Экологический подход к произведениям В.В.Бианки.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Особый интерес для разработки интегрированных уроков представляют произведения Виталия Бианки, который обладал поразительным даром описания природных явлений, проникнутых глубокой любовью к родной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_podhod_k_proizvedeniyam_v.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: интегрированный урок в 3 классе образовательной модели «Начальная школа XXI века».
Литературное чтение. В.В.Бианки «По следам».
Окружающий мир. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.
Автор: Коновалова Елена Ивановна – учитель высшей категории МОУ «Гимназия №4»
Экологический подход к произведениям В.В.Бианки.
Особый интерес для разработки интегрированных уроков представляют произведения Виталия Бианки, который обладал поразительным даром описания природных явлений, проникнутых глубокой любовью к родной стране.
Цели: создать условия для следующих задач:
1.Познакомить с произведением В.В.Бианки «По следам», формировать навыки самостоятельного чтения, умения работать самостоятельно с текстом, элементы эстетической и экологической культуры.
2.Расширить и обогатить представления детей о жизни и повадках животных.
3.Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: Книга для чтения «Учебная хрестоматия» Ч. 2. ( Автор: Л.А.Ефросинина) , книга для окружающего мира (Авторы: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова); презентация или иллюстрации с изображением зимнего леса, изображение «Следы на снегу», «Силуэты животных».
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение удивительного мира животных и поможет нам в этом, произведение В.В.Бианки, который обладает удивительным даром описания природных явлений, жизни и поведения животных в лесу. Прежде хочется уточнить -- Кто такие животные?
(Животное происходит от слов живет и жизнь. Организм животного обладает всеми признаками жизни. Животное видит, слышит, питается, передвигается, дышит, растет, размножается, стареет, умирает.)
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Как животные ориентируются в окружающей среде?
(Слушаются самостоятельно приготовленные рассказы о том, как различные органы чувств помогают животным приспосабливаться к окружающей среде.) Окружающий мир.
- Изучение нового материала.
Учитель: Верно. Большое значение в жизни животных имеют органы чувств. С их помощью они слышат
звук, видят жертву, различают запах, ощущают прикосновение. И все таки, как вы думаете, трудно
животным жить, например в лесу?
( Да. Их подстерегает холод, голод, хищники.)
Учитель: что же тогда делать?
(Важно приспособиться к этим условиям жизни.)
На фоне иллюстраций учитель объясняет новый материал.
Учитель: Животные по-разному приспосабливаются к жизненным трудностям. Зимой некоторые
прячутся в берлоги, норы, в снег, под кучи хвороста. Так легче пережить сильные морозы. Некоторые
звери делают запасы корма, например бобры, белки. Бобры делают под водой запасы ветвей, а белки
тащат в дупла орехи, желуди, грибы. Удивительно, но животные чувствуют, какие условия их ждут.
Например, в неурожайные годы они покидают места обитания и уходят довольно далеко, туда, где могут прокормиться. Так поступают белки, кабаны, олени, лисицы и зайцы-русаки. К зиме, мех многих зверей (белки, зайца, оленя) и оперение птиц (белой куропатки, глухаря) становятся гуще, меняется их цвет. Это тоже средство приспособления к неблагоприятным условиям жизни. А многие птицы, чтобы спастись от голода и холода, осенью улетают в теплые края. Каких птиц и зверей вы узнаете по силуэтам?
( Сова, лиса, волк, ежик, белочка, медведь.)
Учитель: Вас не обхитришь, всех угадали. Эти рисунки-загадки подготовили люди, а какие загадки в реальной жизни могут загадать нам животные?
( Оставить следы на снегу.)
Учитель: Попробуйте догадаться, кому принадлежат эти следы. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
( Учащиеся пытаются назвать животных и дать словесное описание их следам.)
Учитель: Чтобы не ошибиться , необходимо быть очень внимательным, знать азбуку следов. Как вы думаете, кто эти люди, которые ею владеют?
(Охотники, Лесники.)
Учитель: Многие звери на зиму впадают в спячку, сон, при этом у них снижается температура тела, замедляется дыхание и сердцебиение. Медведи и барсуки спят чутко, могут проснуться от шума. Хотите узнать, что произошло однажды в зимнем лесу?
(Конечно.)
4. Первое знакомство с текстом.
Учитель: Тогда сядьте удобнее, послушайте историю, которая произошла с вашим ровесником, очень любопытным мальчиком. Подумайте как, автор назвал свое произведение. Представьте зимний лес, домик со светящимися окнами. Что там происходит?
(Текст читают вслух попеременно: учитель и заранее подготовленные ученики.)
- Беседа по первым впечатлениям.
Учитель: Вам понравился текст? О чем он?
( Понравился. Говорится о мальчике Егорке, который пошел на охоту и чуть не попал в беду. )
Учитель: Где происходило действие? Каким себе все представили?
(В зимнем лесу. Заснеженный убор у леса. Красивые деревья в снегу. Домик лесника, там два близких человека. Следы на снегу.)
Учитель: Как назвали бы текст?
( Предположения детей.)
Учитель: Произведение называется «По следам», автор В.В.Бианки. Что бы продолжить разговор прочтем текст еще раз. Но сначала выполним физкультминутку.
