Статья "Формирование беглого, вырвзительного и осознанного чтения"
статья по чтению на тему

Симанова Антонина Александровна

Научить детей правильному, осознанному беглому и выразительому чтению - ода из глывных задач начального образования. В статье даются рекомендации для успешного решения этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chteniya.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование беглого, выразительного и осознанного чтения

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Чтение – это вид человеческого общения. Чтение – это беседа книги с читателем, а не наоборот. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития  ребенка.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
Исходя из этого, проблема осознанности чтения представляется одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка в национальной школе. Отсутствие языковой среды сказывается на речевой подготовке учащихся, затрудняет осознанность, полное понимание прочитанного произведения.         Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают
осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.      
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. 

Развитие навыка чтения предполагает:
на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами),

         

интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами. 
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного. 
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение. 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе.
Обучающиеся должны:

  1. владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  2. понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  3. передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  4. составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  5. вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  6. знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  7. знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  8. знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  9. уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  10. давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, уверенное овладение навыком чтения - одна из основных предпосылок успешной работы учащихся по всем предметам и дисциплинам. Это определяет социальную значимость и практическую необходимость разработки научно обоснованной системы формирования полноценного навыка чтения учащихся.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.                                                          

В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования  учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость. сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков. прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».

Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно- эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Каковы критерии качественного чтения? Чему должен учить педагог ученика? Вот некоторые из основных критерий.

  1. Научить качественному развёрнутому чтению слов.
  2. Учить читать слова целиком (а не по слогам) без выделения предлога, союза, частицы в самостоятельную единицу речи, вспомогательные части речи не должны нести на себе ударение.
  3. Понимать читаемый текст, т.е. «читать с толком». Без этого невозможны правильный пересказ текста,  ответы на вопросы.
  4. Учить читать с чувством, т.е. «выразительно».                                                              
  5. Учить чётко и правильно интонировать начало и конец предложений различных по цели высказывания.
  6. Учить скорочтению, т.е. читать определённое количество слов в минуту.

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет реализовать в школе свои способности. По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Здесь речь идет не о скорочтение, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300слов в минуту. Такое чтение возможно только про себя. Речь идет об оптимальном чтении. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Если скорость будет повышена до 180 и более слов понимание текста при этом ухудшается. При скорочтении до 120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).

Зачем необходимо оптимальное беглое чтение?

При обследовании одной из школ нашли ученика 8 класса, который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики 1 класса. В 9 классе домашнее задание в среднем на один день составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Чтобы прочитать тексты домашних заданий, этому ученику потребуется около 3-х часов. Но при такой низкой технике чтения естественно за 1 раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать текст, а это уже 9 часов, ещё прибавим 6 часов, которые пробыл в школе, получается 15 часов рабочий день. Но ведь есть ещё и письменные задания. Совершенно ясно, что он не выполнит домашнее задание и обречён на неуспеваемость. Можно пригласить самых расталантливых учителей, но они ничего не смогут сделать с этим учеником, пока его не научат элементарному – это читать.

Быстро читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

Эти примеры в некоторой степени убеждают, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Что делать?

Сначала ответим на вопрос:  с какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

а) По нормам Министерства просвещения – 80-90 слов в минуту.
б) Доцент Моск. гос. педаг.инст. – Лошкарёва рекомендует 120 слов в минуту.
в) Видный украинский педагог Сухомлинский – 150 слов в минуту.

Кто из них прав?    

Рассмотрим, как учатся в средних классах ученики, по-разному закончившие начальные классы. Оказалось, что те, кто стали отличниками в 6-8 классах, имели в конце начального обучения скорость чтения в пределах 130 – 170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов. Те, кто стали хорошистами, читали в начальных классах со скоростью от 100 до 140 слов, в среднем примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80 – 90 слов.  

Этой закономерностью нельзя пренебрегать. Следовательно, если мы хотим, чтобы дети в старших классах учились на 4 и 5, то надо овладеть темпом чтения не ниже 120 слов в минуту. 

Как же выйти на этот уровень, как добиться оптимальной скорости,  осознанности и выразительности чтения?

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка беглого чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.    Сформированный навык беглого чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а)
технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными  - с другой);
б)
понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
В «Практическом пособии по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнике « Я расту» О.В. Джежелей дана система тренировочных упражнений,   богатый и разнообразный материал, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Тренировочные упражнения необходимо проводить 10 – 15 минут как обязательный этап урока. Последовательное выполнение упражнений помогает отрабатывать навык чтения целыми словами, сведя к минимуму ошибок при чтении; обеспечивает высокий уровень осознанности и выразительности чтения.                                                                                

         

       

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». 

Тренировочные упражнения.

А) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. 

Б)
 Разогрев голосовых связок.

В)
 Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Г) Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендуется лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа.

 Д) Интонационная разминка.        

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Для этого необходимо сформировать три умения.

- Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

- Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

- Ставить логическое ударение в предложении.

