Русские пословицы
проект по чтению (3 класс) на тему
Создание краткосрочного проекта по теме "Русские пословицы" в 3 классе, включающий в себя интеграцию урока:технология, рисование,музыка, окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_3_kl.rar | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Русские пословицы»
Цели: обобщить знания обучающихся о народных
пословицах, показать глубину их мысли,
напевность речи, своеобразие языка, прививать
любовь к своей Родине, её прошлому, учить
работать в группе, ввести элементы методов
проекта.
Ход урока.
Вводная часть.
Сегодня у нас необычный урок - мы будем говорить о том,
что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь
становится яркой, образной. И на этом же уроке мы закончим
работу над книжками-малышками, которую мы начали ещё до
Нового года на уроках труда, рисования и чтения.
(Входит ученица в русском народном костюме, в руках у неё рушник с хле-
бом и солью.)
Ученица: Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом-
Все уселись за столом.
Будет вам всем здесь приятно
Побывать в гостях у нас
Все мы рады вас встречать,
Ведь изба красна не углами,
А пирогами.
(угощает гостей )
Объявление темы.
- О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, когда прочитаете
предложения с экрана.
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица век не сломится.
- Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить
эти предложения?
Д. – Пословицы.
У. – Правильно, и тема нашего урока: « Пословица – всем делам
помощница.» 1
Беседа о жанрах русского народного
творчества. ( фольклора)
У.- Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: Что за роскошь,
что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за
золото!
(выводится на экран портрет с эпиграфом)
- А что вы нашли про пословицы?
Д1.- Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Д2.- В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.
Д3.- Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
У- А какие ещё жанры фольклора вы знаете?
(выводится на экран)
*Поговорки
*Потешки
*Скороговорки
*Загадки
*Прибаутки (дети всё коллективно проговаривают)
У.- На сегодняшнем уроке мы представим себя фольклористами
т.е. людьми, которые занимаются изучением, собиранием пос-
ловиц ,сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток. И постара-
емся заполнить наши книжечки этими жанрами русского
народного творчества.
Основная часть: « Книга пословиц»
У.-Вот мы и подошли к нашей главной задаче на сегодняшнем
уроке. К вашим книгам пословиц, которые будете наполнять
вы тем материалом, который имеется у вас на партах в кон-
вертах. Мы будем путешествовать по вашим книжкам от стра-
ницы к странице. Каждая страница вашей книги будет начи –
наться с пословицы, которая и является темой данной стра –
нички и на ней вы и будете располагать стихи, загадки и конеч-
но же иллюстрации. Давайте же подберём название для наших
книжек, т.к. мы будем опираться на пословицы и на каждой
страничке с помощью стихов и загадок раскрывать их смысл, то
и название должно соответствовать…
Д.- Книга пословиц.
У.- Итак путешествие начинается… Ребята, чтобы вам было легче
работать нам будет помогать наш волшебный экран.
Открываем первую страницу наших книжек.
(На экране.)
«Одна у человека родная мать, одна у него
и Родина.»
У.- Конечно же первая страничка посвящена Родине. Какие вы
можете подобрать из ваших конвертов, по данной теме, пос-
ловицы как вы их понимаете? (дети зачитывают и объясняют
их смысл.)
- Дети, а как называется наша Родина, страна в которой мы с
вами живём?
Д.- Россия!
У.- Правильно, а что значит малая Родина?
Д.- Для нас малая Родина – это место где мы родились и живём
сейчас.
У.- На этой страничке мы можем поместить стих о Родине, кото-
рый мы учили наизусть. Давайте расскажем для наших гостей.
(стихи читают дети)
1.Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор.
2.А другим наверно вспомнится
Свой родной, красивый двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот нот,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
3. Или степь от маков красная,
Золотая целина ….
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
У.- Спасибо, ребята. А теперь посмотрите на экран
(Видеоролик о Целине.)
- Понравился Вам видеоролик о посёлке?
А песню исполнял Марк Бернес.
(на экране появляется)
«Чтение – лучшее учение»
- Это название новой странички. Как вы думаете, какие пословицы
должны быть на этой страничке?!
Д.- О чтении, грамоте.
У.- Правильно, найдите их в конверте. Давайте зачитаем их, наклеим
и объясним смысл т.е. как вы понимаете их значение.
(Дети зачитывают и объясняют их смысл).
У.- Спасибо ребята! Когда мы говорили о жанрах фольклора, мы
говорили, что одним из жанров является сказка, так?
Д.- Да!
У.- А давайте вспомним все ли сказки являются фольклорными.
Чтобы это вспомнить давайте сыграем в игру «Ромашка».
Вы видите перед собой цветок, на лепестке написано название
сказки, отдельно лежат лепестки на которых написаны авторы
произведения. Каждая группа будет зачитывать отрывок из сказки,
а остальные участники должны угадать из какой это сказки отрывок
и кто автор.
Iгр.- Стальное колечко( К.Паустовский.)
IIгр. – Сказка о часах (Л.Петрушевская.)
IIIгр. – Подземное царство (Русская народная сказка.)
IVгр. – Сказка простого карандаша (Е. Клюева.)
У. - Спасибо, всё сделали правильно!
Скажите, а какая сказка здесь лишняя?
Д.- Сказка «Подземное царство»
У.- Правильно, почему?
