Открытый урок литературного слушания по произведению Е.Ильиной "Чик-чик ножницами".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Автор: Черентаева Людмила Ивановна
Москва, Зеленоград, ГБОУ СОШ №853
Открытый урок литературного слушания в 1-ом классе
по произведению Е.Ильиной «Чик-чик ножницами»
( по программе «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
Цели деятельности педагога:
- осознанного восприятия литературного произведения;
- формирования умения работать с текстом;
- развития умения выразительно читать;
- обучения работы в команде, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу;
- воспитания уважения к труду и формирования желания любую работу выполнять хорошо.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: воспринимают речь учителя (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся, выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные:
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, планируют свои действия.
- Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения.
- Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; развивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками
Предметные:
- Научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы, пословицы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр, тему), использовать в речи литературоведческие понятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы работаем в группах. На собственном опыте вы убедились, что для успешной работы надо выполнять определённые правила. Давайте их повторим. (Правила на доске)
УМЕТЬ СЛУШАТЬ!
УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!
БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ!
НЕ ССОРИТЬСЯ!
- Работая на уроке, нам предстоит разобраться с понятиями, которые написаны на доске.
Будьте внимательными и доброжелательными.
Давайте вспомним: «С малой удачи начинается большой успех».
- Пожелайте друг другу удачи.
2. Постановка учебной задачи.
- К теме нашего урока прямое отношение имеет вот этот предмет.
(Показать ножницы на картинке или предмет.)
- Что вы об этом думаете?
- Откройте хрестоматию с.117. Прочитайте про себя заголовок.
- Почему многие из вас улыбнулись?
- Хочется ли вам узнать, о чём говорится в этом произведении?
- Что для этого надо сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_slyshaniya_1_klass.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Черентаева Людмила Ивановна
Москва, Зеленоград, ГБОУ СОШ №853
Открытый урок литературного слушания в 1-ом классе
по произведению Е.Ильиной «Чик-чик ножницами»
( по программе «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
Цели деятельности педагога:
- осознанного восприятия литературного произведения;
- формирования умения работать с текстом;
- развития умения выразительно читать;
- обучения работы в команде, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу;
- воспитания уважения к труду и формирования желания любую работу выполнять хорошо.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: воспринимают речь учителя (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся, выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные:
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, планируют свои действия.
- Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения.
- Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; развивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками
Предметные:
- Научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы, пословицы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр, тему), использовать в речи литературоведческие понятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы работаем в группах. На собственном опыте вы убедились, что для успешной работы надо выполнять определённые правила. Давайте их повторим. (Правила на доске)
УМЕТЬ СЛУШАТЬ!
УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!
БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ!
НЕ ССОРИТЬСЯ!
- Работая на уроке, нам предстоит разобраться с понятиями, которые написаны на доске.
Будьте внимательными и доброжелательными.
Давайте вспомним: «С малой удачи начинается большой успех».
- Пожелайте друг другу удачи.
2. Постановка учебной задачи.
- К теме нашего урока прямое отношение имеет вот этот предмет.
(Показать ножницы на картинке или предмет.)
- Что вы об этом думаете?
- Откройте хрестоматию с.117. Прочитайте про себя заголовок.
- Почему многие из вас улыбнулись?
- Хочется ли вам узнать, о чём говорится в этом произведении?
- Что для этого надо сделать?
- КАКУЮ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ ПОСТАВИМ?
(Познакомиться с новым произведением)
3. Словарная работа.
В тексте нам встретятся слова, которые кому-то могут быть непонятны.
Давайте посмотрим.
(Каждая группа читает по одному слову.
Слова на доске без пояснения.)
Чепчик – детский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.
Напёрсток – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.
Лоскуток – остатки в текстильном и швейном производстве.
Кушачок (кушак) - пояс, обычно широкий, матерчатый.
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками.
- Значение какого слова надо объяснить?
4. Слушание произведения.
- А теперь давайте все вместе прочитаем заголовок.
(Читаем хором: «Чик-чик ножницами»)
- Как вы думаете, это произведение весёлое, грустное, смешное, серьёзное?
- Если кому-то знакомо содержание - будете моими помощниками.
Слушайте. (Учитель читает текст.)
5.Физкультминутка.
6. «Открытие нового знания» (работа в группах).
- Было ли вам интересно?
- Начинаем работу. Каждая группа получает задание. Возьмите листы.
Читайте, определяйте последовательность выполнения работы.
Если возникнут затруднения, обращайтесь за помощью.
Знайте, что я рядом с вами.
Помните, что по окончанию каждая группа должна выделить 1-2 человек, которые смогут обобщить результаты работы.
Приступайте к выполнению заданий.
1 группа (пара)
Чтение по ролям отрывка (разговор бабушки с внучкой).
Хрестоматия с.117
2 группа
Составление схематического плана: наклеить рисунки в той последовательности, в которой менялось решение девочки: что же она хочет сшить.
(У детей на столах рисунки платья, передника, трусов, чепчика, платочка.)
3 группа
Разгадать кроссворд «Что хотела сшить внучка?»
Задание №2 в рабочей тетради с. 39.
Ответы вписать в клеточки на большом листе.
4 группа
Выразительное чтение отрывка
Хрестоматия с.117
5 группа
Характеристика героев. (Выбрать слова, которые подходят героям. Соединить стрелочками. Можно дописать свои слова.)
добрая
умелая
нетерпеливая
бабушка внучка торопливая
доброжелательная
умная
непослушная
6 группа
Собрать рассыпанные пословицы. (Из текста.)
Хрестоматия с.117, 119
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Где нет терпения, нет и умения.
Собранные пословицы наклеить на листе.
7.Работа с текстом. Проверка самостоятельной работы.
Давайте обобщим результаты вашей работы.
Погружаемся в произведение. Будьте готовы придти на помощь тем, у кого возникли затруднения.
1) Послушаем, с чего всё начиналось.
1 группа, чтение по ролям
2) Вторая и третья группы определяли, что хотела сшить девочка. Посмотрим, совпали ли у них результаты.
2 и 3 группы помещают на доске разгаданный кроссворд
и схематический план в рисунках. Читают, сравнивают.
3) Выразительное чтение предполагает правильное прочтение слов, постановку ударения, интонацию перечисления и конца предложения.
Давайте вместе поможем ребятам из 4 группы прочитать выразительно. Правильно ставьте ударение. (На интерактивной доске появляется слайд №1)
НА ПЛАТЬЕ - УЗКА
НА ПЕРЕДНИК – ШИРОКА
НА ТРУСИКИ – ТОНКА
НА ПЛАТОЧКИ - ВЕЛИКА
(Читает весь класс.)
Выразительное чтение 4 группы.
4) Давайте посмотрим, как ребята из 5 группы охарактеризовали героев.
(На доске прикрепляется лист с выполненным заданием.)
- Знала ли бабушка, что внучка не сможет сшить платье?
- Откуда? (Была умной, опытной.)
5) Попросим ребят показать пословицы, которые у них получились из рассыпанных слов.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Где нет терпения, нет и умения.
Какую народную мудрость знала бабушка? (2 пословица)
Какой совет вы могли бы дать девочке? (1 пословица)
(На интерактивной доске появляется слайд №2 с пословицами).
8.Физкультминутка.
9. Моделирование обложки. Составление книжки-самоделки.
(коллективная работа)
- Возьмите лист, подготовьтесь к моделированию.
- Вспомните, с каким по жанру произведением вы сегодня познакомились?
(С рассказом.)
- Как это показать на модели обложки?
(Нарисовать прямоугольник.)
- О ком этот рассказ? Покажите тему на обложке.
(О детях, о людях. Цвет жёлтый)
- Напишите заголовок.
(Чик-чик ножницами.)
Кто написал это произведение?
Напишите: Е. Ильина.
Сравните с моделью на доске.
Собрать листочки и вложить в заранее подготовленную
обложку книги с фамилией автора, заголовком, рисунком.
10. Итог урока.
Вот такая книжечка-самоделка у нас получилась.
Назовите полностью это произведение. (Автор +заголовок)
Для чего автор нам рассказал эту историю?
Какова основная мысль этого рассказа?
(Не спешить что-то делать, сначала надо всё обдумать.)
Можно ли это применить в жизни?
А на сегодняшнем уроке вы при самостоятельной работе вы следовали совету бабушки?
(Не торопились, не сразу писали и клеили.
Сначала думали, советовались.)
Понравился ли вам рассказ?
Мы не первый раз встречаемся на уроках с произведением Елены Ильиной. Вспомните: «Шум и……. шумок».
(На интерактивной доске появляется слайд №3 - обложка книги «Шум и шумок»)
Давайте поближе познакомимся с автором.
(Слайд №4 - об авторе)
Хочу вам показать одну из любимых книг моего детства «Четвёртая высота».
Когда вам будет лет 9-10, я очень советую эту книгу о героической Гуле Королёвой прочитать. Не пожалеете.
(Показать книгу или обложку книги на слайде.)
(Слайд №5 - обложка книги «Четвёртая высота»)
11. Рефлексия учебной деятельности.
Какую задачу мы перед собой ставили?
(Познакомиться с новым произведением.)
Выполнили мы её?
Определите своё отношение к уроку.
(Группы выходят по очереди к доске, и каждый ребёнок помещает
на магнитной доске цветочек на строке напротив слов,
которые соответствуют его отношению к уроку.)
Мне очень понравилось
Мне было интересно
Я узнал(а) новое
Мне не понравилось
Мне было скучно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по произведению А.П. Платонова "Цветок на земле". 3 класс.
Открытый урок по литературному чтению по произведению А.П. Платонова «Цветок на земле». Цель урока: способствовать становлению, развитию и воспитанию ребенка путем раскрытия его личностных ...
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Конспект урока литературного слушания в 1 классе по произведению Е.Чарушина "Волчишко"
Вашему вниманию предлагается конспект урока литературного слушания в 1 классе по произведению Е.Чарушина "Волчишко"...
Презентация к уроку литературного слушания по теме Е. Ильина. Чик-чик ножницами. УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности педагога:- осознанное восприятие литературного произведения;- формирование умения работать с текстом;- развитие умения выразительно читать;- обучение работе в...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...
Открытый урок литературного чтения по произведению В. Осеевой "Почему?"
Цель: формирование правильной читательской деятельности через знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”Задачи: -познакомить детей с произведением В.Осеевой «Почему»...