Методы и приемы выработки беглого и осознанного чтения.
статья (чтение) по теме

Калашникова Ирина Владимировна

   Передо мной проблема с техникой чтения встала в 1 классе. Уровень детей в подготовке к чтению оказался настолько разный, что приходилось вести уроки групповыми заданиями. Пять человек не умели читать вообще. Более того на помощь родителей не  приходилось рассчитывать. Поэтому я углубилась в разработку приёмов, которые помогут научить читать, изучала опыт других учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_chteniya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Методы и приемы выработки беглого и осознанного чтения.    

      Передо мной проблема с техникой чтения встала в 1 классе. Уровень детей в подготовке к чтению оказался настолько разный, что приходилось вести уроки групповыми заданиями. Пять человек не умели читать вообще. Более того на помощь родителей не  приходилось рассчитывать. Поэтому я углубилась в разработку приёмов, которые помогут научить читать, изучала опыт других учителей.

В период обучения грамоте я активно использовала набор карточек с текстами разного объёма на каждого ученика и на уроке ученики ежедневно читали доступный им объём , причем слабо читающие прочитывали мне индивидуально.

На уроке в этот же период мы читали пособие для учащихся «Дидактический материал к урокам обучения грамоте» В.Т.Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф.Шанько.

В послебукварный период на уроках чтения всегда веду подготовку к тексту. Для этого пользуюсь приемами, которые прочитала в «Сборнике текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения» Т.И. Кондраниной.

Читай по кругу

  3.1 Дом, дом-зуб, дом-зуб-нос, дом-зуб-нос-лес, и т.д. (5-6 слов)

Читай как одно слово:

В лесу, по реке , и сказала….( 5-6 слов

3.2.Читай как одно слово:

   В лесу, по реке, и сказала…( 5-6 слов)

3.3 Скороговорку читай все быстрее и быстрее.

3.4 2-3 предложения из изучаемого текста;

     Сели. Сели гуси. Сели гуси на волну, Сели гуси на волну вечером.

3.5 Упражнения на расстановку логического ударения по очереди на каждом слове

      Что растет на нашей грядке?

        1      2            3              4

3.6. Определи логическое ударение в вопросе и ответе.

Они были вчера в парке?

 -Да, они.

  -Да, были.

  -Нет, позавчера.

  - Нет, в театре.

3.7. Прочитать фразу « Купи, пожалуйста, мороженое».

   -ласково, мягко

    -досадуя, попроси

   -резко, прикажи

3.8 Регулируй  темп чтения.

   Медленно-плавно, но целыми словами.

  Средне-норма, выразительно.

   Быстро – скороговоркой.

3.9. Совместное хоровое чтение небольших отрывков целыми словами.

3.10 Чтение отрывков в разном темпе.

   а) обычно – тихо

   б) тихо-обычно- громко

   в) медленно – громко

   г) быстро – тихо

3.11. Читай только вперед, не повторяя прочитанное( за 1 минуту)

    -Читай 1ый раз – сосчитай сколько слов

    -Читай 2ой раз

    -Читай 3ий раз

3.12. Чтение на время в начале урока незнакомого текста и в конце урока.

    Сравнение, как увеличился темп.

3.13. Зачеркни за 1 минуту в определенном отрывке все буквы А( или другие, задает учитель)

     - Считай, сколько успел.

314. Написаны 3 столбика из текста.

  -Читай столбиками.

  -Читай строчками.

   -Кто быстрее.

4. Активно дети готовятся к урокам внеклассного чтения.

4.1 Используем книжки - коллективки.

4.2 Ведем тетрадь внеклассного чтения для систематизации прочитанного.

4.3. На родительском собрании доказала родителям важность чтения.

4.4.Даю рекомендательный список детских книг для дополнительного чтения.

4.5.Поддерживаю тесную связь с библиотекой.

4.6. Использую набор старых учебников по чтению для работы с дополнительными текстами на уроках чтения.

4.7. Один раз в месяц проверяю технику чтения и довожу результаты до сведения родителей.

Систематическая работа по выработке беглого и осознанного чтения помогла значительно улучшить качество чтения моих учащихся.

.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка беглого, выразительного ,осознанного чтения

Презентация содержит основные тезисы выступления на методическом совете....

Практикум для учителей и родителей"Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников".

В  практикуме для родителей и учителей: "Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников" представлены приёмы для  повышения скорости чтения у учащихся начальных классов....

"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"

Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...

Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.

В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников

       Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – э...

Самообразование "Методы и приемы беглого и осознанного чтения"

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.               К. Д. Ушински...