нравственное воспитание на уроках литературы
статья по чтению по теме
Литература-это богатый источник по формированию нравственных знаний. Она способствует не только созданию и обогащению нравственного мира ребенка, но и помогает найти выход из разных нравственных ситуаций, приобретать знания о принятых нормах морали в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения художественных произведений.
Лещёва С.П.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№32
Изменения и перемены социальной жизни страны, в том числе и в просвещении, делают особенно актуальными проблемы духовности, морали и этики.
Нравственный облик ребенка формируется, прежде всего, в разнообразной деятельности: в учении, в труде, в игре и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирование у школьников мотивов поведения. Они помогают преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми им не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.
В связи с этим возникают вопросы:
- Какой объем нравственных представлений должен быть сформирован на разных этапах его развития?
- Чем должна отличаться картина мира взрослого человека и ребенка?
- Как определить тематику нравственной беседы?
- Что является источником приобретения нравственных знаний?
Некоторые из этих вопросов мы попытаемся осветить в данной статье, опираясь на собственный опыт работы.
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений и через моделирование жизненных ситуаций. Мировой культурой накоплен богатейший художественный материал, дающий возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Литература – богатый источник переживаний и личного авторского опыта поведения. Она способствует не только созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяют ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе норм поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, т.е. устанавливать связь между знаниями и переживаниями.
Как писал К.Д. Ушинский о том, что «…на нравственное чувство должно действовать само литературное произведение. И это влияние на нравственность очень велико. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Л.И. Рувинский отмечает, что «…приучая детей слушать высокие слова о нравственности, смысл которых им не понятен, главное не прочувствован детьми, мы воспитываем лицемеров, давая им ширмы для прикрытия своих пороков…». А чтобы такого не произошло, учителю надо запланировать беседу и так ее провести, чтобы дети пропустили через себя то, что является «разумным, вечным, добрым». Учитывая, что при чтении ребенок мысленно переносится в ситуацию, описываемую в произведении, идентифицируя себя с героем, можно определить и тематику нравственной беседы, исходя из авторского замысла. Для того, что бы построить такую беседу, надо подобрать такие вопросы, чтобы ребенок свои переживания смог перенести на литературного героя и выражал стремление действовать вместе с героем, самому становиться соучастником действия и изображенных поступков. Но при этом надо знать, что оценка у младших школьников основывается на анализе отдельных поступках и очень редко – качеств, проявляющихся в них, т.к. у них отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств.
Все сказанное выше, ставит перед учителем задачу - помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых героем или сверстником качеств, учитель помогает понять смысл поведения и нравственных результатов.
Работая по программе «Литературное чтение» Г.Н.Кудиной, З.Н. Новлянской, основной целью которой является воспитание эстетически развитого читателя, где красной линией проводятся отношения «автор - художественный текст – читатель», мы считаем, что происходит приобщение детей к секретам авторского мастерства, к тайнам внутреннего мира героев и радостям постижения их тайн. Для достижений этих целей дети осваивают позиции автора, читателя, теоретика, критика и публициста. На позиции публициста остановимся более подробно, т.к. она работает непосредственно на нравственное воспитание личности.
Такие уроки, мы называем их «размышления о жизни», помогают открывать самого себя и друг друга. Эта работа начинается с 1 класса, когда идет коллективная творческая работа над устными рассказами на близкие детям темы: « Моя любима игрушка», « Мое любимое занятие», « Моя мама». Объявляя тему, достаточно обсудить круг возможных вопросов и проблем, на которых можно остановиться, например: внешний вид, чем дороги, как к ним относятся взрослые, сверстники и другие вопросы. В результате такой работы у детей складываются свое мировоззрение. На уроке они не являются пассивными слушателями, а активно работают в позиции критиков, задавая вопросы и высказывая свою позицию, при этом, не ущемляя точку зрения оппонента.
Продолжением такой работы являются сочинения, материалом для которых выступают художественные тексты. Это касается тех случаев, когда текст выступает как пример некой жизненной ситуации. Надо отметить, что сначала мы работаем с текстом как произведением искусства, решаем художественные задачи, пытаемся понять авторскую позицию, а затем уже обращаемся к нравственной проблеме. При этом должен осознаваться этот переход в реальную жизнь не только условного героя, но и авторское отношение к нему. Таким образом, идет работа от выделенных автором черт характера к обсуждению реальных проблем детской жизни.
Во 2 классе, изучая рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», мы выяснили позицию автора на то, какие черты характера он ценит в людях, рассказывая о мальчике и о военном. После чего написали сочинение « Что я ценю в людях». В них отражены нравственные начала, которыми были вооружены дети на уроке:
«…Я ценю человек, который является верным и преданным другом. Он должен держать слово. Я хочу иметь такого друга. Думаю, что человек с хорошим сердцем, вырастет и будет помогать бедным и пожилым».
«…и мне нравится моя подруга Ира, потому что она честная».
«…поэтому надо быть добрым и выручать других, чтобы ты был уважаем людьми».
Написав сочинение на тему «Что я люблю делать», после обсуждения мы пришли к выводу, что дело должно быть полезно себе самому и другим людям. В этом нам помогло стихотворение Ю.Тувима «Все для всех» и М.Исаковского «Вишня».
Изучая сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» ( 4 класс), дети обнаружили в ней главную мысль, выраженную автором в словах о том, что утенок только теперь понял, пройдя столько испытаний, ЧТО заключается в слове «счастье». И неожиданно возник разговор о том, что такое счастье. Все свои мысли дети смогли выразить в сочинении.
« Счастье – это то, что человек может ждать очень долго, и оно приходит неожиданно…».
«…даже у злого человека бывает доброе сердце. Надо просто увидеть это и к нему придет счастье».
«Счастье – это когда с тобой рядом семья, потому что это половина тебя».
« Счастье – это награда за то, что человек пережил много бед, неудач и огорчений».
«Если человек достойно перенесет все свои несчастья в жизни, он по – настоящему сможет оценить свое счастье и научится делать радость для других».
Дальше публицистическая работа развивается в направлении от тем личного звучания к темам общественно значимым, где раскрываются нравственные постулаты общества. («Хлеб всему голова», «Понимать человека»).
Исходя из вышесказанного, мы считаем, чтоот учителя зависит многое. Только его глубочайшая и искренняя взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души учеников, вывести их из «спячки». Конечно, бывают и неудачи, но нужно делать выводы из них, потому что «задушевные» беседы запланировать очень трудно.
Список литературы:
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 1-4 классов. – М., 2008
Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 11.
Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие. – М., 2006.
Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). - М., 2007.
Начальная школа. - 2007. - N 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках родного языка
Нравственное воспитание одно из важнейших моментов урока родного языка. Учебник по родному языку составлен таким образом, что учителю предоставлены широкие возможности в этой области. В материал...
Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, ...
Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....
Духовно – нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры». Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе
Работа на уроках с детьми по воспитанию морально-нравственных качеств...
Патриотическое воспитание на уроках литературы и русского языка.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и ув...
Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы
Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературыавтор Чич Фатима Зауровна...