Наш театр. Инсценирование веселых стихов.
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме
УМК "Перспектива" 2 класс Материалы урока способствуют формированию универсальных учебных действий посредством литературных произведений юмористического и сатирического содержания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс
Тема урока: «Наш театр»
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504
Коробейникова Ольга Владимировна, 1 категория
Целевой компонент урока
Цели :
Формирование универсальных учебных действий посредством литературных произведений юмористического и сатирического содержания:
- познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);
- коммуникативных (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
- регулятивных (волевая саморегуляция);
- личностных (нравственно – эстетического оценивания).
Задачи:
- Создать проблемную ситуацию для определения темы урока;
2. Создать условия для наблюдения, проведения анализа, сравнения и выявления особенностей содержания и чтения стихотворений юмористического и сатирического содержания; Организовать проектную деятельность детей в группах – театральных коллективах (самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка к выступлению, подбор костюмов, создание афиш);
- Организовать работу по осмысленному чтению стихотворений с юмористическим и сатирическим содержанием;
- Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой группы;
- Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
- Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся проводят наблюдение, сравнивают и выявляют особенности содержания, чтения и использования средств выразительности при чтении стихотворений юмористического и сатирического содержания.
- Учащиеся определяют тему урока через постановку проблемы.
- Учащиеся самостоятельно работают в группах: распределяют роли в театральном коллективе, знают и правильно выполняют ролевые обязанности.
4. Учащиеся слушают мнения других и высказывают своё.
5. Учащиеся осмысленно читают стихотворения с юмористическим и сатирическим содержанием.
6. Учащиеся самостоятельно готовятся к выступлению, подбирают костюмы, создают афиши.
7. Учащиеся выступают, используя выразительные средства и особенности декламирования стихотворений с юмористическим и сатирическим содержанием.
7. Учащиеся оценивают свою деятельность, высказывают своё отношение к теме урока.
8. Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
Используемые технологии: проектная технология.
Метод обучения: частично-поисковый.
Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение урока:
- презентация по теме «Профессии в театре»;
- видеозапись мультфильма «Путаница» (1974г.) по стихотворению К.И. Чуковского;
- карточки по теме: «Особенности декламирования и выразительные средства чтения веселых стихов»;
- карточки с заданием для групп: стихотворения для индивидуальных и групповых инсценировок.
- различные предметы для костюмов героев инсценировок;
- листы бумаги формата А3, фломастеры и цветные карандаши;
- заготовки масок для проведения рефлексии.
УМК «Перспектива». Учебник «Литературное чтение», авт.: Л.Ф. Климанова, Л.В. Виноградская, В.Г. Горецкий.
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. Распределение детей по группам | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Поисковый | Мотивация к деятельности. Организация работы с презентацией «Театральные профессии» | Активизация. Фронтальная беседа с опорой на жизненный опыт и знания уч- ся. Формулирование темы урока. | Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция, целеполагание; Познавательные: логические, общеучебные, действия постановки и решения проблем; |
Аналитический | Демонстрация мультфильма с предварительным заданием Фронтальный беседа | Обсуждение в группах, определение выразительных приемов Формулирование выразительных средств и особенностей декламирования стихов с дальнейшей демонстрацией на доске на карточках. | Познавательные: Общеучебные, логические; Коммуникативные: Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; |
Практический | Определение заданий и порядка выступления каждой группы. Оказание индивидуальной помощи учащимся. | Распределение ролей в группах (режиссер, актеры, костюмеры -гримеры, художники) Распределение задания. Самостоятельная подготовка к выступлению каждого участника группы, взаимопомощь. | Познавательные: Действия постановки и решения проблемы, Коммуникативные: Планирование, постановка вопросов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; Регулятивные: Волевая саморегуляция. |
Презентационный | Презентация выступлений участников групп. | Регулятивные: волевая саморегуляция, | |
Рефлексивный (анализ новой ситуации) | Фронтальная беседа | Анализ работы на уроке. Использование оценочных инструментов (маски) - Что во мне изменилось? - Что я могу делать, чего раньше не умел? | Регулятивные: контроль; Личностные: Нравственно-этическое оценивание. |
Сценарий урока
Театр поучает так,
как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
- Организационный этап
Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.
Класс заранее разделен на 5 групп. В каждой группе стулья детей стоят в кружок. Рядом – один стол. Отдельно стоит стол с предметами костюмов.
2. Поисковый этап
Учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на слайде.
Учитель: Назовите предметы, изображенные на слайде.
Ученики: Театральные маски, веер, старинный костюм, театральная сцена с кулисами и занавесом, театральные куклы.
Учитель: К какому виду искусства относятся эти предметы?
Ученики : Театр.
Учитель: Совсем недавно мы с вами были в театре. В качестве кого мы там присутствовали?
Ученики: В качестве зрителей.
Учитель: Что мы смотрели?
Ученики: Спектакль «Все мыши любят сыр».
Учитель: Какие бывают спектакли?
Ученики: Грустные, веселые, кукольные, музыкальные, там, где артисты танцуют.
Учитель: Как вы думаете, бывают ли спектакли в стихах?
Ученики: Ученики дают разные ответы.
Учитель: Чем они должны отличаться от других спектаклей?
Ученики: Артисты должны говорить стихами.
Учитель: А кто помогает актерам подготовить роль, объясняет выразительные средства?
Ученики: Режиссер.
Учитель: Какие ещё театральные профессии вы знаете?
Ученики: Актёр, художник, гример, костюмер…
Учитель: Что делают актеры? (слайд с актерами во время спектакля).
Ученики: Они играют в спектакле.
Учитель: Чем занимаются художники? (слайд с художником и его работами).
Ученики: Создают декорации к спектаклям, рисуют афиши.
Учитель: Кто такие костюмеры? (слайд с костюмером во время работы)
Ученики: Костюмеры подбирают костюмы для спектакля.
Учитель: Расскажите, что вызнаете о работе гримёра? (слайд с гримерами)
Ученики: Гримёр наносит грим актёрам.
Учитель: Кому интересно попробовать побыть в их роли?
Тогда я приглашаю вас в театр.
Как вы думаете, какое интересное дело нам предстоит выполнить?
Ученики: Поставить спектакль.
3. Аналитический этап
Учитель: А почему класс разделен на 5 групп?
Ученики: Каждая группа будет ставить свой спектакль.
Учитель: Верно. Но чтобы получить огромное удовольствие от работы, для постановки маленьких спектаклей вам понадобятся стихи юмористического и сатирического содержания.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм. Понаблюдайте, какие выразительные средства использует актёр при чтении стихотворения?
Ученикам предлагается посмотреть мультфильм «Путаница» по
стихотворению К.И. Чуковского)
Учитель: Обсудите в группах, какие выразительные средства вы заметили?
Ученики: (один ученик от каждой группы) Артист не спешил, читал громко, выделял голосом слова автора и слова героев, читал с немного преувеличенной интонацией.
Ученики: (прикрепляют на доску карточки с написанными на них средствами выразительного чтения).
Темп чтения |
Громкость чтения |
Интонация |
Чтение с преувеличенной интонацией |
Костюм и грим |
Жестикуляция и мимика |
Учитель: Как вы думаете, на что обращал внимание актёр, когда подбирал интонацию для чтения слов героев?
Ученики: На характер, внешний вид героев.
Учитель: Для чего актёр читал с преувеличенной интонацией?
Ученики: Для того, чтобы было выразительнее и смешнее.
Учитель: Увидели ли вы жестикуляцию и мимику лица актера, его костюм и грим? Почему?
Ученики: Нет. Но эти средства заменил мультфильм.
Учитель: Было ли вам смешно? Почему?
Ученики: Смешное содержание. Смешно читал актер.
Учитель: Смеялся ли сам актер? Почему?
Ученики: Нет. Нельзя смеяться, когда читаешь смешные стихи, иначе будет не смешно зрителям.
Учитель: Кто хочет научиться так же выразительно читать веселые стихи и выступить перед зрителями?
4. Практический этап
Учитель: Итак, представьте, что каждая группа – это маленький театр. Вам нужно
выбрать руководителя – режиссера, 3 актеров, одного художника, одного костюмера-гримера. Придумайте название своему театру. На работу отводится 2 мин.
Ученики самостоятельно проводят распределение ролей в группе.
Учитель по необходимости оказывает помощь.
Учитель: Приглашаю режиссеров подойти к столу и выбрать задание для его театра.
Учитель: Сейчас вам дается время на подготовку выступления. В каком порядке будет действовать ваша театральная группа?
Ученики: Режиссер прочтет вслух стихотворения. После этого художник должен будет нарисовать афишу. Костюмер-гример подберет костюмы и нарисует грим. В это время режиссер с актерами будут репетировать.
Учитель: На что должны обратить внимание режиссер и актеры?
Ученики: На характер героев и выразительные средства.
Учитель: Что должен нарисовать художник на афише? (Слайд с афишей).
Ученики: Наверху – название театра, ниже – фамилию автора, крупно – название произведения, ниже более мелкими буквами – фамилии режиссера, актеров, костюмера и художника. Можно нарисовать главных героев или место действия.
Учитель: Что будет делать костюмер?
Ученики: Подбирать костюмы и рисовать грим.
Костюмы лежат на отдельном столе.
Учитель: Как нужно работать, чтобы не мешать друг другу?
Ученики: Разговаривать в полголоса.
Учитель: На подготовку дается 10 мин. Если ваша группа справится быстрее, прошу режиссера поднять руку.
Учащиеся в группах готовятся к выступлению. При получении задания группы получают порядковый номер в выступлении. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.
5. Презентационный этап
Каждая группа выходит к доске, прикрепляет на доску свою афишу и выступает перед всем классом.
6. Рефлексивный этап.
Учитель: Итак, наши театры закрылись.
- Кому понравились юмористические стихи? Почему?
- Поднимите руку, кто может теперь выразительно читать стихи юмористического содержания?
- Попробуйте дома самостоятельно, используя выразительные средства, прочитать весёлые стихи.
- Что было интересно на уроке? Что было необычно?
- Кому было трудно работать в группе? Почему?
- Кому было легко? Почему?
- Кто хотел бы попробовать себя в другой роли? Почему?
- Кто получил удовольствие от урока?
- Если вы довольны своей работой на уроке, нарисуйте веселую маску, а
если нет – грустную.
Ученики прикрепляют свои маски на афиши своего театра.
Учитель: Каких масок на ваших афишах больше?
Это говорит о том, что вы прекрасно поработали. До новых встреч в нашем театре.
Учитель: Давайте друг другу поаплодируем.
Используемые источники:
- Я иду в школу. стихи для детей /состав и ст. М.Д. Яснова. – СПб.: «ДЕТГИЗ», 2009. – 303 с.
- Григорьев О. Прямо по башке. – М.: «Мартин», 1997. – 176 с., ил.
- Маршак С. Плывет, плывет кораблик. Английские детские песенки – Ленинград «Художник РСФСР», 1990. – 50 с.
- Веселые стихи /составитель Т. Тутурова – М.: «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 168 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).
5. Электронный ресурс http://video.mail.ru Дата обращения 15.11.12г.
Материалы для выполнения творческого задания в группах
1-я группа Театр «Звезда радости»
О.Григорьев
Повар
1-й актёр
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
2-й актёр
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
3-й актёр
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
2-я группа Театр «Яркие звёзды»
Наталья Хрущёва
Старая колдунья
«Ох, седа уже как лунь я, -
Шепчет старая колдунья,-
Позабыла
Ремесло,
Перестала
Делать зло,
Лишь где надо
И не надо
Наколдовываю клады…
Эх, былое колдовство
Превратилось в КЛА-ДОС-ТВО!»
Игорь Шевчук
Подарок
1-й актёр
Вот это подарок!!!
Я падаю с ног…
Щенок называется?
Ну и щенок!!!
Второго такого, наверное, нету.
Да он же проглотит меня,
Как котлету!
2-й актёр
Подарок глядит на меня свысока.
Наверное, он размышляет пока…
Я тоже гляжу… и никак не пойму:
А может, меня подарили ему?
3-я группа Театр детского творчества
К. Чуковский
Котауси и Мауси
Жила – была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые – презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые – презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси –
И скорее бегом от Котауси.
4-я группа Театр «Олень»
Вячеслав Лейкин
Плут
В буфете пышки вкусные дают.
Я очередь пересчитал устало…
И крикнул в коридоре:
- Наших бьют!..
И очереди сразу же не стало.
Вячеслав Лейкин
Хитрый художник
Мне грязная тряпка влетела в альбом.
Другой от обиды об парту бы лбом,
А я подсинил, увеличил пятно…
И пять получил за картину «Темно».
Вячеслав Лейкин
Где справедливость?
Кричала мама: «Просто безобразие!
Сплошные тройки! Где разнообразие?!»
Когда же я принёс разнообразие,
Она опять кричала: «Безобразие!...»
5-я группа Театр «Волшебная звезда»
Людмила Фадеева
Только в школу расходилась
Только в школу расходилась,
Да за партой рассиделась,
Да в тетрадке расписалась,
Да на доску разгляделась,
В переменку расшумелась,
Всех подруг расслушалась –
Вдруг -
Каникулы
Зачем – то
На меня обрушились!
Людмила Фадеева
На карнавале
Кто – клоун!
Кто – снежинка!
Кто – ковбой!
А у Смирновой Веры –
Хвост трубой!
А я – никто.
Так вышло – нет костюма.
И я, никто, стою в углу угрюмо.
Смирнова Вера тихо подошла.
Сказала:
- Невесёлые дела…
Но не стоять же,
Не грустить весь век!
Давай ты будешь…
Просто человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веселые стихи про цифры
Всёлые стихи для 1класса.При Цифр и чисел...
Веселые стихи
Веселые стихи о цифрах и числах помогут в подготовке уроков, сделают их более интересными и разнообразными....
презентация "Веселые стихи для детей"
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе...
Конспект урока + презентация по литературному чтению на тему: Р. Сеф «Веселые стихи»,3 кл, УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения Тема: Р. Сеф «Веселые стихи».Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Р. Сефа; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмо...
В.Д.Берестов Веселые стихи для детей
Задачи:Учить составлять план урока;Учитьчитать стихотворения по слогам и целыми словами;Прививать навыки выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:Читать по слогам и целыми словами;Читат...
Самоанализ открытого урока литературное чтение в 1 классе. В.Д. Берестов Веселые стихи детям.
Тип урока: закрепление и повторение пройденного Цели урокаОбразовательные:- создать условия для формирования у детей представления о том, как на наш стол прих...
Наш театр. Инсценирование сказки: "Красная Шапочка" ( по мотивам литературной сказки Шарля Перро)
Сценарий познавательной и развлекательной программы для обучающихся начальных классов. Данный материал предназначен для воспитателей и учителей начальной школы. Мероприятие проводилось с детьми ...