Урок обучения грамоте "Буквы Ч,ч"(УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок с использованием ИКТ позволяет проанализировать особенности звука и буквы "ч" и прийти к выводу о правилах написания слов с сочетаниями ча, чу. Презентацию к уроку вы можете посмотреть, пройдя по ссылке http://yadi.sk/d/NH4SaqYuBTxjQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_bukvy_chch.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Буквы Ч,ч.
Ход урока
I. Организационный момент.
Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг,
Что много чудес на свете.
Рады им все, рады всегда
И взрослые, и дети.
- Тсс, ребята, слышите?! Чудеса начинаются. Я открою вам тайну, этот чемодан волшебный. Мне ег подарила волшебница, ведь я с ней дружу. Давайте посмотрим, кто спрятался в моем волшебном чемодане. (Чебурашка, Чиполлино и черепахи Тортила.) Что это за герои? Из каких они сказок? (Дети отвечают.) Садитесь.
Слайд 1, 2
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А новый звук мне поможете найти и выделить вы и наши сказочные герои.
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.
- С какого звука начинаются имена наших героев? (Дети отвечают.)
А теперь познакомимся поближе с этим звуком. В этом нам поможет наш учебник «Азбука» с. 95
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
- Кто изображен слева? (Грач.)
- Прочитайте слово «грач» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите последний звук в слове «грач».
- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий)
- Что нарисовано справа? (Часы.)
- Который час показывают часы на рисунке? (Один час.)
-Прочитайте слово «час» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «час».
- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий)
- Этот звук гласный или согласный? Почему? (Дети отвечают.)
- Он мягкий согласный или твердый? Почему? (Дети отвечают.)
- Попробуйте произнести этот звук твердо.
- Открою вам секрет: этот звук не имеет парного по мягкости и твердости. Разве это не чудо?
- Какой этот звук по глухости-звонкости? Почему? (Дети отвечают.)
- С каким новым звуком мы будем знакомится сегодня на уроке? (Ответ: [ч'].)
- А сейчас мы будем искать этот звук в словах. Поиграем в игру «Кто больше запомнит слов». В нашей чудесной игре победителем станет тот ряд, который назовет последним слово со звуком [ч']. А слова вы должны запомнить из сказки. Итак, слушайте и запоминайте новые слова на букву "ч".
Кто живет в часах?
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!
Г. Юдин
- Какие незнакомые слова вы услышали в сказке? (Дети отвечают.)
- Чабан – это пастух, пасущий овец; чулан – кладовка.
Слайд 3
- Какой же звук встретился во всех этих словах? (Дети отвечают.)
Слайд 4
IV. Конструирование большой и малой букв Ч,ч.
- На письме этот звук обозначается буквой – "Ч". (Букву учитель показывает на слайде.)
- На что похожа эта буква? (Дети отвечают.) Слайд 5
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Из каких элементов – шаблонов состоит буквы Ч, ч?
Конструирование большой и малой буквы Ч, ч.
V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
-Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева? Что делает мальчик? (Пьёт чай.)
- Прочитайте слово «чай» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов?
- На каком месте в слове «чай» стоит буква «ч»?
- Какой звук она обозначает?
- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
- Кто изображён справа? Что делает девочка? (Надевает чулки.)
- Прочитайте слово «чулки» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «чулки» стоит буква «ч»?
- Какой звук обозначает буква «ч» в слове «чулки»?
- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
VI. Чтение слогов по заданным схемам.
- Прочтите слоги по схемам в нашем чудесном учебнике глазками.
Слайд 6
- Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ч’].)
-Какие гласные не образуют слоги с буквой «ч»? (Гласные «я», «ю».)
- Хотите узнать почему?
- Чудесная буква «ч» приготовила для вас сказку.
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
Слайд 7-10
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Физкультминутка
Слайд 11
Часы
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» туловище поворачиваем вправо, потом – влево.)
Тик-так, тик-так.
VII. Чтение слогов и слов.
- Открываем наш чудесный учебник-помощник на стр. 96. В верхней части учебника даны слоги и слова. Прочтите их «жужжащим» чтением.
После чтения
- Рядом с последним словом каждой строки выложите прямоугольник того цвета, который обозначает это слово.
У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
Слайд 12
- Кто знает, что такое «чистотел»? (Чистотел – лекарственное растение с желтыми цветками.) Слайд 13
VIII. Задания на развитие речи, внимания.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто нарисован?
- Кто в лесу главный враг зайцев и зайчат? (Лиса.)
- Произнесите это слово так, чтобы в нем мы услышали звук [ч’]. (Лисичка.)
- Послушайте, какой чудесный случай произошел однажды в лесу с лисичками.
Анализ слова «лисички».
Слайд 14
-Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
-Нет, еще со шляпкой…
А.Шибаев
- О ком идет речь в стихотворении?
- Вот чудо! Слово «лисички» имеет два значения: лисички – животные и лисички- грибы.
- Составьте предложения со словом «лисички».
Рыжие лисички гонятся за зайцем.
Мы собираем в лесу грибы лисички.
IX. Итог урока.
- На этом наш чудесный урок заканчивается. С какими чудесами вы познакомились на уроке?
- Какой звук обозначает чудесная буква «ч»?
- Как надо писать сочетания «ча» и «чу»? Слайд 15
- Ребята, вы сегодня творили чудеса и наши волшебные герои хотят вам сказать, что вы большие МОЛОДЦЫ! Слайд 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к урокам обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа".
Данный материал поможет учителям при изучении гласных букв и звуков, а также здесь имеются слоговые схемы....
«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ "БУКВА Б" ПРОГРАММА " НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"
Предмет: литературное чтение.Тип урока: открытие новых знаний.Тема:Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.Цели: · предметные:формировать ...
Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....
Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. УРОКИ – ЗАЧЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. Одна из форм дифференциации обучения-уроки-зачёты. Подготовка к уроку- зачету начинается одновременно с изучением нов...
презентация к уроку обучения грамоте по программе Перспективная начальная школа
Тема урока "Звуки Ж - Ш". Особенности этих звуков....
презентация к уроку обучения грамоте по программе Перспективная начальная школа
Знакомство с буквой х,Х...