Духовно-нравственное воспитание младших школьников
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Прилагается конспект занятия по внеурочной деятельности по теме "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_duhovno.doc | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время
стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности.
Приходя в школу ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.
Проработав в начальной школе более 10 лет, я могу с полной уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
В 2011-2012 учебном году проведя анкетирование учащихся и беседы с родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мне было достаточно продумать систему выбора по душе, выявить интересы и предпочтения ребенка, и можно развивать его способности, причем делать это в школе.
В моем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные, исследовательские.
Одной из тем проектной деятельности был проект «Моя семья». Семья- это источник нравственности. Все учащиеся были включены в деятельность. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. Упор был сделан на жизненный опыт учеников первого класса.
В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:
- положительное отношение к семье, как основа российского общества;
- уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;
- представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
- культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.
Начав работу в прошлом учебном году, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении учащихся. Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.
Темы проектной деятельности в моем классе являются открытыми и могут быть пополнены или изменены в соответствии с запросами детей и родителей.
Конспект занятия по теме «Моя семья» в проектной деятельности.(Этап защита проекта)
Тема: «Моя семья»
Цель: 1) познакомить учащихся с понятием «семья»;
2) показать значение семьи в жизни человека;
3) развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;
4) воспитывать уважение к старшим.
- Организационный момент.
- Сообщение темы.
Учитель:
«У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я!
Что это? (семья).
- А как вы, ребята, понимаете что такое семья? (выслушиваются предположения детей).
-Сейчас нам ученики прочитают стихотворения, которые они подготовили по нашей теме.
-А как и когда появилось слово «семья»?
Учитель читает стихотворение.
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам-
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я- тихо молвила Ева, - я, я»
Сказала она чудесных семь «я»
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ!
-В слове «семья» много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же как я. Само по себе число «7»- особенное, оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья- единое целое.
-Очень много в нашем русском языке есть пословицы про семью. Но вот беда, все мои пословицы перепутались. Помогите мне восстановить порядок и объясните как вы понимаете смысл каждой из пословиц.
Братская любовь а дома лучше
В гостях хорошо крепче каменной стены
В своем доме хорошие дети растут
В хорошей семье и стены помогают
Вся семья вместе а человек семьей
Дерева держится корнями так и душа на месте
3. Защита проекта.
- Семья-главное в жизни для каждого из нас. Семья-это близкие и родные люди, живущие вместе. Вы ребята, создавали проект на тему «Моя семья». Сейчас пришло время послушать, что у вас получилось.
Каждый ученик представляет свой проект.
4.Подведение итогов.
Семья- это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные- отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем!
Столярова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №10» г.Великий Новгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Комментарии
б
Спасибо за Вашу публикацию!
благодарность
Спасибо за Вашу публикацию!