Урок внеклассного чтения Л.Н.Толстой "Два брата" Философская сказка.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Махусаева Людмила Викторовна

Разработка урока.

Презентация к уроку.

Текст сказки.

Используемый материал, ссылки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Махусаева Людмила Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№1 им. Сергея Бондарева п. Серышево

Урок литературного чтения

по теме "Л.Н. Толстой «Два брата»"

(философская сказка)

Задачи

1. Образовательные:

  • работать над приёмами понимания текста;
  • работать над лексико-грамматическим строем языка;
  • работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.

2. Развивающие:

  • развивать интерес к книге;
  • развивать основные психические процессы.

3. Воспитывающие:

  • создание комфортных условий на уроке;
  • воспитывать любовь к книге;
  • воспитывать самостоятельного читателя;
  • воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.

Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.

Урок в технологии анализа художественных произведений.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.
- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.

2. Динамическая разминка

1 слайд

1. Повторение

Зло
зачин
добро
концовка 
помощник
кульминация

- К какому литературному жанру можно отнести эти слова?
- Что сегодня на уроке мы будем читать? 
(Сказку)

2. «Закончи фразу»

- На доске начало фраз, ваша задача - закончить их.

Сказка - ложь, да в ней намёк,…
Скоро сказка сказывается, да не…

- Как можно назвать эти фразы?
- Что такое « пословица»?
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.
- Попробуем собрать предложение - определение слова «пословица».

2 слайд

http://festival.1september.ru/articles/513390/img1.gif

(Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.)

3. Основная часть урока

1. Сообщение задачи урока

3 слайд Портрет Л.Н.Толстого

Для своих учеников Лев Николаевич писал рассказы и описания, сказки и басни. Попробуйте спрогнозировать задачу каждого из этих текстов, исходя из жанров и общей позиции Толстого – охранять нежную душу. Что может сказка? Рассказ? Описание?

(Сказка и басня  может ненавязчиво поучать, описание учит внимательному отношению к себе и к миру, рассказ – это и новые знания, и знакомство с чужим жизненным опытом).

Подсказка через пословицы:

Брат брату смерти не желает, но и возвышения тоже.

Для человека - счастье, если он может добиться того, чего хочет.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

"счастье - эмоциональное состояние (чувство)"

- Вы уже сказали, что мы сегодня на уроке будем читать сказку.

4 слайд: Лев Николаевич Толстой

                           Сказка

                           «Два брата»

2. Проблема: Сегодня на уроке мы прочитаем одно из произведений писателя, в котором он говорит о счастье.

Эпиграф к нашему уроку 

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

А что такое счастье для человека?

Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели?

Эту проблему мы попытаемся решить  на уроке.

5 слайд:

Пословицы

Каждый понимает счастье по-своему.

Каждый делает свой выбор и  идет к счастью своим путем.

II.  Работа с текстом до чтения.

6 слайд:

Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне, 2 иллюстрации.

1.С каким произведением мы познакомимся? Предположите сюжет сказки по ключевым словам, иллюстрациям к сказке (Появляются слова-подсказки, иллюстрации) 

(На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Ставится задача прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.)

- Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (Звучат предположения детей.)
- Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.

-Когда будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.

2.Работа с текстом во время чтения

1 абзац: «…и вместе найдем  счастье».

- Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?

2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался»

- Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев?

- Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата?  (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).

- Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?

3 абзац: чтение до конца.

-Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?

(Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой ответ. Писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье).

7 слайд

Словарная работа по ходу чтения

-подле - ____________________около
-писано - 
___________________написано
-меньшой - 
_________________младший
написано на смех - ___________ради шутки
пошёл странствовать - 
________путешествовать
задерёт - ____________________разорвёт 
помянуть - ___________________вспомнить
хошь - _______________________хочешь
не сули - _____________________не обещай

Проблемный вопрос: 

-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? 

3. Работа с текстом после чтения.

- Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и перечтите.

8 слайд: Появляются пословицы:

  1. Искать большого счастья – малое потерять
  1. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки
  1. Волков бояться, в лес не ходить
  1. Под лежачий камень вода не потечет

- Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

 (Пословицы на каждой парте) Работа в группах.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Не только свету, что в окне; на улицу выйдешь - больше увидишь.

Без счастья и в лес по грибы не ходи!

Не живи, как хочется, а живи, как можется!

Такова наша доля: кому пироги да пышки, а нам желваки да шишки.

Одному сбылось, другому не удалось

Много желал, да ничего не поймал

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села

Счастье — не лошадь: не везет по прямой дорожке

Счастье, что палка: о двух концах.

Иному счастье мать, иному мачеха.

Худой солдат, который не надеется быть генералом

Либо мед пить, либо биту быть.

- Попробуйте новые пословицы вложить в уста каждого из братьев (работа по группам)

- Попробуйте выразить мудрость сказки, ее главную мысль  с помощью пословиц, поговорки.  

Идея сказки, главная мысль Можно ли эту пословицу отнести к сказке.

Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается.

Просто ли вам было понять сказку «Два брата»? Что Лев Николаевич не высказал словами в этом произведении? Что спрятал между строк?  -

-Как понимает счастье писатель, КАК ПОНИМАЕТЕ СЧАСТЬЕ ВЫ, чтобы понять глубокий смысл этого произведения?

-Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства)
-К какому жанру относится? 
(смешанный, история из жизни, морально-нравственная)
-На что похожа сказка?
 (рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)

Работа в группах.
Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов. Каждая группа вытянет своё задание.
Вспомните, как вы будете работать в группах.
1. Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.
2. Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться.
3. А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы.

Какие, например.

4.  Соберите пословицу.

-Почему именно эту пословицу я вам дала:
На чужом несчастье, своё счастье не построишь.

Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы.

-А ваше мнение, какое?

Вы внимательно прослушали мнения ребят. Давайте охарактеризуем братьев.

Младший брат                                    Старший брат
смелый                                                       живет, как жизнь поведёт
ищет лучшее в жизни                              разумный
эгоист                                                         приключений не ищет
оптимист                                                   рассудительный
добивается своего                                   довольствуется малым
решительный                                          думает, что о нём подумают люди

Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет. Подтвердите словами из текста.
Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним.

- Можно ли старшего брата назвать трусливым? Докажите.
-Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.

-Чья позиция вам близка? С кем вы согласны.
В чём мудрость сказки?

Счастья ключи в своих руках ищи.
Счастье в нас, а не вокруг да около.


В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям.
Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице.


Давайте подведём итог нашего разговора.

-Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?
Выберите, эти качества
 (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).
-Почему эти качества вы выбрали? (
положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные).
(Это сказка морально-нравственная?)

Какими качествами обладаете вы?

Проблемный вопрос:
-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? 
(разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)

-Нашёл ли отражение эпиграф урока
 

Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается 

в данном произведении?(разное счастье у братьев, искал счастье по-разному)

В чём заключается мудрость этой сказки?

(Вновь звучат предположения детей.)

- Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!

-Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно)

-Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Домашнее задание

Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.



Предварительный просмотр:

Л.Н. ТОЛСТОЙ «ДВА БРАТА»

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

- Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.

Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.

Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.

Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

А младший сказал:

- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

- И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

- А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зло зачин добро концовка помощник кульминация Сказка - ложь, да в ней намёк, Скоро сказка сказывается, да не добрым молодцам урок . скоро дело делается.

Слайд 2

Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.

Слайд 3

(1828 – 1910)

Слайд 4

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив» Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор) Лев Николаевич Толстой Сказка « Два брата »

Слайд 5

Каждый понимает счастье по-своему. Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем .

Слайд 6

Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне .

Слайд 7

подле - около писано - написано меньшой - младший написано на смех - ради шутки пошёл странствовать - путешествовать задерёт – разорвёт помянуть – вспомнить хошь – хочешь не сули - не обещай

Слайд 8

Искать большого счастья – малое потерять Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки Волков бояться, в лес не ходить Под лежачий камень вода не потечет

Слайд 9

Младший брат Старший брат смелый живет, как жизнь поведёт ищет лучшее в жизни разумный эгоист приключений не ищет оптимист рассудительный добивается своего довольствуется малым решительный думает, что о нём подумают люди

Слайд 10

Вывод: Счастья ключи в своих руках ищи. Счастье в нас, а не вокруг да около. « Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив »



Предварительный просмотр:

Материал, используемый для составления данного урока.

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой «Два брата»" (философская сказка)

Блинова Татьяна Ивановнаучитель начальных классов

http://festival.1september.ru/articles/513390/ 

Сказка Л.Н.Толстой «Два брата»  http://psi-pulse.ru/article/read/2brata.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Урок внеклассного чтения "Друг познаётся в беде".Сказки о животных.

Урок построен на материале русской народной сказки «Петушок – Золотой гребешок» в обработке Л.Н.Толстого. Дети работают с книжками – коллективками. На уроке используется Презентация «Сказки о жи...

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по сказке Г.А.Андерсена "Дикие лебеди"

Данный урок проводился в 3 классе. Во время проведения урока для лучшего понимания идеи произведения в презентацию были включены отрывки из мультфильма...

Тема урока: Чтение слов с изученными буквами. Внеклассное чтение. Н.И.Сладков «Лесные сказки»

Создание  условий   для   формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читатель...

Урок внеклассного чтения во 2 классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"

Цель:  В процессе чтения и анализа  сказки «Цветик - семицветик» привести обучающихся  к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости....