.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Прочитай название таблицы. Выбери и запиши информацию из текста в первый и второй столбики. Третий столбик используй для ответа «ДА» или «НЕТ».
Раннецветущие растения (апрель)
Названия цветов | Цвет | Наличие индивидуального запаха |
Подснежник | Синий | Нет |
7. Проверь, полностью ли заполнен второй столбик; недостающую информацию найди в справочнике или в Интернете,
8. Что помогает насекомым легко отыскивать цветы в апреле?____________________________________
_________________________________________________________________________________________
9. Почему не нужен запах цветам апреля? Запиши ответ двумя-тремя предложениями.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Почему в мае насекомым трудно различить синее или лиловое пятнышко? Ответь словами текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напиши, какую приманку для насекомых придумал ландыш.___________________________________
__________________________________________________________________________________________
12. Напиши, как автор называет цветы ландышей. Объясни, почему он их так называет._______________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13. Определи: о чём в основном этот текст?
а) Об этажах леса:
б) о весенних месяцах;
в) о приманке цветами насекомых;
г) о тенистом лете - времени белых цветов.
14. Придумай два вопроса, ответы на которые есть в тексте. В начало вопросов поставь слово почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонарик из цветной бумаги и картона
Пошаговая инструкция изготовления новогодней игрушки...
Урок по литературному чтению Воронкова Л. Ф. "Живой фонарик" Автор: Исакова Галина Леонидовна
Цели: Познакомить с произведением, раскрыть тему и его идейное содержание....
Рождественский фонарик
Разработка занятия кружка во 2 классе...
Урок ИЗО в 4 классе. "Волшебный фонарь". Дизайн фонарика" Мерц Н.В.
На уроке ИЗО завершается оформление фонарика, выполненного на уроках технологии. С помощью цветных маркеров на белой самоклеящейся плёнке дети рисуют витраж для фонаря. Если в тематическом планировани...
Презентация «Фонарик - ёлочное украшение »
Данная презентация способствует развитию творческой активности и познавательности учащихся на уроке.Задачей урока является: Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бума...
Игра-тренажёр «Запусти фонарик в небо» на тему «Слоги» 1-2 класс.
Цель: формировать умение определять количество слогов в слове.Задачи:Ø способствовать повышению эффективности изучения русского языка;Ø отрабатывать умение определять количество слог...
Конспект занятия по трудовому воспитанию на тему: «Новогодняя мастерская - фонарики».
Занятие на тему: «Новогодняя мастерская - фонарики»Цели и задачи: - познакомить детей с красотой зимней природы, раскрывать образное видение, эстетическое восприятие в основании мира, карандашом, ножн...