Развитие навыка чтения у учащихся 2-4 классов
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Зарубская Людмила Владимировна
БУ колледж-интернат искусств
Россия, Ханты-Мансийск
Формирование навыка оптимального чтения у учеников 1-4 классов с использованием приемов динамического чтения.
Мы живем в столетии, девизом которого стало стремление к скорости-скорости восприятия, мышления, движения. Вопрос скорости чтения закономерно оказывается в ряду актуальных. По данным современной статистики, человек воспринимает с помощью зрительного канала 90% информации, из них 70%-путем чтения. В то же время в наши дни мало просто уметь читать. Надо овладеть искусством чтения как одним из сложнейших видов интеллектуальной деятельности. Поэтому без новых подходов к технике чтения современнику не обойтись.
Существует множество методик быстрого и интенсивного чтения. Наряду с термином «быстрое чтение» употребляется понятие «ускоренное чтение», в целом ряде работ именуемое «динамическим чтением». В данном случае подразумевается умение человека не только быстро читать, но и интенсивно мыслить, глубже понимать и прочнее усваивать информацию.
Суть методики динамического чтения сводится к тому, что путем многократного творческого повторения различных упражнений, нацеленных на воспитание внимания, организацию памяти, развитие фантазии и воображения, активизации мыслительной деятельности, вырабатываются рациональные навыки и умения работы с текстом. Человек учится из потока воспринимаемой информации точно и экономно отбирать необходимое, осмысливать и усваивать.
Все эти качества личности нужно развивать в раннем возрасте, так как, по оценкам психологов, на успеваемость ученика влияют более двухсот факторов. Естественно, учесть все невозможно, но оказалось, что фактор номер один - скорость чтения. Средняя скорость чтения старшеклассников составляет 90-100 слов в минуту, студентов 120-180, специалистов с высшим образованием 200-250 слов. Статистика говорит, что отличниками становятся те, кто в начальной школе читает 130-170 слов в минуту. Из сказанного выше следует, что развивать навык динамического чтения чрезвычайно важно, начиная с начальной школы.
Что вкладывается в понятие «динамическое чтение»? Его нельзя понимать как механическое. Под этим термином подразумевается быстрое восприятие информации с оптимальным коэффициентом ее осмысления и усвоения. Чтение будет эффективным, если присутствуют такие его качества как скорость, понимание, запоминание. Что же является причиной медленного чтения? Специалисты указывают основные из них:
- «звуковой барьер» - проговаривание текста про себя, так называемая артикуляция, когда при произнесении звука работают речедвигательные органы (гортань, язык, зубы, губы); при проговаривании глаз долго задерживается на одном слове, хотя он способен моментально фотографировать целые комплексы графической информации;
- малое поле зрения (возвращение назад, к прочитанному);
- недостаточная мобилизация внимания;
- пассивность памяти;
- вялый механизм мыслительной деятельности, отсутствие навыков предвосхищения (смысловой догадки).
Все это важно знать любому учителю. Но применительно к начальной школе речь не идет о скорочтении, так как это - чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только «про себя». Для учащихся 1-4 классов необходимо говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи - до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.
Нужно сделать уроки чтения интересными, увлекательными: подбирать разнообразные упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, расширяющие поле зрения, активизирующие мыслительную деятельность; использовать разные виды чтения - вслух, жужжащее чтение, про себя с подавлением артикуляции, чтение «по кочкам», «на буксире», в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. В конце каждого урока чтения необходимо оставлять 3-4 минуты для самозамера скорости чтения: ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Важно помнить, что быстро читают те ученики, которые читают много. Использовать в течение каждого урока 5 минут для чтения. И любой урок - будь то чтение, изобразительное искусство, риторика - начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают любой текст, а затем идет обычный урок. Систематичность работы, стимулирование учеников при обучении чтению очень важны. Даже маленький успех должен быть отмечен учителем.
