Мордовские сказки
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Силякова Светлана Николаевна

 

Цели: совершенствовать навыки чтения; познакомить с устным народным творчеством мордовского народа; с картой, гимном, гербом Мордовии.

Воспитывать   дружбу, взаимопомощь, доброту, милосердие на примере героев сказок; прививать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

   

Цели: совершенствовать навыки чтения; познакомить с устным народным творчеством мордовского народа; с картой, гимном, гербом Мордовии.

Воспитывать   дружбу, взаимопомощь, доброту, милосердие на примере героев сказок; прививать любовь к родному краю.


Ход урока.


  У каждого человека есть большая Родина и  малая  родина. Нашей малой родиной является Мордовия, место, где мы с вами проживаем. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Дети в наших школах изучают  русский, иностранные языки, а  также и мордовский язык.

Слайд 1-4
В далеком прошлом сказка выполняла магическую функцию. На охоту приглашался сказочник, который в зимнее время в избушке, летом у костра рассказывал сказки в целях  привлечения внимания хозяйки леса Вирявы, которая слушала сказки и засыпала забывая о зверях. В это время охотники уверенные шли на промысел. Сегодня мы поговорим о   народных сказках. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. Они передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.
•    Какие сказки бывают по жанру?  (Бытовые, волшебные, о животных).
    Какие животные встречаются в мордовских сказках?
•    Кого высмеивает народ в этих сказках?
А вот и герой сказок «Пугливая мышь».

3.    Инсценировка сказки «Пугливая мышь».
•    Почему эти животные попали в яму?
•    Что можем про них сказать?
•    Как понимаем пословицу «Страх глаза застит и разум туманит»?
•    Чему учит эта сказка?

4.    А сейчас давайте прочитаем сказку «Петушок и кошечка» по ролям.
•    Кто же виноват, что кошечка осталась без глаза?
•    Как это случилось?
Вывод: надо быть внимательным и никогда никого не обижать, не сваливать свою вину на других, признать свою вину.

5.    физкультминутка (танцевальные движения под музыку).

6.   Прослушивание сказки «Как собака друга искала»в аудио-записи .Чтение по «цепочке» сказки «Как собака друга искала».

•    С кем хотела подружиться собака?
•    Что вышло из этой дружбы?
•    Кто же оказался настоящим другом?
•    Почему человек не ругает собаку, когда она ночью лает?
•    Собака – самый верный друг. Она никогда не предаст своего хозяина.
Вывод: Если хотите завести собаку, хорошо подумайте, сможете ли вы за ней ухаживать, не надоест ли она вам, чтобы потом она не оказалась на улице.
•    Какие ещё мордовские сказки вы читали?
•    Чему учат нас сказки?
Вывод: Сказка – ложь, да в ней намёк –
             Добрым молодцам урок.

7.    У мордовского народа, кроме замечательных сказок есть пословицы, поговорки, прибаутки, мордовские народные песни.

Исполнение мордовской народной песни.

8.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1000-летие единения мордовского народа с народами России

1000-летие единения мордовского народа с народами России ( Для оформления классного уголка)...

Мордовские сказки.

Беседа о познавательной и воспитательной роли мордовских сказок....

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальну...

Урок мордовского (эрзянского) языка "Волшебство мордовской сказки"

Презентация и конспект открытого урока "Волшебство мордовской сказки"...