Рабочая программа По Литературному чтению 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.
- для педагогических работников школ программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации школ программа является основанием для определения качества реализации общего начального общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 40 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю
УМК: Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская – М. : Просвещение, 2013
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общая общеобразовательная школа № 53
Ворошиловского района
г. Волгограда
Рассмотрено Принято на научно-методическом Утверждаю
на методическом объединении уч.нач.кл совете МОУ ООШ № 53 Директор МОУ ООШ №53
Протокол № Протокол № В. П. Комарова
от «___» ______ 2013г. от «__» _______ 2013г. Приказ №
от «__» _________ 2013г.
Рабочая программа
По Литературному чтению
1 классе
УМК «Школа России»
на ____2013-2014__ учебный год
автор: Арипова О.Н.
Содержание
Титульный лист …………………………………………………………………………………………………………1
Паспорт …………………………………………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………..4-5
Учебно - методический комплект………………………………………………………………………………………6
Общая характеристика курса………………………………………………………………………………………...7-8
Место курса в учебном плане …………………………………………………………………………………………..9
Результаты изучения курса…………………………………………………………………………………………10-11
Содержание курса……………………………………………………………………………………………………12-15
Календарно-тематическое планирование курса…………………………………………………………………16-25
Дополнительные обобщающие материалы………………………………………………………………………….26
Контрольно-измерительные материалы ………………………………………………………………………..27-29
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.
- для педагогических работников МОУ ООШ №53 программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ ООШ №53 программа является основанием для определения качества реализации общего начального общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся МОУ ООШ №53
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 40 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю
Формы контроля: чтение на время, тесты.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Учебно - методический комплект
● Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) – М. : Просвещение, 2012
● Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М. : Просвещение, 2011
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса в учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 472 часа.
Рабочая программа рассчитана:
в 1 классе - 92 учебных часов (в период обучения грамоте),
40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю,
во 2 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю,
в 3 классе – 102 учебных часов в год, 3 часа в неделю,
в 4 классе – 102 учебных часов в год, 3 часа в неделю.
Разделы круга детского чтения | Кол-во часов в курсе | Часов за курс нач. школы | Часов по гос. станд. | Примечание | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
фольклор | 26 | 15 | 8 | 8 | 57 | 47-57 | |
русская литература ХIХ века | 3 | 19 | 42 | 42 | 106 | 71-94 | Часов больше за счет резервного времени |
отечественная литература ХХ века | 69 | 56 | 45 | 40 | 210 | 189-212 | |
национальная литература (в переводе и на русском языке) | 4 | 9 | 17 | 17 | 47 | 47 | Изучается в рамках внеклассного чтения. В 3-4 классах на внеклассное чтение отводится 20 минут один раз в неделю. |
Содержательно представлены в других разделах | |||||||
зарубежная литература | 30 | 37 | 7 | 12 | 86 | 94 | В учебниках представлено недостаточно произведений |
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание начального общего образования учебному предмету
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Класс | I полугодие | II полугодие |
1 | Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту. |
2 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. |
3 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. |
4 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. |
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Виды речевой деятельности | Кол-во часов в курсе | Часов за курс нач. школы | Часов по гос. станд. | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
Слушание (аудирование) | 30 | 30 | 20 | 20 | 100 | 80-100 |
Чтение | 67 | 71 | 50 | 50 | 238 | 190-240 |
Говорение | 30 | 30 | 25 | 25 | 110 | 100-110 |
Письмо | 5 | 5 | 7 | 7 | 24 | 20-25 |
1 класс
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
№ | Раздел | Кол-во часов | |
1 | Авторская программа | Рабочая программа | |
Вводный урок Знакомство с учебником. Система условных обозначений. | - | 1 | |
2 | Жили-были буквы | 6 | 6 |
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. | |||
3 | Сказки, загадки, небылицы | 5 | 7 |
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого | |||
4 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 4 | 5 |
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». | |||
5 | И в шутку и всерьёз | 5 | 7 |
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. | |||
6 | Я и мои друзья | 7 | 7 |
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | |||
7 | О братьях наших меньших | 9 | 6 |
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. | |||
4 урока резрв | |||
Итого | 40 | 40 |
Календарно-тематическое планирование курса
4ч в 1 неделю=40ч
№ п/п | Тема | Дата | Деятельность учителя | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
Жили-были буквы – 6 ч. | ||||||||
1 | В. Данько «Загадочные буквы». (с.4-8) | Знакомство с новым учебником и его основными компонентами. Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. | Умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием. | Ф Формирование положительного отношения к процессу чтения, к книгам, к урокам литературного чтения. | Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике. Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание раздела по названию. Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания. | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различ-ными задания-ми; передача впечатления от услышанного своими словами; ответы на вопросы по содержанию. | Чтение текста | |
2. | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». (с.9-10) | Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. | Умение читать в слух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения. | Наличие интереса к учебному труду, умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома. | Регулятивные УУД,: умение принимать и сохранить учебную задачу, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план. Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей. | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; передача впечатления от услышанного своими словами; пересказ текста. | Беседа по вопросам | |
3. | С. Черный «Живая азбу-ка»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». (с.11-13) | Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. | Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям. | Ф Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения, опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение. | Регулятивные УУД,: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации. | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. | Чтение наизусть | |
4. | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». (с.14-17) | Передача различных интонаций при чтении. | Умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить героя. | Умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев. | Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения. Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать правильность употреблять понятие «интонация». Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. | Беседа по вопросам. | |
5. | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». (с.19-21) | Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относится к нравственному содержанию поступков. | Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. Познавательные УУД: знание основ смыслового чтения художественного произведения. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение. | Фронтальный опрос. | |
6. | Обобщение по теме «Жили-были буквы». (с.26-28) | Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги. | Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям. | Интерес к учебному труду , умение оценивать свои поступки и знания, взимание к переживаниям других людей. | Регулятивные УУД,: умение оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей. Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать произведения и героев. Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию. | Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; выразительное чтение. | Беседа по вопросам. | |
Сказки, загадки, небылицы – 5 ч. | ||||||||
7. | Е. Чарушин «Теремок». (с.30-37) | Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей. | Знакомство с понятием «авторская сказка», умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. | Представление о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. | Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. | Выразительное чтение и рассказывание; простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному; осознанное чтение целыми словами; | Пересказ | |
8. | Русская народная сказка «Рукавичка». (с.38-41) | Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | Умение сравнивать авторские и фольклорное произведение. | Развитие интереса к урокам литературного чтения, умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план текста и пересказывать по плану Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев, выявлять авторскую точку зрения. Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать ее с авторской, участвовать в инсценировке. | Выразительное чтение по ролям, инсценировка. | Пересказ | |
9. | Загадки. Песенки. (с.42-44) | Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок. | Умение слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потекши и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения. | Познавательный и нтерес к изучению произведений устного народного творчества, умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведение фольклора. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствующей поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения устного народного творчества. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения. | Выразительное чтение. Понимание содержания литературного произведения. | Чтение наизусть | |
10. | Русские народные потешки. Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». (с.45-49) | Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | Умение правильно читать произведения русского народного творчества, выразительно читать по ролям, знакомство с новыми произведениями рнт, их названиями и иллюстрациями. | Наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями. | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение осознано и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора | Выразительное чтение. Декламация (наизусть) стихотворных произведений | Чтение наизусть | |
11. | Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». (с. 50-61,62) | Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. | Умение читать известную сказку плавно, целыми словами, читать выразительно. | Интерес к учебному труд, умение оценивать свои поступки и знания, взимание к переживаниям других людей. | Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения устного народного творчества. умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного, умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию. | Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Пересказ по картинному плану. | |
Апрель, апрель! Звенит капель – 4 ч. | ||||||||
12. | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» (с.63-66) | Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. | Умение читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения. | Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относится к нравственному содержанию поступков. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике Познавательные УУД: Умение читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Восприятие на слух и понимание художест-венных произведений. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. | Чтение наизусть. Беседа по вопросам. | |
13. | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». (с.66-67) | Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | Умение выразительно читать стихотворение перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрацию к прочитанным произведениям. | Умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдение за явлениями природы. | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусства (музыка, живопись) Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Выразительное чтение. Форму-лирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. | Чтение наизусть | |
14. | И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» (с.68) | Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | Умение выразительно читать стихотворение перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явлениями природы | Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Познавательные УУД: умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением. Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Выразительное чтение. Установление связи произведений литературы с другими видами искусств | Чтение наизусть | |
15. | Обобщение по теме «Апрель! Апрель! Звенит капель». (с.69-77, 78) | Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой.. | Умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения и чтения целыми словами. | Умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев. | Регулятивные УУД,: умение принимать и сохранить учебную задачу, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план. Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей. | Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | Фронтальный опрос | |
И в шутку и всерьез – 5 ч. | ||||||||
16. | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (уч.2 ч. с.3-8) | Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. | Умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам, умение выразительно читать целыми словами. | Умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике. Познавательные УУД: умение пользоваться словарем, справочником, обогащение представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Осознанное чтение произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование линой оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников. | Фронтальный опрос | |
17. | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». (с.9-11) | Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа | Умение делить тексты на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа. | Умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения. | Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки. Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения | Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | Фронтальный опрос | |
18. | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». (с.12-13) | Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. | Умение делить тексты на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа, совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами. | Умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения воспитание доброжелательности, внимательности отзывчивости по отношению друг другу. | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать произведения и героев. Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию. | Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Беседа по вопросам | |
19. | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». (с.15-23) | Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. | Умение определять жанр и тему произведения, анализировать и сопоставлять средства выразительности. | Умение оценивать свои эмоциональные реакции на юмористические произведения, умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике. Познавательные УУД: умение пользоваться словарем, справочником, обогащение представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Понимание содержания текста. Передача впечатления от услышанного своими словами. Осознанное чтение доступных произведений. Выразительное чтение. | Чтение наизусть | |
20. | Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». (с.24-28) | Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. | Умение делить тексты на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа. | Внимание к красоте окружающего мира, внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы. | Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения. Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать правильность употреблять понятие «интонация». Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами | Фронтальный опрос | |
Я и мои друзья – 7 ч. | ||||||||
21. | Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». (с.29-33) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение различать стихотворения и рассказы, умение читать вслух и про себя, выразительно и осознанно. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям. | Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки. Познавательные УУД: умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением. Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Осознанное чтение текста целыми словами. Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Беседа по вопросам | |
22. | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». (с.34-36) | Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. | Умение читать вслух и про себя, умение выразительно и осознанно читать по ролям. | Умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить героя. | Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки. Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения | Понимание содержания произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Индивидуаль-ный опрос | |
23. | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». (с.37-38) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение создавать рассказ на заданную тему, опираясь на личный опыт, умение читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию, сравнивать героев разных произведений. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям. | Регулятивные УУД,: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Фронтальный опрос | |
24. | И. Пивоварова «Вежливый ослик». Анализ и оценка поступков героев. (с.39-40) | Анализ и оценка поступков героев | Умение находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям, нравственное сознание и сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям. | Регулятивные УУД,: о умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение осознано и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Выразительное чтение. | |
25. | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». (с.41-47) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение выразительно читать стихотворение перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явлениями природы | Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Познавательные УУД: умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением. Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Выразительное чтение. Формулирование личной оценки, аргумента | Чтение наизусть | |
26. | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». (с.48-51) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение различать стихотворение и рассказы, умение читать вслух и про себя, осознанно и выразительно. | Умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведение, представление о добре и зле,, умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике. Познавательные УУД: умение пользоваться словарем, справочником, обогащение представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста | Беседа по вопросам | |
27. | Обобщение по теме «Я и мои друзья». (с.52-54) | Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. | Умение пересказывать произведения кратко, выборочно, и использованием соответствующей лексики, определять отношение автора к героям и подкреплять их словами из текста. | Положительное отношение к урокам литературного чтения, умение оценивать своё отношение к учёбе. | Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения. Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать правильность употреблять понятие «интонация». Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста | Тематический опрос. | |
О братьях наших меньших – 9 ч. | ||||||||
28. | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». (с.55-59) | Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. | Умение находить смысл названия произведения и объяснять его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему. | Умение внимательно относится к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных, нравственное сознание и чувство сопереживания «к братьям нашим меньшим». | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать произведения и героев. Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию. | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | |
29. | В. Осеева «Собака яростно лаяла». (с.60-61) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение выразительно читать стихотворение перед классом, умение находить фрагменты текстов, делить произведения на части и озоглавлять их, составлять план рассказа. | Умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, реакция на поступки людей по отношению к животным, нравственное сознание и чувство сопереживания «к братьям нашим меньшим». | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Осознанное чтение текста целыми словами. | Фронтальный опрос. | |
30. | И. Токмакова «Купите собаку». (с.62-64) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение читать вслух и про себя, умение выразительно и осознанно передавать нужную интонацию. | Умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным, представление о добре и зле. | Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки. Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения | Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источнико.в | Чтение наизусть | |