Для отработки этих умений можно использовала материал из учебника « Я расту» О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речью. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработки правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности, вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для воспитания, но и воспроизведения.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово уточняет смысл  всего предложения. 

Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов.  Для этого можно использовать «Тесты зрительных диктантов» (по И.Т.Федоренко).

Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха». Очень интересный вид работы - записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.    

В книге Зайцева Всеволода Николаевича «Резервы обучения чтению» даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях. Наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами,  а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на столе лежит книга. И любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.А затем идёт обычный урок. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4. Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением. Поэтому, рекомендация почитать перед сном означает одно, чтобы это было последним впечатлением дня. А это укрепляет вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).                                                                                                                                  

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если читать книгу вместе со взрослыми.

 6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система  Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

 7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер скорочтения.  Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание прочитанных слов и запись в дневник (ежедневно).

Полезны  специальные  игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.

Чрезмерное внимание к развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:
1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы);
2) предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  « про себя», образцовое чтение учителя.

В 3-4 классе необходимо широко использовать работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. При чем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.     Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе надо знакомить детей с работой по толковому словарю, искать объяснение трудным непонятным словам.        

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Можно использовать материал А.С. Козыревой «56 видов работы над текстом». Журнал «Начальная школа», 1990г., №3.

Задачи выразительного чтения

В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

Выразительное чтение является одним из обязательных компонентов навыка чтения и служит критерием понимания чтецом глубины читаемого произведения. Выработке навыка выразительного чтения во многом способствуют такие упражнения, как чтение в лицах, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, игры.

 Задачи:

 - Совершенствование навыка чтения: целесообразная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

 - Формирование читательских умений по рабате с текстом. Учитель формирует у учеников умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения, что и способствует быстрому освоению текста.

 - Формирование первоначальных литературных знаний.

 - Чтение обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание детей,

 - Развитие речи, мышления, воображения детей.

Перечисленные задачи должны реализовываться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будет активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение. Задачи и этапы выразительного чтения тесно связаны между собой.      

Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов: 

Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием.                                                                              

Вторым этапом является – первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем. В классе учитель предлагает ученикам закрыть книги, и внимательно слушать. Слушают с закрытыми книгами, чтобы не рассевать внимание.   

Третий этап - разбор, анализ произведения. Анализ имеет свою цель. Мы вдумываемся в произведение, чтобы лучше его исполнить, так как выразительное чтение, есть, прежде всего чтение сознательное. В выразительном чтении приобретает особое значение задачи запомнить текст.

Последовательность этапов очень важна на уроках внеклассного чтения. Она позволяют доступно, быстро и правильно освоить произведение. Детям предоставляется возможность проникнуть вглубь произведения, прочувствовать его. Каждое сказанное слово учителем имеет свою специфику. И поэтому очень важно руководствоваться средствами выразительного чтения.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

В ходе работы по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтверждается предположение, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.       

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. 

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Успех в работе будет очевиден, если учитель обеспечит в классе определённый режим  работы:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого текста, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».

 2.Граблева В.Н. «Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений» В.Н. Граблева «Начальная школа» – 2000 - №11

3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». – М., Просвещение, 1991 г.

4.Заика Е.В. «Упражнения для формирования навыка чтения у младших

Школьников».  Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.

5.Козырева А.С., Яковлева В.И. «Виды работ над текстом на уроках чтения».                     «Начальная школа». – 1990. - №3.

6.Климанова Л. «Обучение чтению в начальных классах». «Начальная школа»,
1999-№18

7. Львов М. Р. «Речь младших школьников и пути её развития». Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

9. Нечаева Н. В. «Организация литературного творчества». Методические рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992.

 10. Никитина Л.В. «Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы».  «Начальная школа». – 2001. - №5.

11. Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников» – М: 1997

12. Федоренко И. Т. «Тесты зрительных диктантов».
13.Фролова В.Д. « развитие интереса к чтению». «Начальная школа»-1989-№7
14.Чечерина Н.Ю. «Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Рекомендации родителям.
«Я-мама» - 2006 - №2  
15. Юшкова Л. М. «Совершенствование техники чтения». «Начальная школа». – 1989 - №5  
16. Яшина Н. П. «Учить детей трудно, но интересно».  «Начальная школа» –2001 - №6   17.Яковлева В. И. «Пути совершенствования уроков чтения».  «Начальная школа» –1996 г. - № 6

                                           



       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка беглого, выразительного ,осознанного чтения

Презентация содержит основные тезисы выступления на методическом совете....

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Методы и приемы выработки беглого и осознанного чтения.

 Передо мной проблема с техникой чтения встала в 1 классе. Уровень детей в подготовке к чтению оказался настолько разный, что приходилось вести уроки групповыми заданиями. Пять человек не ...

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Практикум для учителей и родителей"Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников".

В  практикуме для родителей и учителей: "Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников" представлены приёмы для  повышения скорости чтения у учащихся начальных классов....

"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"

Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...

Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.

В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....