Урок обучения грамоте "Буквы Ч,ч"(УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Баринова Наталья Александровна

Урок с использованием ИКТ позволяет проанализировать особенности звука и буквы "ч"  и прийти к выводу о правилах написания слов с сочетаниями ча, чу. Презентацию к уроку вы можете посмотреть, пройдя по ссылке http://yadi.sk/d/NH4SaqYuBTxjQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_bukvy_chch.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Буквы Ч,ч.

Ход урока

I. Организационный момент.

Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг,
Что много чудес на свете.
Рады им все, рады всегда
И взрослые, и дети.

- Тсс, ребята, слышите?! Чудеса начинаются. Я открою вам тайну, этот чемодан волшебный.  Мне ег  подарила волшебница, ведь я с ней дружу. Давайте посмотрим, кто спрятался в моем волшебном чемодане. (Чебурашка, Чиполлино и черепахи Тортила.) Что это за герои? Из каких они сказок? (Дети отвечают.) Садитесь.

Слайд 1, 2

II. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А новый звук мне поможете найти и выделить вы и наши сказочные герои.

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.

-  С какого звука начинаются имена наших героев? (Дети отвечают.)

А теперь познакомимся поближе с этим звуком. В этом нам поможет наш учебник «Азбука» с. 95

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

- Кто изображен слева? (Грач.)

- Прочитайте слово «грач» по слогам и орфоэпически.

- Произнесите последний звук в слове «грач».

- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий)

- Что нарисовано справа? (Часы.)

- Который час показывают часы на рисунке? (Один час.)

-Прочитайте слово «час» по слогам и орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «час».

- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий)

- Этот звук гласный или согласный? Почему? (Дети отвечают.)

 - Он мягкий согласный или твердый? Почему? (Дети отвечают.)

- Попробуйте произнести этот звук твердо.

- Открою вам секрет: этот звук не имеет парного по мягкости и твердости. Разве это не чудо?

- Какой этот звук по глухости-звонкости? Почему? (Дети отвечают.)

- С каким новым звуком мы будем знакомится сегодня на уроке? (Ответ: [ч'].)

- А сейчас мы будем искать этот звук в словах. Поиграем в игру «Кто больше запомнит слов». В  нашей чудесной игре  победителем станет тот ряд, который назовет последним слово со звуком [ч']. А слова вы должны запомнить из сказки. Итак, слушайте и запоминайте новые слова на букву "ч".

  Кто живет в часах?

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Г. Юдин

- Какие незнакомые слова вы услышали в сказке? (Дети отвечают.)

- Чабан – это пастух, пасущий овец; чулан – кладовка.

 Слайд 3

- Какой же звук встретился во всех этих словах? (Дети отвечают.)

Слайд 4

IV. Конструирование большой и малой букв Ч,ч.

- На письме этот звук обозначается буквой – "Ч". (Букву учитель показывает на слайде.)

- На что похожа эта буква? (Дети отвечают.) Слайд 5

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

- Из каких элементов – шаблонов состоит буквы Ч, ч?

Конструирование большой и малой буквы Ч, ч.

V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

-Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева? Что делает мальчик? (Пьёт чай.)

- Прочитайте слово «чай» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов?

- На каком месте в слове «чай» стоит буква «ч»?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

- Кто изображён справа? Что делает девочка? (Надевает чулки.)

- Прочитайте слово «чулки» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове «чулки» стоит буква «ч»?

- Какой звук обозначает буква «ч» в слове «чулки»?

- Дайте характеристику звуку [ч’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

VI. Чтение слогов по заданным схемам.

- Прочтите слоги по схемам  в нашем чудесном учебнике глазками. 

Слайд 6

- Чем похожи слоги в каждом столбике?

- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ч’].)

-Какие гласные не образуют слоги с буквой «ч»? (Гласные «я», «ю».)

- Хотите узнать почему?

- Чудесная буква «ч» приготовила для вас сказку.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) 

Слайд 7-10

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Физкультминутка

Слайд 11

Часы

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так.

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» туловище поворачиваем вправо, потом – влево.)

Тик-так, тик-так.

VII. Чтение слогов и слов.

- Открываем наш чудесный учебник-помощник на стр. 96. В верхней части учебника даны слоги и слова. Прочтите их «жужжащим» чтением.

 После чтения

- Рядом с последним словом каждой строки выложите прямоугольник того цвета, который обозначает это слово.

У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

Слайд 12

- Кто знает, что такое «чистотел»? (Чистотел – лекарственное растение с желтыми цветками.) Слайд 13

VIII. Задания на развитие речи, внимания.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто нарисован?

- Кто в лесу главный враг зайцев и зайчат? (Лиса.)

- Произнесите это слово так, чтобы в нем мы услышали звук [ч’]. (Лисичка.)

- Послушайте, какой чудесный случай произошел однажды в лесу с лисичками.

Анализ слова «лисички».

Слайд 14

-Кто вы?

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как, с одной-то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой…

А.Шибаев

- О ком идет речь в стихотворении?

- Вот чудо! Слово «лисички» имеет два значения: лисички – животные и лисички- грибы.

- Составьте предложения со словом «лисички».

Рыжие лисички гонятся за зайцем.

Мы собираем в лесу грибы лисички.

IX. Итог урока.

- На этом наш чудесный урок заканчивается. С какими чудесами вы познакомились на уроке?

- Какой звук обозначает  чудесная буква «ч»?

- Как надо писать сочетания «ча» и «чу»? Слайд 15

- Ребята, вы сегодня творили чудеса и наши волшебные герои хотят вам сказать, что вы большие МОЛОДЦЫ! Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа".

Данный материал поможет учителям при изучении гласных букв и звуков, а также здесь имеются слоговые схемы....

«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ "БУКВА Б" ПРОГРАММА " НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"

Предмет: литературное  чтение.Тип урока: открытие новых знаний.Тема:Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.Цели: ·        предметные:формировать ...

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. УРОКИ – ЗАЧЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. Одна из форм дифференциации обучения-уроки-зачёты. Подготовка  к уроку- зачету начинается одновременно с изучением  нов...