2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета « Литературное чтение»
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Сычева Э.И.
Пояснительная записка
Роль и место дисциплины в образовательном процессе | Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы- одного из сложнейших видов искусства. |
Кому адресована программа | Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ. |
Соответствие государственному образовательному стандарту | Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. |
Цели программы | Продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, пробуждать у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. |
Задачи программы | Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус. Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе. Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка. Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. Работать с различными типами текстов. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность. |
Принципы, лежащие в основе построения программы | Художественно-эстетический. Литературоведческий принцип. Коммуникативно-речевой. |
Основные содержательные линии курса (разделы, структура) | Круг чтения. Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом. Обогащение и развитие опыта творческой деятельности обучающихся. |
Требования к знаниям и умениям обучающихся | Должны: владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста- не меньше 50 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя); передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением; составлять план к прочитанному (с помощью учителя); ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов; рассказывать-импровизировать на заданную тему; отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины; развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений; приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием; познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). |
Требования к результатам универсальных учебных действий | Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: -действие смыслообразования (интерес, мотивация); -действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); -формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); -эмоциональное осознание себя и окружающего мира; -формирование желания выполнять учебные действия; Метапредметные результаты: -выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя; -поиск и выделение необходимой информации; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками–определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; -формирование вербальных способов коммуникаций (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); -формирование умения работать в парах и малых группах. |
Виды и формы организации учебного процесса | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Комбинированные, обобщающие, уроки-драматизации, импровизации, игры, концерты. |
Итоговый контроль | Тестирование в конце учебного года. |
Объём программы в часах и сроки обучения | 136 часов – 4 часа в неделю. |
Библиографический список: -для обучающихся | 1. Родная речь. Учеб. для 2кл. нач. шк. В 2ч. Ч.2 / [сост. Р60 Л.Ф. Климанова и др.].- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007.- 223с.: ил.- ISBN 978-5-09- 016290-6 |
Библиографический список: -для учителя | 1. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И.. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. 2. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 класс. 3. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2класс. |
Место курса в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель), во 2 – 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание курса
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Вводный урок (1 ч) | Вводный урок (1 ч)- | Вводный урок (1ч) | Вводный урок (1ч) |
Жили – были буквы (7 ч) | Самое великое чудо на свете (4 ч) | Самое великое чудо на свете (4 ч) | Летописи, былины, жития (11 ч) |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) | Устное народное творчество (15 ч) | Устное народное творчество (14 ч) | Чудесный мир классики (22 ч) |
Апрель, апрель. Звенит капель! (5 ч) | Люблю природу русскую. Осень (8 ч) | Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | Поэтическая тетрадь (12 ч) |
И в шутку и всерьёз (6 ч) | Русские писатели (14 ч) | Великие русские писатели (24 ч) | Литературные сказки (16 ч) |
Я и мои друзья (5 ч) | О братьях наших меньших (12 ч) | Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | Делу время – потехе час (9 ч) |