Д. – Эту сказку создал народ, а остальные авторские.
У. – И что это значит?
Д. – То, что это сказка народная, а значит фольклорная.
У. – Молодцы, ребята, переходим к следующей странице,
как она называется?
( на экране появляется заголовок) «Дерево сильно корнями, а человек-трудом»
У-. Как вы думаете о чём можно узнать на этой странице? На какую тему
должны находиться здесь пословицы.
Д-. О труде.
У-. Давайте послушаем пословицы, которые вы выберете из конверта
(Каждая группа зачитывает найденные пословицы объясняя их смысл)
У-. Молодцы! А что у вас есть по этой теме?
Д-. Стихи о труде.
У-. Кто может нам рассказать стихи наизусть? (1 ГРУППА)
Д-. Стол за которым ты сидишь,
Кровать под которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба,
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, наступит час,
И мы трудиться будем.
У-. Спасибо, а сейчас, пока вы школьники, главный
вам труд – это учёба, хорошие, крепкие знания. Но кроме
хорошей учёбы вы должны уметь и себя обслуживать, а
также помочь маме, папе, бабушке, сестре, дедушке, бабушке,
в общем своим близким.
У-. Что ещё вы нашли опираясь на данную в пословице тему?
Д-. Загадки!
У-. Давайте послушаем загадки и попробуем их отгадать.
(дети зачитывают загадки и дружно отгадывают их)
Физминутка
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец,
Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два и готово!
У.- Отдохнули, ребята?
Д.- Да!
У.- Продолжаем путешествие по нашим книжкам-малышкам.
Открываем нашу следующую страницу…
« Птица сильна крыльями,
а человек – дружбой.»
( на экране )
У.- Итак, на какую же тему мы будем подбирать пословицы
из конвертов?
Д.- О дружбе!
У.- Кто уже нашёл подходящую по смыслу пословицу, зачитай-
те и объясните, как вы её понимаете?
(дети клеят и объясняют смысл пословиц)
У.- Сейчас мы проверим, как вы умеете дружно работать.
На экране будут появляться по два основных слова
из пословицы, а вы должны вспомнить пословицу, но
помните работать вы должны дружно, сообща.
На экране:
КОСА – КАМЕНЬ
- нашла коса на камень.
ЛЕС – ДРОВА
- чем дальше в лес, тем больше дров.
ШИЛО – МЕШОК
- шила в мешке не утаишь.
ЯЗЫК – ДЕЛО
- не спеши языком, торопись делом.
ДЕЛО – МАСТЕР
- дело мастера боится.
ТРУД – ЛЕНЬ
- труд человека кормит, а лень – портит.
У.- Молодцы ребята!
Творческая работа. У. – У нас ещё остались пословицы, которые мы ни к какой теме не отнесли.
Прочтите их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести?
(дети зачитывают пословицы, которые у них остались и называют темы,
к каким их можно отнести)
У. – Как вы убедились, пословицы могут быть на самые разные темы.
Мы с вами коснулись только некоторых из них.
Давайте проведём с вами ещё одну викторину. Надо по началу
Пословицы найти её конец, в этом вам помогут листочки, которые лежат
у вас на партах.
У. – Книгу читать….
Д. – Как на крыльях летать!
У. – Поздно встанешь…
Д. – Мало сделаешь!
У. – Мир освещается солнцем…
Д. – А человек знанием!
У. –Не красна изба углами…
Д. – Красна пирогами!
У. – Что одному не под силу, то…
Д. – Легко коллективу!
У. – Делаешь наспех…
Д. – Сделаешь на смех!
У. – Молодцы, видно, что вы научились правильно произносить, слышать и понимать пословицы. А мы между тем открываем последнюю страничку
нашей необычной книги.
« Кончил дело - гуляй смело»
У. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д. – Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.
У. – А сейчас давайте посмотрим сценку приготовленную нашими ребя-
тами, которая так и называется: « Кончил дело – гуляй смело!»
Солнышко: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик : Нет, ясно солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!
Птичка : Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик : Нет, милая, гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!
Кошка : Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик : Нет, кисонька, нет
Теперь гулянье не впрок
Дай прежде окончу урок!
Мальчик : Ну-ка, кто меня манил?
Все : Кончил дело?!
Мальчик : Да!
Все : Гуляй смело!
Итог урока.
У. – Ребята, правильно поступил мальчик?
Д. – Да!
У. – Ну тогда и мы можем гулять смело, так как и мы доделали свои книжки-
малышки. И я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русские пословицы и поговорки»
Урок в рамках ФГОС. Место в планировании: послебукварный период....
Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)
Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая...
Викторина в3 кл."Русские пословицы и поговорки"
Викторины очень нравятся детям. В игровой непринуждённой обстановке материал усваивается лучше, а знания откладываются в долговременную память. Данная викторина имеет и воспитательную ценность. Решени...
Понимаешь ли ты русские пословицы и поговорки?
знание русских пословиц...
В мире русской мудрости. Русские пословицы.
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: события вражеских нашествий и войн, храбрость, мужество и героизм народа. В них запечатлены все стороны трудовой деятельности н...
Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»
Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа первого десятка. Название «числительное» произошло от слова «число». Насколько ча...
Воспитательное значение Библейских цитат в русских пословицах
Рождественские чтения...