Тема: Творчество Л. Н. Толстого (урок - исследование)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цели :
1) Сформировать первоначальные представления об образе, символе;
2) Сформировать представления об многообразии творчества Л. Н. Толстого
3) Совершенствовать навык выразительного чтения;
4) Развивать представления о ритме , роли эпитетов и метафор ;
5) Воспитывать эстетический вкус, любовь к русскому языку.
Оборудование :
Учебник, карточки с заданиями, портрет Л. Н. Толстого, текст рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению, проводимый
во 2 б классе лицея № 281 Адмиралтейского района
Паюнен Галиной Владимировной
Тема: Творчество Л. Н. Толстого
(урок - исследование)
Санкт – Петербург
2013 год
Цели :
1) Сформировать первоначальные представления об образе, символе;
2) Сформировать представления об многообразии творчества Л. Н. Толстого
3) Совершенствовать навык выразительного чтения;
4) Развивать представления о ритме , роли эпитетов и метафор ;
5) Воспитывать эстетический вкус, любовь к русскому языку.
Оборудование :
Учебник, карточки с заданиями, портрет Л. Н. Толстого, текст рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся
II. Беседа о писателе. Работа с портретом
( Обратить внимание на взгляд , позу , одежду и т.д. )
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. А как вы думаете, каким в жизни был писатель? (добрым, внимательным…)
Вы правы. Действительно, Л. Н. Толстой отличался удивительной добротой и вниманием к близким и ко всем, кто его окружал. Родился он в имении Ясная Поляна в знатной дворянской семье. В 9 лет он остался сиротой и вынужден был жить с тёткой. Закончив университет, он отправился служить в армию, а после этого снова вернулся в свой родной дом. Здесь, в Ясной Поляне он открыл школу для крестьянских детей. Здесь он создаёт Азбуку, пишет рассказы и сказки для детей. А какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? («Прыжок», «Филипок», «Три медведя » и др.)
III Работа по теме урока
А как вы думаете, в чём отличительная особенность произведений Л. Н. Толстого? Ответ на этот вопрос мы сможем сформулировать в процессе нашего занятия.
На прошлом занятии мы читали с вами рассказ «Правда всего дороже». Давайте вспомним сюжет данного произведения (Мальчик разбивает случайно вазу. Когда приходит отец, он превозмогая свой страх признаётся в этом отцу. Отец искренне радуется за сына, и благодарит его за сказанную правду)
- Как выдумаете, какие качества проявил мальчик? (честность, смелость)
- Трудно ли ему было признаться в своём поступке? (да, ведь он очень боялся реакции отца, но всё же преодолел свой страх)
- Правильно ли он поступил? (Да, конечно, он проявил смелость, преодолел свой страх, проявил честность )
- Правильно ли отреагировал отец? (Да, он показал, что ценит поступок сына, показал важность правды, вне зависимости от ситуации)
- Найдите место, в котором рассказывается о душевном состоянии мальчика (Он затрясся от страха)
- Какие качества ценятся в людях? (честность, доброта, внимание к людям, смелость, упорство, трудолюбие и др.)
Какого человека вы бы назвали хорошим? (Того, кто в любую минуту придёт на помощь, окажет поддержку и др.)
Вспомните сюжет рассказа «Косточка», что общего между этими двумя произведениями и в чём различия? (В рассказе «Косточка» мальчик съел без разрешения сливу и не смог признаться в своём поступке, а пытался обмануть отца. Однако, сам того, не желая, Ваня, главный герой был разоблачён в обмане. Но и здесь отец проявил характер и не стал ругать сына, а лишь вынудил его признаться в обмане, заставив того самому осознать свой поступок. И в том и в другом рассказе речь идёт об обмане. Автор призывает нас всегда быть правдивыми, проявлять больше честности в своих поступках и словах, иногда даже преодолевая собственные страхи)
Правильно, мы с вами обсудили лишь несколько произведений Л. Н. Толстого и прежде чем мы продолжим наше исследование. Вам предстоит ответить на несколько вопросов, цель которых узнать насколько хорошо вы знакомы с творчество данного писателя.
1. Как называется сказка, главными героями которой являются Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка («Три медведя»)
2. Назови сказку, герой которой умещается в носовом платочке («Липунюшка»)
3. В каком произведении Л. Н. Толстого маленький мальчик мечтал пойти в школу? («Филипок»)
4. Назови рассказ Толстого герой которого спасает маленького котёнка («Котёнок»)
5. Подбери произведение Л. Н. Толстого к пословице: «Кто родителей почитает, то вовек не погибает» («Старый дед и внучек»)
6. Где находилась школа, в которой хотел учиться Филипп? (За селом у церкви)
7. Что мешало Филиппку пойти учиться в школу? (Он был слишком маленький)
8. Вспомните, почему, придя в школу Филипок испугался? (Он боялся, что учитель его прогонит. Большое количество ребят)
9. В каком произведении Л. Н. Толстого мальчику на день рождения подарили сетку для ловли птиц? («Птичка»)
Молодцы! Вы успешно справились с заданием. А в следующем задании вам надо будет узнать произведении Л. Н. Толстого по иллюстрации
1. «Три медведя»
2. «Котёнок»
3. «Филипок»
4. «Акула»
5. «Лиса и тетерев»
6. «Лев и собачка»
IV Первичное восприятие произведения Л. Н. Толстого «Прыжок»
Чтение текста учителем.
- Понравилось ли вам произведение.
- Какие моменты особенно взволновали?
- Кто главный герой рассказа? (Мальчик)
- Как вы бы охарактеризовали его? (весёлый, не думающий о последствиях, возможно, решительный)
V чтение произведение учениками по цепочке. Опрос по прочитанному.
Как можно оценить поступок мальчика? В чём его ошибка? (Глупый, он не думал о последствиях, об опасности, слишком много обращал внимания на обезьянку и не видел той опасности, которая ему угрожает)
- Правильно ли поступил отце, когда пригрозил выстрелить из ружья? (Да, тем самым он заставил спрыгнуть мальчика в воду и спас его)
- Почему закричал капитан? (От переживания)
- Как вы думаете, что пришлось преодолеть отцу, прежде чем он выкрикнул свою угрозу? (Страх за жизнь собственного сына, боязнь, что он в любой момент может разбиться)
Молодцы! Мы сегодня с вами вспомнили множество произведений Л. Н. Толстого. Что же их всех объединяет? (доступность, интересность, внимание к слову, язык, поучительность, выразительность, почти во всех своих произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Автор стремиться сделать своих читателей лучше, благороднее, честнее и др.)
VI Итог урока.
Что узнали нового?
Какие вопросы возникли?
Что запомнилось?
Что поразило?
VIII Домашнее задание.
Л. Н. Толстой
Прыжок.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик и сам не знал, смеяться ли ему или сердиться.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него, и делала ему рожи.
Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
- Так не уйдёшь же ты от меня! – закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.
На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывает обезьяна и капитанский сын, но, как увидели, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли.
Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился об палубу. Да если б даже он не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты.
Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто – то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
- Прыгай, или застрелю! Раз, два …
И как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок – они долги показались всем – вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль.
Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что – то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: "Творчество Цветаевой"
Презентационный материал для подготовки к уроку для начальной школы при изучении поэзии М. Цветаевой....

Театрализованная реприза для представления команды на интеллектуальной игре по теме "Творчество Эдуарда Успенского".
Этот материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, а так же в качестве оригинального номера, приуроченного к юбилею известного детского писателя....

Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?
Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"...

Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...

Кроссворд на тему "Творчество С.Я.Маршака"
В основу кроссворда вошли названия стихов и имена персонажей стихов С.Я.Маршака...
Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...