О братьях наших меньших (5 ч) | Из детских журналов (9 ч) | Литературные сказки (8 ч) | Страна детства (8 ч) |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) | Были – небылицы (10 ч) | Поэтическая тетрадь (5 ч) | |
Писатели детям (17 ч) | Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | Природа и мы (12 ч) | |
Я и мои друзья (10 ч) | Люби живое (16 ч) | Поэтическая тетрадь (8 ч) | |
Люблю природу русскую. Весна (9 ч) | Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | Родина (8 ч) | |
И в шутку и всерьёз (14 ч) | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | Страна фантазия (7 ч) | |
Литература зарубежных стран (14 ч) | По страницам детских журналов (8 ч) | Зарубежная литература (15 ч) | |
Зарубежная литература (8 ч) | |||
Резервные (4 ч) | - | - | Резервные (1 ч) |
40 часов | 136 часов | 136 часов | 136 часов |
Содержание курса. | Тематическое планирование. | Характеристика деятельности учащихся. |
Аудирование (слушание). | ||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий); особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений. | Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный и отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. Восприятие научно-популярного текста: основное содержание (информация). | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. |
Чтение. | ||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного предложения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?») Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана–в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текстов: художественные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный (передача основных мыслей текста) пересказ. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка. | Чтение вслух и про себя. Чтение вслух–слов и предложений; постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений. Работа с разными видами текста. Текст. Текст и набор предложений. Художественный текст. Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса Тема текста. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом. Составление плана текста Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) Подробный пересказ текста. Определение главной мысли. Определение темы каждой части. Пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряжённого момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Рассказ по внутритекстовой иллюстрации. Анализ иллюстрации (кто изображён, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации. Составление рассказа при помощи учителя по коллективно составленному плану. Самостоятельный рассказ по иллюстрации. Работа с книгой. Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой. Выбор книги по рекомендованному списку. | Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Декламировать стихотворение. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя) Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). |
Культура речевого общения. | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы), для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему. | Диалог. Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость-первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Монолог. Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Устное сочинение. Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел рассказать автор). Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор). Определение темы и главной мысли устного сочинения. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). |
Круг детского чтения. | ||
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы 19–20 вв. (например, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, С.А.Есенин), классиков детской литературы. Произведения зарубежной литературы, доступные для воспитания младших школьников. Приключенческая литература. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, о животных, добре и зле, юмористические и др. | Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки. Классики детской литературы. Классики русской литературы 19–20 вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения. Детские журналы: художественно-развлекательные. Темы детского чтения. Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключения. | |
Литературоведческая пропедевтика. | ||
Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, автор, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою; рассказчик. Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: структура (композиция). Рассказы, стихотворения, басни–произведения классиков отечественной и зарубежной литературы 19-20 вв. | Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения. Характер героя. | |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). | ||
