Урок внеклассного чтения Л.Н.Толстой "Два брата" Философская сказка.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Разработка урока.
Презентация к уроку.
Текст сказки.
Используемый материал, ссылки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 31.6 КБ |
Текст сказки | 13.36 КБ |
Презентация к уроку | 600.32 КБ |
Использованный материал, ссылки. | 11.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Махусаева Людмила Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ№1 им. Сергея Бондарева п. Серышево
Урок литературного чтения
по теме "Л.Н. Толстой «Два брата»"
(философская сказка)
Задачи
1. Образовательные:
- работать над приёмами понимания текста;
- работать над лексико-грамматическим строем языка;
- работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.
2. Развивающие:
- развивать интерес к книге;
- развивать основные психические процессы.
3. Воспитывающие:
- создание комфортных условий на уроке;
- воспитывать любовь к книге;
- воспитывать самостоятельного читателя;
- воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.
Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.
Урок в технологии анализа художественных произведений.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.
- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.
2. Динамическая разминка
1 слайд
1. Повторение
Зло
зачин
добро
концовка
помощник
кульминация
- К какому литературному жанру можно отнести эти слова?
- Что сегодня на уроке мы будем читать? (Сказку)
2. «Закончи фразу»
- На доске начало фраз, ваша задача - закончить их.
Сказка - ложь, да в ней намёк,…
Скоро сказка сказывается, да не…
- Как можно назвать эти фразы?
- Что такое « пословица»?
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.
- Попробуем собрать предложение - определение слова «пословица».
2 слайд
(Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.)
3. Основная часть урока
1. Сообщение задачи урока
3 слайд Портрет Л.Н.Толстого
Для своих учеников Лев Николаевич писал рассказы и описания, сказки и басни. Попробуйте спрогнозировать задачу каждого из этих текстов, исходя из жанров и общей позиции Толстого – охранять нежную душу. Что может сказка? Рассказ? Описание?
(Сказка и басня может ненавязчиво поучать, описание учит внимательному отношению к себе и к миру, рассказ – это и новые знания, и знакомство с чужим жизненным опытом).
Подсказка через пословицы:
Брат брату смерти не желает, но и возвышения тоже.
Для человека - счастье, если он может добиться того, чего хочет.
Счастье в нас, а не вокруг да около.
"счастье - эмоциональное состояние (чувство)"
- Вы уже сказали, что мы сегодня на уроке будем читать сказку.
4 слайд: Лев Николаевич Толстой
Сказка
«Два брата»
2. Проблема: Сегодня на уроке мы прочитаем одно из произведений писателя, в котором он говорит о счастье.
Эпиграф к нашему уроку
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
А что такое счастье для человека?
Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели?
Эту проблему мы попытаемся решить на уроке.
5 слайд:
Пословицы
Каждый понимает счастье по-своему.
Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.
II. Работа с текстом до чтения.
6 слайд:
Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне, 2 иллюстрации.
1.С каким произведением мы познакомимся? Предположите сюжет сказки по ключевым словам, иллюстрациям к сказке (Появляются слова-подсказки, иллюстрации)
(На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Ставится задача прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.)
- Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (Звучат предположения детей.)
- Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
-Когда будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.
2.Работа с текстом во время чтения
1 абзац: «…и вместе найдем счастье».
- Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?
2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался»
- Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев?
- Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата? (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).
- Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?
3 абзац: чтение до конца.
-Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?
(Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой ответ. Писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье).
7 слайд
Словарная работа по ходу чтения
-подле - ____________________около
-писано - ___________________написано
-меньшой - _________________младший
написано на смех - ___________ради шутки
пошёл странствовать - ________путешествовать
задерёт - ____________________разорвёт
помянуть - ___________________вспомнить
хошь - _______________________хочешь
не сули - _____________________не обещай
Проблемный вопрос:
-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?
3. Работа с текстом после чтения.
- Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и перечтите.
8 слайд: Появляются пословицы:
- Искать большого счастья – малое потерять
- Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки
- Волков бояться, в лес не ходить
- Под лежачий камень вода не потечет
- Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)
(Пословицы на каждой парте) Работа в группах.
Счастье в нас, а не вокруг да около.
Не только свету, что в окне; на улицу выйдешь - больше увидишь.
Без счастья и в лес по грибы не ходи!
Не живи, как хочется, а живи, как можется!
Такова наша доля: кому пироги да пышки, а нам желваки да шишки.
Одному сбылось, другому не удалось
Много желал, да ничего не поймал
Счастье вольная пташка: где захотела, там и села
Счастье — не лошадь: не везет по прямой дорожке
Счастье, что палка: о двух концах.
Иному счастье мать, иному мачеха.
Худой солдат, который не надеется быть генералом
Либо мед пить, либо биту быть.
- Попробуйте новые пословицы вложить в уста каждого из братьев (работа по группам)
- Попробуйте выразить мудрость сказки, ее главную мысль с помощью пословиц, поговорки.
Идея сказки, главная мысль Можно ли эту пословицу отнести к сказке.
Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается.
Просто ли вам было понять сказку «Два брата»? Что Лев Николаевич не высказал словами в этом произведении? Что спрятал между строк? -
-Как понимает счастье писатель, КАК ПОНИМАЕТЕ СЧАСТЬЕ ВЫ, чтобы понять глубокий смысл этого произведения?
-Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства)
-К какому жанру относится? (смешанный, история из жизни, морально-нравственная)
-На что похожа сказка? (рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)
Работа в группах.
Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов. Каждая группа вытянет своё задание.
Вспомните, как вы будете работать в группах.
1. Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.
2. Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться.
3. А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы.
Какие, например.
4. Соберите пословицу.
-Почему именно эту пословицу я вам дала:
На чужом несчастье, своё счастье не построишь.
Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы.
-А ваше мнение, какое?
Вы внимательно прослушали мнения ребят. Давайте охарактеризуем братьев.
Младший брат Старший брат
смелый живет, как жизнь поведёт
ищет лучшее в жизни разумный
эгоист приключений не ищет
оптимист рассудительный
добивается своего довольствуется малым
решительный думает, что о нём подумают люди
Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет. Подтвердите словами из текста.
Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним.
- Можно ли старшего брата назвать трусливым? Докажите.
-Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.
-Чья позиция вам близка? С кем вы согласны.
В чём мудрость сказки?
Счастья ключи в своих руках ищи.
Счастье в нас, а не вокруг да около.
В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям.
Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице.
Давайте подведём итог нашего разговора.
-Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?
Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).
-Почему эти качества вы выбрали? (положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные).
(Это сказка морально-нравственная?)
Какими качествами обладаете вы?
Проблемный вопрос:
-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)
-Нашёл ли отражение эпиграф урока
Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается
в данном произведении?(разное счастье у братьев, искал счастье по-разному)
В чём заключается мудрость этой сказки?
(Вновь звучат предположения детей.)
- Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!
-Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно)
-Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?
Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Домашнее задание
Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.
Предварительный просмотр:
Л.Н. ТОЛСТОЙ «ДВА БРАТА»
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
- Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.
Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.
Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.
Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.
А младший сказал:
- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
- И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".
А меньшой сказал:
- А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.
(1828 – 1910)
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив» Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор) Лев Николаевич Толстой Сказка « Два брата »
Каждый понимает счастье по-своему. Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем .
Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне .
подле - около писано - написано меньшой - младший написано на смех - ради шутки пошёл странствовать - путешествовать задерёт – разорвёт помянуть – вспомнить хошь – хочешь не сули - не обещай
Искать большого счастья – малое потерять Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки Волков бояться, в лес не ходить Под лежачий камень вода не потечет
Младший брат Старший брат смелый живет, как жизнь поведёт ищет лучшее в жизни разумный эгоист приключений не ищет оптимист рассудительный добивается своего довольствуется малым решительный думает, что о нём подумают люди
Вывод: Счастья ключи в своих руках ищи. Счастье в нас, а не вокруг да около. « Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив »
Предварительный просмотр:
Материал, используемый для составления данного урока.
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой «Два брата»" (философская сказка)
Блинова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
http://festival.1september.ru/articles/513390/
Сказка Л.Н.Толстой «Два брата» http://psi-pulse.ru/article/read/2brata.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"
Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...
Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."
В разрабортке представлены: игра "Заморочки из сказочной бочки" (задания по сказкам зарубежных писателей); викторина по сказкам Ш.Перро; ...
Урок внеклассного чтения "Друг познаётся в беде".Сказки о животных.
Урок построен на материале русской народной сказки «Петушок – Золотой гребешок» в обработке Л.Н.Толстого. Дети работают с книжками – коллективками. На уроке используется Презентация «Сказки о жи...
Интегрированный урок математики и внеклассного чтения «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (урок – обобщение в 1 классе)
Урок математики построен в виде путешествия по русским народным сказкам....
Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по сказке Г.А.Андерсена "Дикие лебеди"
Данный урок проводился в 3 классе. Во время проведения урока для лучшего понимания идеи произведения в презентацию были включены отрывки из мультфильма...
Тема урока: Чтение слов с изученными буквами. Внеклассное чтение. Н.И.Сладков «Лесные сказки»
Создание условий для формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читатель...
Урок внеклассного чтения во 2 классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
Цель: В процессе чтения и анализа сказки «Цветик - семицветик» привести обучающихся к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости....