Конспект урока литературного чтения для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок был проведён мною в 1 четверти 2 класса. Тема урока: "О богатстве настоящем и ненастоящем". Рассказы В.Драгунского "Что я люблю", "Что любит Мишка". Использовался учебник Н.А.Чураковой "Литературное чтение" часть 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: «О богатстве настоящем и ненастоящем».
Рассказы В.Драгунского «Что я люблю», «Что любит Мишка»
Цели урока:
- учить детей ориентироваться в тексте, просматривая его и находить нужное место;
- формировать у детей опыт сравнения и самоанализа: школьник должен примерять на себя все обсуждаемые ситуации – это способ социализировать его, используя высокохудожественный, выверенный в ценностном отношении материал;
- организовать сравнительный анализ героев двух прозаических текстов;
- создать ситуацию сравнения мира материальных вещей (того, что удовлетворяет телесные потребности человека) и того, что питает душу;
- отметить, что богатым человека можно считать, если он обладает способностью мечтать, любить многое и увлекаться многим.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей?
(в гости к Барсуку)
- Какую книгу мы увидели в библиотеке гостеприимного Барсука?
(книгу В.Драгунского «Денискины Рассказы»)
- С какими рассказами мы познакомились на прошлом уроке?
(«Что я люблю», «Что любит Мишка»)
- Откройте учебники и по условным обозначениям определите, чем будем
заниматься сегодня
(Будем читать, думать над прочитанным, высказывать своё мнение)
3. Работа по теме урока.
3.1 - Как зовут главного героя рассказов Драгунского? (Дениска)
- Что же Дениска любит больше всего?
(Дети читают строки, выделенные жёлтым цветом)
- Мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя,
а для того, чтобы завести какое-нибудь животное.
- Любит ли Дениска проводить время с папой?
Докажите свой ответ строчками из рассказа.
«Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123
«И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац
«Однажды мы с папой пошли в зоопарк… Я скажу, что ты мой папа!» стр.125
- Есть ли место маме и бабушке в этих Денискиных мечтах-размышлениях?
«Я люблю дышать носом в мамино ушко…» начало 3-го абзаца с.123
«Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» конец стр.124 – 125
- Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе.
- А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?
3.2 Выборочное чтение
– Найдите и прочитайте слова учителя о том, что любит Дениска
(выделены жёлтым цветом с.128)
- Найдите подтверждение этим словам
(с.128 выше жёлтых строк «И я рассказал ему, что я люблю»)
- Что же учитель сказал про Мишку?
(строчки выделены голубым цветом)
- Найдите в тексте подтверждение этим словам (со с. 129 по с.130)
3.3 Работа по иллюстрациям стр.124, 125, 129
4. Физкультминутка «Гроза»
Данная физминутка была выбрана потому, что важно было не разрушить воцарившееся в классе лирическое настроение смешными или ритмичными спортивными упражнениями, из которых обычно состоят паузы для отдыха детей на уроке. Обращение к своему опыту общения с природой как нельзя лучше подходило для данного случая, поддерживая положительный эмоциональный настрой; в то же время упражнение давало возможность напрягать и расслаблять разные мышцы: рук, спины, ног, шеи.
- Давайте сейчас немножко отдохнем, а сделаем это …в лесу, да-да, не удивляйтесь, мы попали в лес…(Учитель показывает движения, не называя их). Над лесом встает солнышко (руки плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, лицо улыбается), легкий ветерок колышет листочки на деревьях (руки покачиваются вверху из стороны в сторону), но вот на небе показалась тучка (руки опускаются вниз, лицо хмурится, плечи поднимаются вверх), и постепенно, сначала медленно, а потом все быстрее… (дети легко постукивают пальцами по партам) начинается дождик, он усиливается (стук все сильнее), превращается в ливень (стучат всей ладонью), вдруг слышится раскат грома (не переставая стучать по партам, стучат 3-4 раза ногами по полу), но гроза быстро проходит, и дождь постепенно ослабевает (стучат все тише и реже по партам), падают последние редкие капли (стучат двумя пальцами), вот он совсем закончился (стук прекращается), и снова на небе сияет яркое солнышко (руки снова плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, на лице улыбка).
5. Выполнение заданий после рассказов.
1) – Найдите условные обозначения после рассказа.
- Подумайте над первым заданием.
(можно в парах обсудить и ответить)
2) - Прочитаем диалог Маши и Миши по ролям (инсценировка)
- Может быть Маша права?
(Да, Маша права, что Мишка, конечно же, тоже привязан к своим родителям, тоже любит животных, иначе он бы не спохватился и не выпалил про котят и про бабушку)
3) - Прочитайте слова Барсука про Дениску. (с.132)
- Почему он назвал его богатым человеком?
- Что же такое настоящее богатство?
(Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.)
Это и означает быть богатым человеком.
4) - Как вы ответите на последний Мишин вопрос? (с.132)
- Почему он перечисляет именно этих животных?
(Это как раз те животные, завести которых так мечтает Дениска)
- Мечтать о чём-то или о ком-то – это уже очень здорово!
Жизнь Дениски, который только мечтает о слонёнке, о лани и о собачке, уже не пустая. В его воображении уже живут рядом с ним все те, о ком он мечтает. Вот если человек ничем не интересуется, если ему всё время скучно, если он даже ни о чём не мечтает, тогда он по-настоящему бедный человек – у него пустая душа.
6. Работа с пословицами
(Обсудите в парах, какая пословица ближе подходит к нашим рассказам)
Беден карман, зато сердце богато.
Доброе братство дороже богатства.
Ешь больше - проживёшь дольше.
На вкус и цвет товарищей нет.
7. Итог урока: - Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эти произведения?
- Кто из героев ранее прочитанных произведений умеет видеть красоту?
(Барсук – любитель стихов, Барсук из рассказа «Луна на ветке», он сам создавал красоту. Мальчик из рассказа «Зеркало», герой стихотворения В.Берестова «Жуки»)
- Чему учат произведения в разделе «О богатстве настоящем и ненастоящем» (Они учат видеть красоту, замечать её, быть внимательными к окружающему миру, любить, беречь и ценить его.)
- А вы замечаете красоту вокруг себя в повседневной жизни? (например: утром, когда идёте в школу)
- Поделитесь своими впечатлениями, что интересного вы видели сегодня, когда шли утром в школу?
8. Рефлексия.
Дети пишут на лучиках то, что они любят больше всего и прикрепляют их к солнышку на доске.
9. Д/З Написать сочинение о том, что любите вы, о чём мечтаете.
(Письмо Дениске Кораблёву, герою рассказов В.Драгунского.)
10. Самооценка. Оценки за урок.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/07/sdc13774_0.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-40241-1409735827.jpg)
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/08/picture-468245-1407504712.jpg)
Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")
Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/28/picture-469960-1464440158.jpg)
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686714-1444675727.jpg)
Конспект урока Литературное чтение 2 класс. Тема: В.Даль «Девочка Снегурочка» «Начальная школа XXI века»
Литературное чтение 2 класс. (Слушание)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-748376-1647241127.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1097015-1547012136.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1364785-1637510155.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА
Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...
Комментарии
В ходе урока было видно, что
В ходе урока было видно, что дети очень хорошо ориентируются в учебнике, быстро находят ответы на поставленные вопросы, выделяют главное. Содержание прочитанных рассказов связывают с фактами из своей жизни, а также сопоставляют с ранее прочитанными произведениями, при этом обучающиеся высказывают своё отношение к героям рассказов. Было организовано обсуждение в парах, дети вели диалог, отстаивали свою точку зрения, формулировали выводы. В конце урока ребята дали самооценку своей деятельности по предложенным критериям.