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). | Постановка живых картин. Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин. Чтение по ролям. Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям. Инсценирование. Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование. Устное словесное рисование. Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента. Устное сочинение. Определение темы прочитанного произведения (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (что главное хотел бы сказать автор). Определение темы и главной мысли устного высказывания. Презентация высказывания окружающим. | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты). |
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение (136 ч)
2 класс
(учебник «Литературное чтение» в 2-х частях, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина)
Количество часов в неделю - 4
№ урока п /п | № урока в теме | Дата | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||
1 | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | Ориентироваться в учебнике. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||
2 | 1 | Знакомство с разделом "Самое великое чудо на свете". Обсуждение книг, прочитанных летом. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. | |
3 | 2 | Работа над проектом "О чём нам может рассказать школьная библиотека", " Почему нам интересно ходить в библиотеку" (по выбору) | Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о почитанной книге по плану, составленному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам. Участвовать в коллективном проекте «О чём нам может рассказать школьная библиотека», « Почему нам интересно ходить в библиотеку». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и для учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия. | |
4 | 3 | Работа над проектом "О чём нам может рассказать школьная библиотека", " Почему нам интересно ходить в библиотеку" (по выбору) | ||
5 | 4 | Защита проекта. | ||
Устное народное творчество (15 ч) | ||||
6 | 1 | Знакомство с разделом "Устное народное творчество". Малые и большие жанры устного народного творчества. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить смысл пословиц с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки, Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. Придумывать собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | |
7 | 2 | Потешки и прибаутки. | ||
8 | 3 | Считалки и небылицы. | ||
9 | 4 | Загадки. Тематические группы загадок. | ||
10 | 5 | Пословицы и поговорки. В. Даль - собиратель пословиц русского народа. | ||
11 | 6 | Сказки. Ю.Мориц "Сказка идет по лесу". | ||
12 | 7 | Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко". | ||
13 | 8 | Русская народная сказка "У страха глаза велики". | ||
14 | 9 | Русская народная сказка "Лиса и тетерев". | ||
15 | 10 | Русская народная сказка "Лиса и журавль". | ||
16 | 11 | Русская народная сказка "Каша из топора". | ||
17 | 12 | Русская народная сказка "Гуси-лебеди". | ||
18 | 13 | Русская народная сказка "Гуси-лебеди". | ||
19 | 14 | Разноцветные страницы: А. Шибаев "Вспомни сказку". Оценка достижений. | ||
20 | 15 | Оценка достижений. | ||
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) | ||||
21 | 1 | Знакомство с разделом "Люблю природу русскую. Осень". Осенние загадки. | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст; сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени в, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности, подбирать собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | |
22 | 2 | Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." | ||
23 | 3 | Стихи об осени. К. Бальмонт "Поспевает брусника", А. Плещеев "Осень наступила", А. Фет "Ласточки пропали". | ||
24 | 4 | А. Толстой "Осень", С. Есенин "Закружилась листва золотая", В. Брюсов "Сухие листья", И.Токмакова "Опустел скворечник" | ||
25 | 5 | В. Берестов "Хитрые грибы". "Грибы "(научно-популярный текст). | ||
26 | 6 | М. Пришвин "Осеннее утро", И. Бунин "Сегодня так светло кругом» | ||
27 | 7 | Конкурс чтецов. Стихи русских поэтов об осени. | ||
28 | 8 | Разноцветные страницы: П. Сапгир "Считалочка". Оценка достижений. | ||
Русские писатели (14 ч) | ||||
29 | 1 | Знакомство с разделом "Русские писатели". А. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицу и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое, произведения. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в группе. | |
30 | 2 | Стихи А. Пушкина о зиме. "Вот север, тучи нагоняя...", "Зима!.. Крестьянин, торжествуя...". | ||
31 | 3 | А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". | ||
32 | 4 | А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". | ||
33 | 5 | А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". | ||
34 | 6 | А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". | ||
35 | 7 | И. Крылов "Лебедь, Рак и Щука". | ||
36 | 8 | И. Крылов "Стрекоза и Муравей". | ||
37 | 9 | Конкурс чтецов по изученным произведениям. | ||
38 | 10 | Л. Толстой "Старый дед и внучек". | ||
39 | 11 | Л. Толстой "Филипок". | ||
40 | 12 | Л. Толстой "Правда, всего дороже", "Котёнок". | ||
41 | 13 | Разноцветные страницы: И. Ток макова "Десять птичек - стайка", Ю. Могутин "над речушкою в тиши". Оценка достижений. | ||
42 | 14 | Оценка достижений. | ||
О братьях наших меньших (12 ч) | ||||
43 | 1 | Знакомство с разделом "О братьях наших меньших". Н. Сладков "Они и мы", А. Шибаев "Кто кем становится", Б. Заходер "Плачет киска" | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно – познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий, составлять план. Пересказывать произведение подробно по плану. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. | |
44 | 2 | И. Пивоварова "Жила-была собака", В. Берестов "Кошкин щенок". | ||
45 | 3 | М. Пришвин "ребята и утята". | ||
46 | 4 | М. Пришвин "ребята и утята". | ||
47 | 5 | Е. Чарушин "Страшный рассказ". | ||
48 | 6 | Б. Житков "Храбрый утёнок". | ||
49 | 7 | В. Бианки "Музыкант". | ||
50 | 8 | В. Бианки "Музыкант". | ||
51 | 9 | В. Бианки "Сова". | ||
52 | 10 | В. Бианки "Сова". | ||
53 | 11 | Разноцветные страницы: С. Брезкун "Грянул гром", М. Бородицкая "Грачиха говорит грачу". Оценка достижений. | ||
54 | 12 | Оценка достижений. | ||
Из детских журналов (9 ч) | ||||
55 | 1 | Знакомство с разделом "Из детских журналов". Работа с детскими журналами, вопросы из них. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте "Любимый детский журнал", "Самые интересные рубрики из разных детских журналов" (по выбору): распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывая его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. | |
56 | 2 | Д. Хармс "Игра". | ||
57 | 3 | Д. Хармс "Вы знаете?" | ||
58 | 4 | Д. Хармс, С. Маршак "Весёлые чижи". | ||
59 | 5 | Д. Хармс "Что это было?", Н. Гернет и Д. Хармс "Вкусный пирог", Ю. Владимиров "Чудаки". | ||
60 | 6 | А. Введенский "Учёный Петя". | ||
61 | 7 | Проект "Любимый детский журнал", "Самые интересные рубрики из разных детских журналов" (по выбору). | ||
62 | 8 | А. Введенский "Лошадка". | ||
63 | 9 | Разноцветные страницы: Д. Хармс "Жил на свете старичок". Оценка достижений. | ||
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) | ||||
64 | 1 | Знакомство разделом "Люблю природу русскую. Зима". Зимние загадки. | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, Определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Подбирать музыкальное сопровождение к тексту, придумывать свою музыку. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Понимать особенности были и сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. | |
65 | 2 | И. Бунин "Зимним холодом пахнуло", К. Бальмонт "Светло - пушистая снежинка белая". | ||
66 | 3 | Я. Аким "Утром кот...", Ф. Тютчев "Чародейкою Зимою...". | ||
67 | 4 | С. Есенин "Поёт зима - аукает...", "Берёза". | ||
68 | 5 | Конкурс чтецов по изученным произведениям. | ||
69 | 6 | Русская народная сказка "Два мороза" | ||
70 | 7 | С. Михалков "Новогодняя быль". | ||
71 | 8 | А. Барто "Дело было в январе...", С. Дрожжин "Улицей гуляет… " | ||
72 | 9 | Разноцветные страницы: С. Погореловский, А. Прокофьев. Оценка достижений. | ||
Писатели детям (17 ч) | ||||
73 | 1 | Знакомство с разделом "Писатели детям". К. Чуковский "Путаница". | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Объяснять лексическое значение слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова – антонимы. Находить слова, помогающие с помощью звука представить образ героя произведения. Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним. Выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. | |
74 | 2 | К. Чуковский "Радость", "Федорино горе". | ||
75 | 3 | К. Чуковский "Федорино горе". | ||
76 | 4 | К. Чуковский "Федорино горе". | ||
77 | 5 | С. Маршак "Кот и лодыри". | ||
78 | 6 | С. Михалков "Мой секрет", "Сила воли". | ||
79 | 7 | С. Михалков "Мой щенок". | ||
80 | 8 | А. Барто "Верёвочка", "Мы не заметили жука". | ||
81 | 9 | А. Барто "В школу", "Вовка-добрая душа". | ||
82 | 10 | Конкурс чтецов по изученным произведениям. | ||
