«Литературные произведения Л.Толстого
статья (чтение) по теме

Ходина  Марина Викторовна ,

 учитель начальных классов МОУ СОШ № 32

 

 

 

«Литературные произведения Л.Толстого

 в начальной школе»

 

«Школа – мое детище, ребята – моя поэзия и любовь»
Л.Н. Толстой

 

В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях Л.Н. Толстого о новой школе и новой педагогической науке его времени мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.

     Давно вынашивал Толстой замысел учебной книги для самых маленьких. Общий план ее, содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго. “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. С “Азбукой” связывал Толстой “самые гордые мечты”, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления. Толстой даже высказался в таком роде: “Написав эту “Азбуку”, мне можно будет спокойно умереть”.

                     

         “Азбука” графа Л.Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени оправдала надежды автора.

    А между тем многим казалось, что начальное обучение - дело недостойное таланта великого писателя. Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания.

Для начальной школы разработаны специальные программы и учебники на базе толстовской « Азбуки» и «Новой азбуки».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ходина  Марина Викторовна ,

 учитель начальных классов МОУ СОШ № 32

«Литературные произведения Л.Толстого

 в начальной школе»

«Школа – мое детище, ребята – моя поэзия и любовь»
Л.Н. Толстой
  

В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях Л.Н. Толстого о новой школе и новой педагогической науке его времени мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.

     Давно вынашивал Толстой замысел учебной книги для самых маленьких. Общий план ее, содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго. “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. С “Азбукой” связывал Толстой “самые гордые мечты”, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления. Толстой даже высказался в таком роде: “Написав эту “Азбуку”, мне можно будет спокойно умереть”.

                     

          “Азбука” графа Л.Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени оправдала надежды автора.

    А между тем многим казалось, что начальное обучение - дело недостойное таланта великого писателя. Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания.

Для начальной школы разработаны специальные программы и учебники на базе толстовской « Азбуки» и «Новой азбуки».

Уроки по « Азбуке» должны быть уроками  творчества, на которых дети не просто изучали бы тексты произведений, но учились фантазировать, воплощать свои собственные идеи в художественные образы. Все это справедливо  вполне в духе педагогики Толстого, считавшего, что « если ученик в школе не научится сам  ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать».

Конечно, для работы в начальной школе лучше брать Толстого в полном объёме, но нам приходится ограничиваться несколькими рассказами. Но если этой возможности нет, приходится ограничиться несколькими рассказами.

Можно отобрать для работы с детьми следующие произведения: «Котёнок», «Мышь-девочка», «Русак», «Как ходят деревья» (о природе, о единстве всего живого, о бережном отношении ко всему окружающему); «Косточка», «Слон»,   «Филиппок», «Акула», «Прыжок», рассказы о Бульке. Однако традиционно включали в буквари и хрестоматии как раз наиболее простые по смыслу рассказы, содержание которых исчерпывалось сюжетом. О предложенных нами «Котёнке», «Косточке», «Слоне» так не скажешь. Так, «Косточка» таит в себе некий скрытый смысл, почти навязчивую идею Толстого, пронесённую им через всю жизнь. Сам Толстой рассказывал, какой он испытал ужас в детстве, проглотив косточку чернослива и вообразив, что из-за этого умрёт. Но не будем искать конкретную жизненную ситуацию, ведь ещё в Евангелии сказано, что тайное всегда становится явным, а в творчестве Толстого немало примеров того, что Бог правду видит, да не скоро скажет. Почему же не скоро? Да потому, что он, подобно отцу (Отцу) из рассказа «Косточка», ждёт нашего свободного покаяния. Можно ли эту мысль донести до малышей? Почему бы и нет? Очень кстати было бы, и прочитать с детьми после «Косточки» притчу о сеятеле, и рассказать им о древе познания…

Смысл рассказа «Котёнок» прекрасно раскрывается в упомянутой выше идеи  Толстого. Детям предлагается вопрос: можно ли сказать, что, спасая котёнка, Вася совершил подвиг? Нет, потому что “настоящий подвиг есть преодоление беды, которую нельзя было предотвратить”.Дети же сами виноваты в создавшейся ситуации, потому что “забыли про котёнка”. На уроке по «Котёнку» здесь можно поставить точку, а можно предложить ребятам нарисовать иллюстрации к рассказу, нарисовать своего любимца — кошку, собачку и т.п. Иногда ребята с удовольствием придумывают продолжение рассказа. Очень интересной бывает работа с рассказами при чтении их по предложениям или абзацам с обсуждением каждого прочитанного абзаца или эпизода.

