Развитие языковой культуры младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению (2 класс) по теме
Культура речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_yazykovoy_kultury_mladshih_shkolnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Толстых Г.В.
МОУ «СОШ №24 с УИОП»
Проблема развития речи школьников приобретает всё большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказала сильное влияние на всю европейскую культуру. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Работая в школе много лет, общаясь с коллегами, я могу с уверенностью сказать, что в последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через произведения словесного искусства. Возрастает понимание родителями и общественностью роли чтения детьми художественной литературы, главная цель которой «чувства добрые лирой пробуждать». Но решение этих проблем усложняется сегодня тем, что, как явствует из социологических исследований, на чтение художественной литературы дети тратят меньше всего свободного времени и очень многие молодые люди от 7 до 17 лет не читают вообще ничего, кроме того, что задают в школе. Зачастую дети приходят в школу с очень маленьким словарным запасом, неправильно ставят ударение в словах, нарушают произносительные нормы языка. Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствует не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной « глухоте». Значит, задача учителя состоит в том, чтобы соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся необходимыми. Богатый материал и большие возможности для формирования речевой культуры дают уроки литературного чтения. Цель каждого урока определяется с позиции школьника не только в плане приобретения им знаний, умений, но и с точки зрения прогрессивных изменений личности: развития языковой культуры школьника, что обеспечивает активное отношение к знаниям, настойчивость в учёбе, положительные результаты обучения. Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. В процессе чтения художественных произведений у ребёнка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров. Развитие языковой культуры на уроках литературного чтения осуществляется через решение следующих задач: - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности; способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. -формирование потребности в постоянном чтении книг, речевого этикета, культуры речи. - воспитание внимательного отношения к значению слова; прививать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Поскольку ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, то огромная роль в развитии речи учащегося как компонента его общего развития принадлежит именно учителю. Общеизвестно, что «уровень сформированности». Языковой культуры отдельного человека в значительной мере определяет его интеллектуальную и эмоциональную культуру, и в целом – общекультурное состояние социума». Поэтому необходима систематическая работа по развитию речевой культуры в урочное и внеурочное время. Литературное образование невозможно без речевого развития учащихся. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений - всё это задачи уроков литературного чтения. Здесь уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова…. И не получило навыка распоряжаться им свободно, изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка». Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. При работе над жанрами художественной литературы (рассказ, сказка, басни, лирическими произведениями) использую различные приёмы и методы: - составление «собственного» рассказа по серии сюжетных картинок; -составление рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей. Особое внимание уделяю установлению связи между частями текста и речевому оформлению этих связей, знакомлю детей с возможными вариантами начала вступления ( Как-то раз…..,Однажды…, Этим летом….,), завязки ( Вдруг…, Неожиданно…,Но…, Тут я заметил….,), заключения (Прошло несколько лет…,Теперь…) При изучении лирических произведений на уроке прекрасно работают: -выразительное чтение; - рисунок как способ проявления зрительного образа; - работа над названием произведения; звукописью, ритмикой, композицией произведения. Устное народное творчество, как ценнейший языковой материал, можно широко использовать в обучении и воспитании младших школьников. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него дети по-другому видят окружающий мир, у них появляются потребность к самосовершенствованию и саморазвитию. Загадки, пословицы, сказки делают урок ярким, интересным; захватывают не только ум, но и чувства ребенка. Что как ни пословицы и поговорки – «народные педагогические миниатюры» могут служить прекрасным средством воспитания и развития речевой культуры младших школьников. Почему именно они? Во-первых, учащиеся младшего школьного возраста еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. Во-вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. Опыт работы над пословицами показал, что использование их в работе целесообразно, так как пословицы и поговорки: - обогащают и активизируют словарь учащихся; - развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность; - развивают поэтический слух; - знакомят с народным творчеством родного края. А. С. Пушкин восторженно восклицал: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!» В центре учебного процесса на уроке литературного чтениям лежит работа по развитию речевых умений младших школьников. Этому способствует система непрерывного, планомерного изучения фразеологизмов. Я убедилась, что фразеологизмы метко бьют в цель, помогают детям понять внутреннее психологическое состояние человека, мир его переживаний и характер отношений с другими людьми, помогают раскрыть художественный образ произведения Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности, вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит, очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и другие. Для развития правильной и грамотной речи я подбираю и использую на уроках литературного чтения разного рода задания: • узнать слово по его определению; • поставить ударения в словах; расставить ударения в зависимости от значения слова. • правильно произносить заимствованные слова; • заменить просторечные слова литературными; • найти ошибки в употреблении слов и исправить их; • подобрать к заимствованным словам близкие по значению русские слова; • изменить окончания слов в соответствии со смыслом предложения; Одной из важных составных частей в формировании речевой культуры детей являются уроки внеклассного чтения, на которых дети читают, пересказывают, инсценируют отрывки из произведений, дают характеристику героев, находят точные, веские слова и высказывания по тому или иному вопросу, рисуют словесные картины. Развивает речь детей и работа с дополнительной литературой, словарями, справочниками, энциклопедиями, с которыми ребята любят работать и работают с увлечением и желанием: находят новые факты из жизни писателей и поэтов, готовят сообщения, содержащие новые факты по истории, естествознанию, математике, искусству и выступают с ними на уроках. Большое влияние на формирование культуры речи имеет среда, в которой живёт ребёнок, люди, с которыми он общается во внеурочное время. Ни для кого не секрет, что большую часть свободного времени ребёнок проводит перед экраном телевизора и от того, что он смотрит, что слышит – зависит то, что он говорит и какие слова употребляет в речи. Родители озабочены формированием речевой культуры детей не меньше, чем учителя. Поэтому частыми стали в моём классе праздники, где в роли артистов выступают как дети, так и их родители. Организуют совместные походы в библиотеку, театр, поиск литературных произведений, подготовку и выпуск стенгазет, фотовыставок, конкурсов рисунков, классных родительских собраний Очень хотелось бы, чтобы в каждой семье детям на ночь читали сказку, а не ставили для просмотра «мультик», чтобы походы в библиотеку стали привычными, а не от случая к случаю, чтобы привычным стало семейное чтение и обсуждение прочитанного. И тогда ребёнку, слыша грамотную, культурную речь и дома, и в школе, и на улице – не придётся размахивать руками, употреблять слов - паразитов, чтобы выразить свою мысль, рассказать о чём-либо чётко и понятно для окружающих. А взрослые без содрогания будут слушать разговоры и суждения детей, ведь дети – наше отражение. Литература
Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. - М.:УЦ «Перспектива», 2001,- 112 с. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"
Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....
Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения
В статье рассказывается о технологии учебного диалога, которая является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....
«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Творческий отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...