Русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Петрухина Наталья Викторовна

Конспект урока литературного чтения для 2 класса. Знакомство учащихся с русской народной сказкой "Снегурочка" и сравнение её с авторской сказкой "Девочка Снегурочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.n.s.devochka_snegurochka_2_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить с новым произведением русского народного творчества, развивать воображение, творческое мышление, память, связную речь, воспитывать интерес к чтению и бережное отношение к книгам.

       

Ход урока:

  1. Орг. момент.

«Спешу приветствовать вас я,

Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в классе!

Верней не в классе, а в лесу.

Случайно волка не видали?

А, может, встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.

Но мало времени осталось.

                                      Готовы вы со мной идти?        (Открываю доску).

Раскроем занавес – вуаль,

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветви чудный лес

И, задержав слегка волненье,

Войдём в мир сказок и чудес.

(Раздаю карточки).

  1. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

- Определите жанр этого произведения.

- Кто автор?

(Работа по иллюстрации к сказке В.Даля).

- Расположите их в хронологическом порядке.

(Проверка по компьютеру).

Проверка домашнего чтения.

1 группа – выборочное чтение.

- Прочитайте зачин сказки.

- Как дед с бабой надумали вылепить Снегурочку?

- Как ожила Снегурочка?

- Прочитайте встречу лисы и Жучки.

3 группа – инсценировка отрывка из сказки.

2 группа – пересказ по картинке.

3. Новый  материал.

Работа с выставкой книг.

- Существует очень много сказок. Обратите внимание на выставку книг. (рассматривание книг).

- Напомните мне правила обращения с книгами.

- Как нужно читать книги, чтобы не навредить своему здоровью?

- Все сказки можно разделить на две большие группы. Посмотрите внимательно на выставку и скажите, на какие две группы можно разделить данные сказки. ( 1 уч –ся делит книги на группы).

Работа с рисунками.

- К сегодняшнему уроку вы вместе с  родителями приготовили вот такую выставку рисунков.

- Рассмотрите выставку и скажите, какие герои сказок вам знакомы?

(Проверка уч-ся работавшего с выставкой книг).

 

- Отгадайте загадки:

«Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда – то.

Ну, а зовут её…(Дюймовочка).

(Проверка по компьютеру).

- Это авторская или народная сказка?

- А кто автор? (Г.Х.Андерсен).

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка).

( Проверка по компьютеру).

- А эта сказка относится, к какой группе?

- Кто её автор? (Ш.Перро).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

                        Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).

- А как вы думаете,  это сказка авторская или народная? (Авторская).

- Кто автор этой сказки? (Владимир Иванович Даль).

(Показываю книгу В.И.Даля).

 - А вот сегодня мне хочется познакомить вас с народной сказкой «Снегурочка».

(Показ книги).

- И нам предстоит сравнить её со сказкой В.Даля.

Чтение сказки учителем. (По компьютеру показываю иллюстрации).

Продолжает чтение хорошо читающий ученик.

  1. Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите –ка опять:

- Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживёшь ты много лет.

-Раз, два, три, четыре, пять!

Повторите – ка опять:

- Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

Беседа после прочтения.

-  Поднимите руку, кому понравилась сказка.

-Как стали лепить Снегурочку дед и баба?

- Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?

- Игры на свежем воздухе приносят вред или пользу нашему здоровью? Какую?

- Как ожила Снегурочка?

-Почему Снегурочка не рада приходу весны?

- С кем пошла Снегурочка в лес?

 - Чем занимались девушки в лесу?

- Как закончилась эта сказка?

Составление обложки.

- Название произведения.

- Автор.

(Вывешивается обложка).

-Определите жанр.

-Докажите, что это сказка, а не рассказ.

- О ком эта сказка? ( О Снегурочке).

(1 уч-ся выбирает правильный ответ).

Речевая разминка.

Сне

по

роч

ки

друж

ка

ба

гу

ба

ли

дед

са

  1. Чтение слогов.
  2. Какие слова можно составить из этих слогов. (Уч-ся выходят и составляют слова).
  3. Чтение слов.
  4. Какое правило встретилось в словах дед, подружки? (Парная согласная).

- Как проверить написание этих слов? (дедушка, подруженька).

5. –Какое слово «лишнее»? Почему?

(Проверка карточки уч-ся).

- Герои какой сказки встретились в карточке?

- Какие герои у тебя оказались «лишними»?

Чтение учащимися.

  1. Чтение за ведущим. (1 ч.)
  2. Чтение « по – цепочке» (2 ч.)
  3. Чтение «жужжащее». (3 ч.)

Рассматривание иллюстрации.

- Выберите из текста предложения, которые подходят к иллюстрации.

- Прочитайте зачин сказки.

Работа в тетради.

№1 с. 65 – коллективная работа.

№2 с. 65- взаимопроверка.

(Проверка по компьютеру).

Коллективная работа по таблице. (доска).

-Какова концовка сказок?

  1. Итог урока.

 -Наше путешествие подошло к концу.

-С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

- К какому жанру оно относится?

(Проверка карточки уч –ся).

- А у тебя в карточке встретились произведения, каких жанров?

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть.

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят,

И, конечно же, добро

Побеждает ложь и зло.

- Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей.

С карточками работали:

За подготовку домашнего задания:

За работу над новой темой:

5.Домашнее задание: всем читать с.138 -141, №4 с. 66

                                         1 ряду- нарисовать рисунок к 1 части

                                          2 ряду –приготовить пересказ 2 части.

                                          3 ряду –приготовить чтение по ролям 3 части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...