Конспект урока литературного чтения в 1-м классе

Л.Н. Толстой "Котёнок"

Цели: 

  • продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством Л. Н. Толстого;
  • работать над совершенствованием техники чтения;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • учить видеть скрытый смысл произведения;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

 Оборудование:

  • магнитофон;
  • дидактический материал;
  • пословицы;
  • портрет писателя.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний учащихся

Уч. – С произведением, какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?

Д. – На уроках чтения мы знакомимся с произведениями Л. Н. Толстого.

Уч. – Что интересного вы знаете о творчестве этого писателя? (Ответы детей.)

 III. Проверка знаний учащихся

Уч. – Из каких басен Л. Н. Толстого пришли к вам эти герои?

Показываю картинки – муравей, голубка, лев, мышь, овцы, волк, дедушка, мальчик.

(Ответы детей.)

Смысл, какой пословицы больше подходит к этим басням?

“Плохое помнится, доброе век не забудется”.

“Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят”.

“Добра желаешь, добро и делай”.

“Кот родителей почитает, тот вовек не погибает”.

(Ответы детей.)

 IV. Работа по теме.

 1. Введение в тему.

Уч. Отгадайте загадку.

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет, исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

Д. Это кошка.

Уч. Что вы узнали о кошке из этого стихотворения?

(Ответы детей.)

Уч. А что бы вы хотели узнать о кошке?

(Ответы детей.)

Уч. Вот на эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

 2. Сообщение темы, цели урока.

Уч. “ Нет друга – ищи, а нашёл – береги” - как понимаете смысл этой пословицы?

Д. Плохо без друга, но, если он есть, его надо беречь.

Уч. Я предлагаю вам познакомиться с былью Л. Н. Толстого “Котёнок”.

Наша задача на уроке определить, как мысль выражена в пословице, связана с нашим рассказом. 

3. Словарная работа.

Уч. Что такое быль?

Д. Это то, что было в действительности.

Уч. Амбар – это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Уч. Из заглавия рассказа можно догадаться, о чём пойдёт речь в рассказе?

Рассмотрите иллюстрацию.

А теперь?

Давайте проверим, правильны ли наши предположения.

 4. Чтение со звуковым ориентиром.

Текст записан на магнитофоне со скоростью 90 слов/минуту. Дети читают за диктором.

 5. Тест на понимание содержания прочитанного.

А) Герои были – брат и сестра?

Б) У кошки родилось 6 котят?

В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.

Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них

Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя.

6. Проверка.

Да, нет, да, нет, нет, да, да.

V. Физкультминутка.

VI. Анализ прочитанного произведения.

А) Выборочное чтение.

Как бы вам хотелось прочитать слова о том, как дети искали кошку?

Посмотрим, как вы сможете прочитать.

Прочитайте, как дети обнаружили пропавшую кошку? Какая должна быть интонация?

Как выглядел котёнок, которого дети оставили себе? Прочитайте.

Как заботились дети о котёнке? Прочитайте.

Б) Пересказ. Как Вася спас котёнка?

В) Ответы на вопросы.

Что значит “пустился, что было духу”?

Что можете сказать о Васе? Какой он?

Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

Правильно ли поступила Катя? Отвечая на вопрос, поставьте себя на место Кати.

Почему ребята взяли котёнка с собой?

Котёнку угрожала опасность? Какая? По чьей вине? Какие дети?

Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?

Написав этот рассказ, Л. Н. Толстой хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

 VII. Работа в группах.

Каждый ученик получает карточку. Читает её, пересказывает товарищу, готовится к выразительному чтению.

Карточка №1.

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.

Карточка №2.

У кошки очень острое зрение. В темноте у них в глазах можно заметить зеленоватый блеск. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.

Карточка №3.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

Карточка №4.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Карочка№5

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники. Если добыча по запаху почует опасность, то кошка останется голодной.

IIX. Выразительное чтение “Диктор”.

Уч. Все вы смотрите телевизор, слышите ясную, спокойную, чёткую речь дикторов.

На нашем уроке тоже есть телевизор.

( Выставляю макет телевизора).

Постарайтесь, чтобы ваше чтение было такое же, как чтение диктора.

Дети выразительно читают текст карточки.

IX. Обобщение.

Уч. Вернёмся к началу нашего урока.

На какие вопросы мы смогли ответить?

На какие не ответили? Попробуйте на них найти ответы дома.

X. Итог урока.

Всё мяукал котёнок
Во дворе под кустом.
Всё хотелось котёнку
Чтоб позвал кто–то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист.
Показалось котёнку,
Что позвали: “Кис – кис!”
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.

Уч. Грустное стихотворение, правда?

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что наш друг потеряет кров над головой.

Спасибо за хорошую работу на уроке.

   Безусловно, нужно сказать ребятам, что многие рассказы представляют собой переработки и пересказы басен, сказок, исторических сюжетов и т. п. Эта мысль (Толстой собрал всё лучшее в литературе и устном народном творчестве) должна быть неоднократно подчёркнута на уроках, иначе впоследствии первый учитель, познакомивший малыша с «Азбукой», будет выглядеть ,чуть ли не обманщиком. Итак, Толстой — и автор, и рассказчик, собиратель всего интересного для детей, что было рассказано до него. Недаром Толстой писал в одном из писем к А.А. Толстой: “Эта азбука одна может дать работы на 100 лет. Для неё нужно знание греческой, индийской, арабской литератур, нужны все естественные науки...” (1872 г. Апреля 6).    

   “Азбука” графа Л.Н.Толстого  - это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий  мир. Это образец идеальной простоты и жизненной правды”, “верх совершенства в психологическом и художественном отношении” - таково мнение авторитетных педагогов. А один из них, профессор С.Рачинский, говорил: “Детские книги графа Л.Н.Толстого следует знать всякому образованному русскому человеку”.

        И подобному тому, как литературные произведения Толстого означали шаг в развитии мирового искусства, его педагогические труды явились уникальным вкладом в науку воспитания и образования.

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Он показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Лев Николаевич ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить.

Список литературы

1. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- ,2001.

2. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.-  1999.

3. Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. – 2006, №

4. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1999.

5. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика.- 2004.- № 3.

6. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХ1 Толстовских чтений,2003.

7. Романова Т.В. Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века// Русская словесность.- 2005- №1.

8. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

9. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1958.

10. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир “Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 2005.

11. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России// Начальная школа.- 2006-№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок чтения и развития речи по произведению А. Толстого "Приключения Буратино"

При подготовке к данному уроку, обучающиеся разделились на микрогруппы и исследовали значение сердца в жизни человека с разных точек зрения: физики, химии, биологии, медицины. Каждая группа делится св...

Презентация к произведению Л.Толстого "Филипок"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с произведением Л.Толстого "Филипок"....

Произведения А. Толстого для детей

Презентация к уроку литературного  чтения по теме А. Толстой "Приключения Буратино",программа "Школа 2100", 2 класс...

Презентация к уроку литературного чтения по произведению А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Данная презентация рассчитана на учащихся 1 класса. Она знакомит с автором русской версии сказки и итальянской.  В презентации представлены портреты авторов. Разбирается лексическое значение слов...

Тест по литературе по произведению Л. Толстой "Филипок" 2 класс "Школа России"

Работа поможет узнать об усвоении учебного материала....

Презентация к уроку изучения произведений Л. Толстого

Изучение отрывков из повести Л.Н.Толстого "Детство"...

Литературная викторина по произведению А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Литературная викторина содержит 5 этапов (5 туров):Знаешь ли ты сказку?Чьи это слова?Чей это предмет?ПоэтическийВосстанови события...