- Физкультминутка.
- Повторное чтение. Проводится по цепочке вслух по частям, с подробным анализом
каждой части.
1 часть.
- Почему Егорке стало скучно? Где живет Егорка и его папа?
(В лесу, в избушке)
- Почему?
(Его папа лесник)
- Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика?
(След интересный)
- Что еще узнали о Егорке и его отце? Какие у них взаимоотношения?
(Егорка любил и уважал отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его безопасности.)
2 часть
Вопросы после чтения.
-Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения: (можно написать на доске)
Стадо куропаток. Сапоги валенные. Без дела валандался.
- Когда лесник заволновался, что нет дома сына? Какие слова, выражения доказывают, что отец беспокоиться и ждет сына?
(Смеркаться стало. Заволновался … Таящий опасность.)
- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы? Какими словами это выражается? (Ответы учащихся.)
- Отчего вздрогнул лесник? Почему поспешил в лес?
(Услышал вой волков; испугался, что волки загрызут мальчика)
- Подчеркните слова – действия отца. Почему в такой последовательности автор их использует в этой части?
(Нарастает напряжение, волнение)
8. Физкультминутка.
3 часть.
Вопросы после чтения.
- О чем говорится в этой части?
(О поисках сына лесником в ночном лесу)
- Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется?
(Тихо, темно. Слова означают, что стало страшно)
- В этой части автор использует очень короткие предложения с разной интонацией? Почему?
(Он хочет усилить чувство страха за мальчика)
4 часть.
Чтение с комментированием.
1 предложение.
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?
- Как можно сказать по – другому: « Начало светать»?
- Почему авторский вариант удачнее?
(Рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу).
После 1 абзаца.
- Почему так изменился лесник? ( Ему стало плохо)
- Зачем отправился он в лес? (Чтобы отыскать сына)
- Почему он мог «читать по снегу, как по книге»? (Знал повадки, особенности животных)
- Какие птицы оставляют следы крестиком? (Сороки)
- Какие следы у белки?
(Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки)
-Почему нет следов медведя? (Он спит в берлоге)
Вопросы после чтения.
- Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына?
(Тревогу, надежду, гордость за сына)
- Повторите путь лесника, по каким следам он шел?
(Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, следы куропаток, обгорелый пыж)
- Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?
(Да, он понял, что сын где – то спрятался)
- Закончился ли путь лесника по следам? Куда они привели?
5 часть.
Вопросы после чтения.
- Какие следы удивили лесника? (Раненного охотником зверя)
- Расскажите, как они выглядят. Кто такой подранок?
(Раненное животное, которое не может убежать от охотника)
- Что произошло с Егоркой потом?
(Волки настигли, уронил он ружье, но успел спрятаться, на ель забрался.)
-Как встретились отец и сын?
(Были друг другу рады, отец быстро понес окоченевшего Егорку домой.)
-Следы какого животного заинтересовали маленького охотника? Вы догадались, о ком идет речь? (Проснувшемся среди зимы барсуке.)
9. Итог урока.
- Сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Как оно называется? Кто его автор?
(Автор - В.В. Бианки, а рассказ называется «По следам»)
- Назовите животных, следы которых лесник повстречал в лесу. На рисунке изображены следы. (Сорока, мышь, белка, куропатка)
- Разделите их на группы.
(Птицы и звери)
- Мы раньше с вами читали произведения В. Бианки. О чем он пишет? (О природе)
- Какие его произведения вы читали? Какой идеей проникнуты они?
(Знайте и любите природу).
10. Домашнее задание.
а) Читать произведение и размышлять над ним. Подготовить сообщение о том, как жил писатель, какие произведения писал. Как относился к природе.
б) Нарисовать следы животных из рассказа, какими их представляете.
Используемая литература: Книга для чтения «Учебная хрестоматия» Ч. 2, автор: Л.А.Ефросинин;, учебник «Окружающий мир», авторы: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2009, Полевой определитель «Следы животных», автор В. Зыков, Елизово, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение "Произведения В.В. Бианки"
Урок разработан для ознакомления детей с жизнью и творчеством В.В Бианки....
Викторина по произведениям В.В.Бианки для учащихся 2 класса
Для расширения круга чтения и более полного знакомства с произведениями В.В.Бианки, учащимся предлагается перечень книг для самостоятельного чтения в течение определенного промежутка време...
Конспект урока внеклассного чтения "Необыкновенный календарь" по произведению В.В. Бианки "Лесная газета"
Тема урока: «Необыкновенный календарь» (по произведению В.В. Бианки «Лесная газета»)Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Би...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки«Музыкант»
Форма урока: урок изучения нового материала.Тема В. В. БИАНКИ «МУЗЫКАНТ»Цели: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»Задачи урока:1. Учиться анализ...
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант». Учитель: Тишина О.М.
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»Учитель: Тишина О.М.Форма урока: урок изучения нового материала.Тема: В.В. Бианки ...
Урок по теме "Работа над произведением В.В. Бианки "Мышонок Пик"
Урок по теме "Работа над произведением В.В. Бианки "Мышонок Пик"...