. Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Аксенова Ирина Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 662

Северный административный округ

                         

Урок литературного чтения в 3 классе «А»     (1 – 4)

по учебнику О.В.Кубасовой.

Тема:     Русская народная сказка

           «Падчерица и мачехина дочка».

 

       

Учитель начальных классов:

 Аксёнова Ирина Николаевна

                                        г. Москва

                                            2012г.

Цели и задачи урока:

     1.Образовательная:

-Продолжаем формировать читателя на доступных для детей этого возраста текстах: в данном случае русских народных сказках.

- Развивать умение передавать содержание прочитанного.

- Совершенствовать навык чтения

- Учить работе с текстом:

    словарная работа,

    нахождение фразеологизмов,

    составление вопросов по тексту,

    нахождение ответов по заданным вопросам.

2. Развивающая:

- В ходе работы развивать познавательную деятельность детей (любознательность, интерес к данной проблеме).

- Развивать логическое мышление, память, воображение, творческие способности.

-Развивать  стремление к выражению собственного отношения к прочитанному, что служит источником развития образного мышления.

  3. Воспитательная:

- Способствовать совершенствованию нравственных качеств.

  -Воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах.

Материал к уроку:

    - Учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение»

                              3 класс, 2 часть.

    -  Рабочая тетрадь по чтению.

    - Толковый словарь С.И.Ожегова.

    - Отрывок из фильма «Морозко».

    - Запись музыки П.И.Чайковского.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II.  Беседа:

-Над какой темой мы работаем?

(«Каждый свое получил».)

- Объясните смысл названия.

(Добро – вознаграждено, а зло – наказано)

- Для каких произведений характерна победа добра над злом?

- Что такое сказка? Особенности этого жанра.

III.  Игра «Кто здесь был и что забыл?»

       Тыква (муляж)     Герои сказки          «Золушка»  Золотой ключик (макет)  Буратино    «Приключение

                                                                   Буратино»

Щука (рисунок)        Емеля      «По щучьему веленью»

Репка (макет)                                        «Репка»

Топор в чугуне      Солдат       «Каша из топора»

Ступа или метла     Баба-Яга       «Баба-Яга»

- На какие две группы можно разделить эти сказки?

IV. Проверка домашнего задания.

(Работа по подгруппам).

1 группа работает с учителем:

- Какую сказку читали на прошлом уроке?

(Русская народная сказка «Баба-Яга»)

- Почему эта сказка расположена на страницах раздела «Каждый свое получил»?

/Дед прогнал жену – злую, а дочка вернулась домой и стала жить поживать и добра наживать/.

- Какими качествами наделил народ Бабу-Ягу?

/Костяная нога, злая, лохматая, в драном платье, неопрятная, ест детей/.

Показ отрывка из фильма «Морозко».

Образ Бабы-Яги.

- Как вы думаете, способна ли Баба-Яга на добро?

2 группа работает со словарем Ожегова.

V. Сообщение темы урока.

- Мы сможем проверить наши предположения прочитав русскую народную сказку «Падчерица и мачехина дочка».

VI. Словарная работа.

Сначала послушаем объяснение некоторых слов, которые встретятся в тексте:

Падчерица                  Куриться

Мачеха                        Жар

Решето                         Ступай

Дело пытаешь или от дела лытаешь.

VII. Чтение сказки.     (Сильные учащиеся, 2 группа)

- Можно ли назвать Бабу-Ягу – доброй?     /Нет/.

- Но справедливой – да?  Почему!

IX. Работа над текстом.     (По группам).

 

а).  1 группа                                          2 группа

- Что такое зло?                               Из диалога найти и  вы-                                                                          

Найти границы диалога                  писать качества падчерицы.

Бабы-Яги и падчерицы.

         Проверка.

Чтение по ролям диалога.

- Почему падчерица получила награду?

2 группа:

(падчерица трудолюбивая, добрая, трудолюбивая).

 

         б). 1 группа: выборочное чтение по вопросам:

- Почему мачеха послала свою дочь к Бабе-Яге?

                (завистливая)

- Какой момент отобразил художник на рисунке?

   Подтвердите словами из текста.

- Как Баба-Яга наказала мачехину дочку?  

     2 группа: чтение отрывка.

- Какими качествами обладает мачехина дочка.

  Подтвердить словами текста.

     (злая – ударила воробья, грубая – уйди, я без тебя знаю,

            ленивая, корыстная)

 Проверка 2 группы и выставляем слова на магнитную доску.

X. –Какова главная мысль этой сказки?

(добро – вознаграждено, зло – наказано).

Подберите пословицы к этой сказке.

(Что посеешь, то и пожнешь. По Сеньке и шапка.)

XI. Рефлексия.

1. Перед вами словесное описание героинь. Предлагаю нарисовать их портреты, изобразить Падчерицу и мачехину дочку так как вы их представляете, видите.

Поможет вам музыка П.И.Чайковского.

   (1часть: «Танец цветов»;

     2 часть: Схватка Щелкунчика с Мышиным королем)

Пока звучит музыка ребята выполняют рисунки.

2. Затем демонстрация выполненных работ.

- Как музыка помогала вам в работе?

3. –Как вы думаете, могут ли в жизни встретиться такие девочки?

(Сюжеты из сказки берут из жизни, чтобы они чему-то учили)

XII. Итог урока.

Сейчас работая в паре вы составите концовку сказки-

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Чему учит эта сказка?

XIII. Домашнее задание:

1 группа: пересказ сказки.

2 группа: сравнение двух сказок: «Баба-Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...