83 | 11 | Н. Носов "Затейники". | ||
84 | 12 | Н. Носов "Живая шляпа". | ||
85 | 13 | Н. Носов "Живая шляпа". | ||
86 | 14 | Н. Носов "На горке". | ||
87 | 15 | Н. Носов "На горке". | ||
88 | 16 | Разноцветные страницы: скороговорки. Оценка достижений. | ||
89 | 17 | Оценка достижений. | ||
Я и мои друзья (10 ч) | ||||
90 | 1 | Знакомство с разделом "Я и мои друзья". В. Берестов "За игрой", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественный текст. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить главную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | |
91 | 2 | В. Лунин "Я и Вовка", Н. Булгаков "Анна, не грусти". | ||
92 | 3 | Н. Булгаков "Анна, не грусти". | ||
93 | 4 | Ю. Ермолаев "Два пирожных". | ||
94 | 5 | В. Осеева "Волшебное слово". | ||
95 | 6 | В. Осеева "Волшебное слово". | ||
96 | 7 | В. Осеева "Хорошее". | ||
97 | 8 | В. Осеева "Почему?" | ||
98 | 9 | В. Осеева "Почему?" | ||
99 | 10 | Разноцветные страницы: Е. Благинина "Простокваша", В. Орлов "На печи". Оценка достижений. | ||
Люблю природу русскую. Весна (9 ч) | ||||
100 | 1 | Знакомство с разделом "Люблю природу русскую. Весна". Весенние загадки. | Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворения и загадки, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слов. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки и загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок, контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. | |
101 | 2 | Ф. Тютчев "Весна недаром злится..." | ||
102 | 3 | Ф. Тютчев "Весенние воды", А. Плещеев "Весна". | ||
103 | 4 | А. Плещеев "Сельская песенка", А.Блок "На лугу", С. Маршак "Снег теперь уже не тот". | ||
104 | 5 | И. Бунин "Матери", А. Плещеев "В бурю". | ||
105 | 6 | Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел". | ||
106 | 7 | С. Васильев "Белая берёза". | ||
107 | 8 | Проект. Газета "День победы - 9 мая" или экскурсия к памятнику славы (по выбору). | ||
108 | 9 | Разноцветные страницы: И. Пивоварова "Здравствуй". Оценка достижений. | ||
И в шутку и всерьёз (14 ч) | ||||
109 | 1 | Знакомство с разделом "И в шутку и всерьёз". Б. Заходер "Товарищам детям", "Что красивее всего?" | Прогнозировать содержание раздела. Планировать все виды работ с текстом. Читать вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова антонимы. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать текст подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки их них. Инсценировать стихотворения и фрагменты их них. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
110 | 2 | Б. Заходер "Что красивее всего?" | ||
111 | 3 | Б. Заходер "Песенки Винни-Пуха". | ||
112 | 4 | Э. Успенский "Чебурашка". | ||
113 | 5 | Э. Успенский "Чебурашка". | ||
114 | 6 | Э. Успенский "Если был бы я девчонкой...", "Над нашей квартирой", "Память". | ||
115 | 7 | В. Берестов "Знакомый", "Путешественники". | ||
116 | 8 | В. Берестов "Кисточка", И. Токмакова "Плим", "В чудной стране". | ||
117 | 9 | Конкурс чтецов по изученным произведениям. | ||
118 | 10 | Г. Остер "Будем знакомы" | ||
119 | 11 | Г. Остер "Будем знакомы" | ||
120 | 12 | В. Драгунский "Тайное становится явным". | ||
121 | 13 | В. Драгунский "Тайное становится явным". | ||
122 | 14 | Разноцветные страницы: Ю. Тувим "Про пана Трулялинского". Оценка достижений. | ||
Литература зарубежных стран (14 ч) | ||||
123 | 1 | Знакомство с разделом "Литература зарубежных стран". Американская народная песенка "Бульдог по кличке Дог", английские народные песенки "Перчатки", "Храбрецы". | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значения незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия .Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать сказку подробно на основе составленного плана, Называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для летнего чтения. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
124 | 2 | Французская народная песенка "Сюзон и мотылёк", немецкая народная песенка "Знают мамы, знают дети". | ||
125 | 3 | Ш. Перро "Кот в сапогах". | ||
126 | 4 | Ш. Перро "Кот в сапогах". | ||
127 | 5 | Ш. Перро "Кот в сапогах". | ||
128 | 6 | Ш. Перро "Красная шапочка". | ||
129 | 7 | Г.Х.Андерсен "Принцесса на горошине". | ||
130 | 8 | Эни Хогарт "Мафин и паук". | ||
131 | 9 | Эни Хогарт "Мафин и паук". | ||
132 | 10 | Проект "Мой любимый писатель-сказочник". | ||
133 | 11 | Разноцветные страницы: К. Чуковский "Котауси и Мауси". Оценка достижений. | ||
134 | 12 | Оценка достижений. | ||
135 | 13 | Закрепление изученного материала. | ||
136 | 14 | Закрепление изученного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...