2 класс В.Катаев "Цветик-семицветик"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по учебнику Свиридовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_vo_2.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения во 2-м классе.
Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"
Цели:
Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.
Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.
Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.
Формировать навыки работы с книгой.
Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.
Оборудование:
портрет В.П.Катаева
выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий
большая аппликация “Цветик-семицветик”
аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику
плакаты с пословицами
Ход урока:
1.Организационный момент
- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.
-Как можно путешествовать по книге?
- Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
-. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой.
3.Работа над жанром.
Беседа с учащимися
-С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение, сказка)
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.
- На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
( Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
(В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.
ФИЗМИНУТКА
2.Сообщение о писателе
Катаев Валентин Петрович
Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.
Повесить портрет писателя, его домик и цветы.
Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.
Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.
Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.
Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»
Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.
Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .
В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.
В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.
В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.
В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.
Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений
Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.
Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.
Валентин Катаев автор сказок:
«Дудочка и кувшинчик» (1940),
«Цветик - семицветик» (1940),
«Жемчужина» (1945),
«Пень» (1945),
«Голубок» (1949).
4.Обсуждение, анализ содержания сказки.
-А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки.
- Перед вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются обложками книги “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками.
- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?
В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:
словарная работа
Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька- нет друзей
тяпа-растяпа- рассеянный человек,
драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся
самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения
салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой
заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...
папанинцы- Героические исследователи Арктики. (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.
зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
Работа над содержанием
- Открываем учебник, страница 95
- Ребята, вы прочитали сказку «Цветик-семицветик».
-Докажите что это сказка?
(весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.).
-Понравилась вам сказка? Чем именно?
- Почему сказка называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)
-У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)
Физминутка
Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста.
- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?
-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
- На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)
- Каким волшебным свойством он обладал?
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?(Жёлтый; Чтобы я была дома с баранками)
-А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)
- На какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я сейчас же была на северном полюсе);
- На какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);
- На какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете ,были мои);
- На какое желание потратила Женя шестой лепесток? Какого цвета?(фиолетовый; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);
- Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)
- И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6) О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)
- Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания исполнились, а ей было грустно.)
--Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
- А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)
- Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?
-- На какое желание был потрачен последний лепесток?
- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)
- Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)
- Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
- Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
Обобщение
- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)
- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
5.Работа с пословицами
А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.
Делу время, потехе час.
Жизнь дана на добрые дела.
Дело мастера боится.
- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).
- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?
- А кто из вас делает добрые дела?
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.
Восстанови порядок
На доске иллюстрации к сказке.
Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку
6.Итог
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!
-Оценки
7.Домашняя работа
Викторина по сказке
8.КРОССВОРД
Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок – золотойгребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
Рябой- покрытый , рябью; пёстрый
Изумрудного- оттенок зелёного цвета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...