Приведу систему упражнений, которая поможет приблизить ребенка к чтению с оптимальной скоростью. На каждый урок я беру от 5 до 7 видов различных речевых упражнений, предшествующих работе над основной темой, обычно в начале урока. Называется эта часть урока «разминка» или «речевая зарядка».
1. Для расширения «поля чтения», развития зрительной памяти записываю 3-5 слов и проецирую их на экран с заданием в течение 2-3 секунд «сфотографировать глазами», то есть прочитать и запомнить"
лес завод
час месяц
По мере усложнения подбираю задания, содержащие 6 и более букв:
товарищ или пенсионер
тетрадь тяжеловоз
2. Упражнение на развитие артикуляции, четкое произношение слов и целых фраз, на правильную постановку ударения в словах: Добры бобры идут в боры. Сыпь песочек в желтенький черепочек. По истечении определенного промежутка времени, когда дети приобретут навык быстрого запоминания коротких слов, берутся более сложные скороговорки. На болоте на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали - улетели.
3. Расширение словарного запаса, активизация мыслительной деятельности, выработка навыков предвосхищения достигается путем игры в «рифму» (подбери рифму к слову)
природа—погода-сода—мода—свобода—порода—колода—ода
или игры «Доскажи словечко»:
Прыгал птенчик по дорожке.
И клевал большие ... (крошки)
4. Упражнения, регламентирующие темп и слогочтение с целью выравнивания темпа в классе. На экран проецируется текст:
Самая маленькая птичка - колибри. Она размером с бабочку.
Самое большое животное на земле - слон. Он достигает в высоту трех метров.
Крошечная птичка и огромный слон живут в теплых странах.
Задание: прочитайте первое предложение, громко проговаривая слова; далее - шепотом, далее - про себя, стараясь читать только глазами, прижав к губам указательный палец, чтобы исключить артикуляцию.
Затем прочитать текст хором, по группам, с целью выравнивания темпа чтения в классе.
5. Развитие мыслительной деятельности. Игра «слова рассыпались». Предлагается собрать слова: ЙВО (вой) РУОТ (утро) ИЛА (лай) ЕНОБ (небо) АБЛ (бал)
Составь пословицы на основе следующих «рассыпанных слов»:
плох, книга, да, хороша, чтец.
Решение: Хороша книга, да плох чтец.
6. Чтение «по кочкам» - расширяет горизонтальное поле (участок строки, воспринимаемый при чтении за одну фиксацию).
«Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, и ему все еще хотелось есть». Читаем, делая скачок глазами, через слово, при этом увеличивается скорость движения глаз, увеличивается поле восприятия информации.
7. Чтение с максимальной скоростью слов в орфографическом словаре, стремясь их распознавать как можно быстрее.
8. Чтение с установкой на скорость. Прочитайте в течение пяти минут с максимальной скоростью и без пропусков какую-то часть текста. После чтения устно воспроизведите его основное содержание.
9. «Экспресс-сочинения» активизируют словарный запас, развивают речь, приучают выполнять любую работу, даже творческую, в установленный срок.
Даются 10 слов, обычно существительных, никак между собой не связанных. На их основе с использованием любых других слов следует написать короткое сочинение, грустное или смешное, за определенное время, (до 5 минут).
10. Игры для активизации словарного запаса. Одна из таких игр состоит в превращении одного слова в другое путем замены в нем только одной буквы:
а) марка — маска — каска — качка — кочка — почка — почта;
б) лес — лев — лов — лоб — боб — бор;
Подобная забава заставляет активно мыслить, развивает интеллектуальные способности.
На один урок необходимо брать до 5 упражнений, периодически их чередуя. Подобные упражнения и задания помогут развить у детей навык динамического или оптимального чтения.
Литература:
1.Акишина А., Шляков В.Учим читать быстро и эффективно. - М., Русский язык, 1991.
2.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.,Просвещение,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста.
Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова час...
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста...
Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы
Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. ...
Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».
Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и пон...
Свод данных результатов диагностики развития навыков чтения у учащихся(1-4кл)
Свод данных результатов вводной диагностики развития навыков чтения у учащихся....
Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников...