Русские пословицы
проект по чтению (3 класс) на тему

Создание краткосрочного проекта по теме "Русские пословицы" в 3 классе, включающий в себя интеграцию урока:технология, рисование,музыка, окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_3_kl.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

  Тема: « Русские   пословицы»

   Цели:  обобщить знания  обучающихся  о  народных

                     пословицах, показать  глубину  их  мысли,

                     напевность  речи, своеобразие  языка, прививать  

                     любовь  к  своей  Родине, её  прошлому, учить    

                     работать  в  группе, ввести  элементы  методов

                     проекта.

      Ход  урока.

Вводная  часть.

Сегодня  у  нас  необычный  урок  -  мы  будем  говорить  о том,

что часто  люди  употребляют  в  своей  речи. От  этого их  речь

становится яркой, образной. И  на  этом  же  уроке  мы  закончим  

работу  над  книжками-малышками, которую  мы  начали  ещё до

Нового  года  на  уроках  труда, рисования  и  чтения.

(Входит ученица в русском народном костюме, в руках у неё рушник с хле-

бом и солью.)

Ученица:  Здесь и красные девицы,

                 Добры молодцы кругом-

                 Все уселись за столом.

                 Будет вам всем здесь приятно

                 Побывать в гостях у нас

                 Все мы рады вас встречать,

                 Ведь изба красна не углами,

                 А пирогами.

(угощает  гостей )

Объявление  темы.

- О  чём  мы будем говорить на уроке, вы узнаете, когда прочитаете

   предложения с экрана.

         Красна  речь  пословицей.

        Без  пословицы  не  проживёшь.

        Пословица  недаром  молвится.

       Старая  пословица  век  не  сломится.

- Так что же это? Каким одним  словом  мы  можем  объединить

   эти  предложения?

Д. – Пословицы.

У. – Правильно, и тема нашего урока: « Пословица – всем делам

       помощница.»        1

   Беседа  о  жанрах  русского  народного  

                    творчества. ( фольклора)

У.- Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: Что за роскошь,

       что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за

       золото!

(выводится  на  экран  портрет с  эпиграфом)

    - А что вы нашли про пословицы?

Д1.- Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Д2.- В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Д3.- Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

У- А какие ещё жанры фольклора вы знаете?

(выводится на экран)

*Поговорки

*Потешки

*Скороговорки

*Загадки

*Прибаутки  (дети всё  коллективно  проговаривают)

У.- На сегодняшнем  уроке  мы  представим  себя  фольклористами

       т.е. людьми, которые  занимаются  изучением, собиранием пос-

       ловиц ,сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток. И постара-

       емся  заполнить  наши  книжечки этими  жанрами  русского

       народного  творчества.

       Основная часть: «  Книга  пословиц»

У.-Вот  мы и  подошли к нашей главной задаче на сегодняшнем

      уроке. К вашим книгам  пословиц, которые будете  наполнять

      вы  тем  материалом, который имеется у вас на партах  в кон-

      вертах. Мы будем путешествовать по вашим книжкам от стра-

      ницы к странице. Каждая страница вашей книги будет начи –

      наться с пословицы, которая и является темой данной  стра –

      нички и на ней вы и будете располагать стихи, загадки  и конеч-

      но же  иллюстрации. Давайте же подберём название для наших

      книжек, т.к. мы будем  опираться на пословицы и на каждой

      страничке с помощью стихов и загадок раскрывать их смысл, то

      и название должно соответствовать…

Д.- Книга  пословиц.

У.- Итак путешествие начинается… Ребята, чтобы вам было легче

       работать  нам будет помогать наш волшебный экран.

       Открываем первую страницу наших книжек.

        (На экране.)              

        «Одна  у  человека  родная  мать, одна  у  него

        и  Родина.»

  У.- Конечно же первая страничка посвящена Родине. Какие вы

         можете подобрать из ваших конвертов, по данной теме, пос-

         ловицы как вы их понимаете? (дети зачитывают и объясняют        

         их смысл.)

       - Дети, а как называется наша Родина, страна в которой мы с

         вами живём?

  Д.- Россия!

  У.- Правильно, а что значит малая Родина?

  Д.- Для нас малая Родина – это место где мы родились и живём

         сейчас.

  У.- На этой страничке мы можем поместить стих о Родине, кото-

         рый мы учили наизусть. Давайте расскажем для наших гостей.

         (стихи читают дети)

               1.Если скажут слово Родина

             Сразу в памяти встаёт

             Старый дом, в саду смородина,

              Толстый тополь у ворот,

              У реки берёзка – скромница

              И ромашковый бугор.

          2.А другим наверно вспомнится

            Свой родной, красивый двор,

            В лужах первые кораблики,

            Над скакалкой топот нот,

            И  большой соседней фабрики

            Громкий, радостный гудок.

         3. Или степь от маков красная,

            Золотая целина ….

            Родина бывает разная,

            Но у всех она одна.

     У.- Спасибо, ребята. А теперь посмотрите на экран

           (Видеоролик о Целине.)

         - Понравился Вам видеоролик о посёлке?

           А песню исполнял Марк Бернес.

            (на экране появляется)

«Чтение – лучшее учение»

          - Это название новой странички. Как вы думаете, какие пословицы      

            должны быть на этой страничке?!

      Д.- О чтении, грамоте.

      У.- Правильно, найдите их в конверте. Давайте зачитаем их, наклеим

            и объясним смысл т.е. как вы понимаете их значение.

            (Дети зачитывают и объясняют их смысл).

      У.- Спасибо ребята! Когда мы говорили о жанрах фольклора, мы

            говорили, что одним из жанров является сказка, так?

      Д.- Да!

      У.- А давайте вспомним все ли сказки являются фольклорными.

            Чтобы это вспомнить давайте сыграем в игру «Ромашка».

            Вы видите перед собой цветок, на лепестке написано название

            сказки, отдельно лежат лепестки на которых написаны авторы

            произведения. Каждая группа будет зачитывать отрывок из сказки,

            а остальные участники должны угадать из какой это сказки отрывок

            и кто автор.

    Iгр.- Стальное колечко( К.Паустовский.)

   IIгр. – Сказка о часах (Л.Петрушевская.)

  IIIгр. – Подземное царство (Русская народная сказка.)

  IVгр. – Сказка простого карандаша (Е. Клюева.)

     

У. -     Спасибо, всё сделали правильно!

         Скажите, а какая сказка здесь лишняя?

Д.- Сказка «Подземное царство»

У.- Правильно, почему?

Д. – Эту сказку создал народ, а остальные авторские.

У. – И что это значит?

Д. – То, что это сказка народная, а значит фольклорная.

У. – Молодцы, ребята, переходим к следующей странице,

        как она называется?

       ( на экране появляется заголовок)                                                                               «Дерево сильно корнями, а человек-трудом»

У-. Как вы думаете о чём можно узнать на этой странице? На какую тему

      должны находиться здесь пословицы.

Д-. О труде.

У-. Давайте послушаем пословицы, которые вы выберете из конверта

     (Каждая группа зачитывает найденные пословицы объясняя их смысл)

У-. Молодцы! А что у вас есть по этой теме?

Д-. Стихи о труде.

У-. Кто может нам рассказать стихи наизусть? (1 ГРУППА)

Д-. Стол за которым ты сидишь,

Кровать под которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба,

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, наступит час,

И мы трудиться будем.

У-. Спасибо, а сейчас, пока вы школьники, главный

      вам труд – это учёба, хорошие, крепкие знания. Но кроме

      хорошей учёбы вы должны уметь и себя обслуживать, а

      также помочь маме, папе, бабушке, сестре, дедушке, бабушке,

      в общем своим близким.

У-. Что ещё вы нашли опираясь на данную в пословице тему?

Д-. Загадки!

У-. Давайте послушаем загадки и попробуем их отгадать.

(дети зачитывают загадки и дружно отгадывают их)

Физминутка

  Эй, кузнец,  молодец,

  Захромал  мой  жеребец,

  Ты  подкуй  его  опять!

   Отчего  не подковать

   Вот гвоздь, вот  подкова

   Раз, два  и  готово!

У.- Отдохнули, ребята?

Д.- Да!

У.- Продолжаем  путешествие  по  нашим  книжкам-малышкам.

      Открываем  нашу  следующую страницу…

        « Птица сильна  крыльями,

        а  человек – дружбой.» 

                 ( на  экране )        

У.- Итак, на какую же  тему мы  будем  подбирать  пословицы

       из  конвертов?

Д.- О  дружбе!

У.- Кто  уже нашёл подходящую  по  смыслу  пословицу, зачитай-

       те  и  объясните, как  вы её  понимаете?

(дети  клеят  и  объясняют  смысл  пословиц)

У.- Сейчас  мы проверим, как вы умеете  дружно  работать.

       На  экране  будут  появляться по два  основных слова

       из пословицы, а вы должны  вспомнить  пословицу, но

       помните работать  вы  должны  дружно, сообща.

    На  экране:

         КОСА – КАМЕНЬ

- нашла  коса  на  камень.

            ЛЕС – ДРОВА

- чем дальше в лес, тем больше дров.

            ШИЛО – МЕШОК

- шила  в мешке не утаишь.

            ЯЗЫК – ДЕЛО

- не спеши языком, торопись делом.

            ДЕЛО – МАСТЕР

- дело мастера боится.

            ТРУД – ЛЕНЬ

- труд человека кормит, а лень – портит.

У.- Молодцы ребята!

     Творческая  работа.                                                                                                                                                                      У. – У нас ещё остались пословицы, которые мы ни к какой теме не отнесли.

        Прочтите их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести?

      (дети зачитывают пословицы, которые у них остались и называют темы,

        к каким их можно отнести)

У. – Как вы убедились, пословицы могут быть на самые разные темы.

        Мы с вами коснулись только некоторых из них.

      Давайте проведём с вами ещё одну викторину. Надо по началу

      Пословицы найти её конец, в этом вам помогут листочки, которые лежат

      у вас на партах.

У. – Книгу читать….

Д. – Как на крыльях летать!        

У. – Поздно встанешь…

Д. – Мало сделаешь!

У. – Мир освещается солнцем…

Д. – А человек знанием!

У. –Не красна изба углами…

Д. – Красна пирогами!

У. – Что одному не под силу, то…

Д. – Легко коллективу!

У. – Делаешь наспех…

Д. – Сделаешь на смех!

У. – Молодцы, видно, что вы научились правильно произносить, слышать и понимать пословицы. А мы между тем открываем последнюю страничку

нашей необычной книги.

« Кончил дело  -  гуляй смело»

У. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д. – Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У. – А сейчас давайте посмотрим сценку приготовленную нашими  ребя-

        тами, которая так и называется: « Кончил дело – гуляй смело!»

Солнышко: Не довольно ли учиться?

                       Не пора ли порезвиться?

Мальчик   : Нет, ясно солнышко, нет.

                       Теперь мне гулянье не впрок,

                       Дай прежде окончу урок!

Птичка      : Не довольно ли учиться?

                       Не пора ли порезвиться?

Мальчик    : Нет, милая, гулянье не впрок,

                       Дай прежде окончу урок!

Кошка         : Не довольно ли учиться?

                       Не пора ли порезвиться?

Мальчик     : Нет, кисонька, нет

                        Теперь гулянье не впрок

                        Дай прежде окончу урок!

Мальчик     : Ну-ка, кто меня манил?

Все               : Кончил дело?!

Мальчик     : Да!

Все                : Гуляй смело!

Итог урока.

У. – Ребята, правильно поступил мальчик?

Д. – Да!

У. – Ну тогда и мы можем гулять смело, так как и мы доделали свои книжки-

        малышки. И я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские пословицы и поговорки»

Урок в рамках ФГОС. Место в планировании: послебукварный период....

Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)

Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В  настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая...

Викторина в3 кл."Русские пословицы и поговорки"

Викторины очень нравятся детям. В игровой непринуждённой обстановке материал усваивается лучше, а знания откладываются в долговременную память. Данная викторина имеет и воспитательную ценность. Решени...

В мире русской мудрости. Русские пословицы.

В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека:  события вражеских нашествий и войн, храбрость, мужество и героизм народа. В них запечатлены все стороны трудовой деятельности н...

Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»

Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа  первого десятка.  Название «числительное» произошло от слова «число».  Насколько ча...