Коррекционные приемы работы в период обучения грамоте
статья по чтению (1 класс) по теме
Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально, но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
При обучении грамоте разрезная азбука является важным дидактическим пособием | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте
Процесс овладения учащимися грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания, воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления детей. Научить школьника учиться - это значит не только дать ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить, работать. Обучение детей может идти успешно при условии, если у каждого ребёнка в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности, приобретаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом. К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача начальной школы - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно. В настоящее время воспитание активности и самостоятельности является одной из важных задач образования учащихся. Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально, но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить учащихся составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание учащихся на ту часть слова, замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова.
Упражнения с буквами:
- Покажите буквы: к, з, а, т и т.д.
- Назовите буквы. (Учитель показывает разные буквы.)
Упражнения со слогами:
- Покажите слоги: шу, ты, но, па и т.д.
- Назовите слог. (Учитель показывает разные слоги.)
Навык узнавания слогов совершенствуется до такой степени, что показ буквы или произнесение звука вызывает быструю реакцию у детей, которые или показывают букву или произносят звук. То же самое происходит со слогами. Такие упражнения дети могут выполнять и самостоятельно. Один учащийся показывает букву, другой её называет. Потом играющие меняются ролями. Упражнения с буквами чередуются с упражнениями в чтении слогов. Работу со слогами можно разнообразить.
Например: найдите и положите перед собой слог но, затем слоги: гу, па, си, ры, ша. Сложите из этих слогов слова, кто сколько сможет. Такие упражнения облегчают овладение навыком чтения.
- Работа со слоговыми таблицами:
Работе со слоговыми таблицами я придаю большое значение. Она и укрепляет навык слогового чтения, и развивает самостоятельность учащихся. Для детей это интересная работа, вызывающая дух соревнования.
Задание: Составить из данных слогов слова. Кто отгадает больше слов?
ЛИ | ША | ПИ |
САЛ | ПА | МА |
ЛАШ | ЛА | ЛИЛ |
По этой таблице можно составить слова: липа, шалаш, пила, лапа, Маша, шалил, писал, мала.
МА | РА | ШУ |
ЛА | УШ | МУ |
Слова: мама, мала, ушла, Мура, рама, Шура.
РА | О | НА |
СА | УМ | НО |
ЛО | РЫ | МЫ |
Слова: рана, оса, оно, она, рано, норы, нора, мыло, умна, умно, рамы, сало.
УТ | МА | СИ | ШИ |
ЛИ | НА | ПИ | ПА |
ЛА | НО | РО | МОН |
Слова: утро, лимон, пила, пилила, сила, напиши, налила, машина, пали, Рома, мала, шина, лила, носила, носили.
О | НЫ | РО | ПЫ |
ПО | СИ | КИ | СОС |
МА | ТО | МАШ | ЛИ |
По этой таблице можно дать детям конкретное задание: составить слова- названия деревьев.
Слова: осины, тополи, сосны, липы.
Стоит заменить в некоторых слогах маленькую букву на заглавную, получатся имена детей: Тома, Рома, Сима.
КА | ГИ | ТЫ |
ЛАМ | ДОС | ЦВЕ |
КНИ | ПА | ПАР |
Задание: составить названия классных вещей.
Слова: книги, парты, цветы, лампа.
МА | СЕСТ | БА | БРАТ |
ДЕ | ПА | БУШ | РА |
ПА | КА | ДУШ | МА |
Задание: составить названия членов семьи и сложить из разрезной азбуки.
КО | ОВ | ЛИ | ГУ |
КУ | ЗА | РО | СА |
ВА | СИ | ЦЫ | РЫ |
Задание: Сложить на своём наборном полотне названия животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.
Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...
Диагностическая работа в период обучения грамоте по УМК "Перспектива" за 1 полугодие 1 класса
Материал диагностической работы подбирала сама с опорой на перечень предметных умений учащихся....
Тренировочная работа в период обучения грамоте
Данные упражнения помогут учителю контролировать усвоение программы....
Проверочные работы в период обучения грамоте
Работа составлена по программе обучение грамоте....
Работы в период обучения грамоте.
Карточки для работы на уроках в период обучения грамоте...
Карточки для индивидуальной работы в период обучения грамоте
Методическая разработка может быть рекомнедована к использованию в работе учетелям, заинтересованным родителям....
Педагогические условия организации орфографической работы в период обучения грамоте
Формирование орфографического навыка у младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Общая характеристика орфографического навыка. Цель, задачи, содержание периода обучения грамоте. ...