31. | С. Михалков «Важный совет». (с.71) | Анализ и оценка поступков героев. | Умение читать вслух и про себя, умение выразительно и осознанно передавать нужную интонацию. | Умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным, представление о добре и зле, общих нравственных категориях. | Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки. Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения | Осознанное чтение текста целыми словами. | Выразительное чтение | |
32. | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». (с.65-67) | Различение жанров художественных произведений. | Умение выразительно читать произведения, определять и объяснять взаимосвязь содержания произведения с его названием. | Умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, реакция на поступки людей по отношению к животным, нравственное сознание и чувство сопереживания «к братьям нашим меньшим». | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Чтение наизусть Беседа по вопросам | |
33. | В. Берестов «Лягушата». Тексты художественного и научно-популярного жанра: их особенности и различия. (с.68-69) | Различение жанров художественных произведений. | Умение выразительно читать стихотворение перед классом, умение находить фрагменты текстов, делить произведения на части и озоглавлять их, составлять план рассказа. | Умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, реакция на поступки людей по отношению к животным, нравственное сознание и чувство сопереживания «к братьям нашим меньшим». | Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения. Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. | Осознанное чтение | Чтение наизусть | |
доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение. Декламация (наизусть) стихотворных произведений | ||||||||
34. | Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». (с.71-73) | Различение жанров художественных произведений. | Умение выразительно читать стихотворение перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения, составлять картинный план. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, развитие эстетических чувств на основе наблюдений окружающего мира. | Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Познавательные УУД: умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением. Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного. | Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Пересказ текста | Выразительное чтение | |
35. | Обобщение по теме «О братьях наших меньших». (с.74-78) | Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. | Умение анализировать произведение, объяснять смысл названия и находить его связь с содержанием. | Умении е оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира, доброжелательное и бережное отношение к природе, к животным. | Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствующей поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат своих действий. Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения научного характера. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения. | Понимание содержания | Проверка | |
36. | Итоговый тест. | Умение проверить свои знания по предмету. | Интерес к учебному труду, умение оценивать свои знания. | Регулятивные УУД,: осуществление пошагового контроля по результату выполнения учебной задачи, самостоятельная оценка правильности выполнения задания. Познавательные УУД: умение анализировать текст, выделять существенную информацию из текста. Коммуникативные УУД: умение формулировать вопрос для уточнения учебной задачи, получать нужную информацию, задавая вопрос учителю. | Понимание содержания | Проверка | ||
37-40 | Резервные уроки |
Дополнительные обобщающие материалы
Интернет-источники | http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал) |
http://www.ug.ru (Учительская газета) | |
http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки) | |
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) | |
http://www.ed.gov.ru (МО РФ) |
Пособия для учителя:
1. Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1 – 4 классы. М.: ВЛАДОС, 2005
2. Гостимская Е. С., Михайлова М. И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2005
3. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006
4. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006
5. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2004
6. Клюхина И. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО
7. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
8. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
9. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007
Контрольно-измерительные материалы
Тест по литературному чтению 1 класс. Итоговый за год.
Цель: проверка умений работы с текстом
Предложены следующие задания к тексту:
Выполняя тестовые задания, ученик должен выбрать верное или неверное утверждение из предложенных в таблице.
Подчеркни, какое название больше всего подходит к рассказу
Найди в тексте слова, близкие по смыслу данным
Дополни предложения
Прочти текст.
Рольф Каука
Домашних кур человек начал разводить более четырех тысяч лет назад. Куры несут яйца, мясо их идет в пищу, да и перья не пропадают: ими набивают подушки и перины. Одна несушка может снести триста яиц в год. Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. Едят куры траву, червяков, насекомых. Оперение петуха ярче, чем у курочек. Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками. Спят куры на насесте в курятнике. Первыми просыпаются петухи и громким криком будят птичий двор.
Заполни таблицу.
Отметь высказывания | Верно + | Неверно - |
1.Куры несут яйца | ||
2.Перьями набивают подушки и перины. | ||
3.Одна несушка может снести сто яиц в год. | ||
4.Куры едят траву,червяков, насекомых. | ||
5.Оперение курицы ярче, чем у петуха. | ||
6.Острые шпоры служат петуху оружием, когда он бьется с соперниками. | ||
7.Спят куры на насесте в коровнике.
| ||
8.Первыми просыпаются куры. | ||
9.Петухи громким криком будят птичий двор. |
2.Подчеркни, какое название больше всего подойдёт к рассказу:
- Петух и курица.
- Курица и цыплята.
- Будильник.
3.Кто автор данного рассказа?
.....................................................................................................................
4.Найди в тексте слова, близкие по смыслу данным:
дерётся- ………………………………………………………….
кушают- …………………………………………………………
встают-……………………………………………………………
дремлют-…………………………………………………………
жёлтые-……………………………………………………………
5.Дополни предложения.
……………………. шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками.
Спят куры на насесте в…………………………………………..
Фамилия…………………………..имя…………………………………………..
Набрал баллов ……………/ 18
Ответы.
1.Верные утверждения: 1,2,4,6,9
Неверные утверждения: 3,5,7,8
2. Петух и курица.
3. Рольф Каука
4. дерётся- бьётся
кушают- едят
встают- просыпаются
дремлют- спят
жёлтые- золотистые
5 Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками.
Спят куры на насесте в курятнике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа россии фгос ноо
рабочая программа по литературному чтению предназначена для учителей начальных классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развёрнутое тематическое планирование составлено к учебнику Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, ...
Рабочая программа По Математике 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа По ИЗО 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...