"Ключик к успеху"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Программа кружка является модифицированной, так как разработана на основе внеклассного чтения Н.Н.Светловской и чтения З.И.Романовской, с использованием разделов: «Культура», «Искусство», «Компьютерные технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchik_k_uspehu.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять образование.
Большая роль в самообразовании, в непрерывном повышении знаний принадлежит книге.
Важным моментом является проведение педагогически организованного общения с книгой: использование технических средств и красочных наглядных пособий, проведение экскурсий, которые способствует развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
Развитию интереса к работе с книгой способствует организация открытого доступа к фондам, выставочная работа, консультация у книжных полок, обзоры книг, рекомендательные индивидуальные и групповые беседы. Всё это предусмотрено в программе кружка «Ключик к успеху».
Данная программа поможет вызвать у школьников устойчивый интерес к книге, привить ребёнку первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.
Раннее приобщение детей к работе с книгой позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Программа кружка является модифицированной, так как разработана на основе внеклассного чтения Н.Н.Светловской и чтения З.И.Романовской, с использованием разделов: «Культура», «Искусство», «Компьютерные технологии».
Направленность программы – интеллектуально- познавательная, так как она направлена на развитие интереса к чтению и познавательной активности в области формирования основ информационной культуры.
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает учащимся адаптироваться в сложном информационном потоке. Учит их работать с книгой, систематизировать и обобщать полученные знания. Формирует у детей умение читать осознанно и избиратель, соотнося свои потребности и возможности.
Реализация Программы способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и интересов детей, вооружает их приёмами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память и внимание.
Программа способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, целеустремлённости, способности к сотрудничеству.
Цель программы - формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления к развитию своих творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование навыков выразительного чтения;
- формирование основ библиографической грамотности;
- формирование умений организовывать самостоятельное чтение.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к книге;
- воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.
Развивающие:
- расширение кругозора детей;
- пробуждение творческой активности ребёнка;
- раскрытие индивидуальных способностей;
- формирование у детей элементов творчества;
- формирование литературного вкуса.
Основное отличие программы от других Программ дополнительного образования в том, что она активизирует интерес к чтению и усвоению библиографических знаний с младшего школьного возраста.
Формы и режим проведения занятий.
Формы занятий:
- Урок.
2. Урок-путешествие.
3. Викторина.
4. Экскурсия.
5. Устный журнал.
6. Беседа.
7. Тестирование.
- Праздник Детской книги.
- Выставки работ учащихся (рисунки, книжки-малышки, дневник чтения).
Занятия проводятся продолжительностью не более 40-45 минут с использованием физкультминуток.
Способы организации учебной деятельности
- индивидуальный;
- коллективный (конкурсы, выставки, практические работы);
- фронтальный;
- групповой (при проведении экскурсий и выполнении заданий);
- работа в парах
Предполагаемые результаты :
Ученики должны
знать:
- элементы книги;
- ключевые понятия библиографии;
- виды справочной литературы;
- информационные источники информации;
- правила коллективной и самостоятельной деятельности;
- основные понятия создания проектов;
уметь:
- систематизировать полученные знания;
- находить нужный источник информации;
- объединять в единое целое полученную информацию;
- анализировать творческую деятельность свою и товарищей;
- проявлять оригинальность мышления;
- самостоятельно составлять дневник чтения и модель выставки.
приобрести навыки:
- практическая работа (самостоятельно изготавливать проекты, правильно оформлять дневник чтения и модель выставки);
- первичного анализа информации.
Учебно-тематический план
Разделы | Темы занятий | Всего часов |
«Когда и кем создавались книги» | История создания книги. | 6 |
-Как возникла письменность? Путешествие в прошлое. -Папирус…Пергамент…Бумага -Что такое книга? -Рукописная книга. -Печатная книга. Беседа и рассматривание иллюстраций. -Устный журнал «Разноцветные страницы» |
«Что такое библиотека?» | Остров в океане информации. | 9 |
-Библиотека школьная, районная, областная. -Библиотека как остров в океане информации. -Что такое абонемент? Беседа по вопросам. -Что такое читальный зал? Беседа по вопросам. -Понятие «носители информации». Книга, как основной носитель информации. -Экскурсия в детскую библиотеку. - Заседание круглого стола «Библиотека, или город твоих друзей». -Выбор книг в библиотеке. -Работа в читальном зале. |
«В гостях у королевы книг». | Книгоиздательские конструкции. | 8 |
-Типы и виды книжных изданий по конструкции. -Книга- миниатюра. -Книга- гигант. -Книжки-игрушки. -Книжки-картинки. -Электронные книги. -Изготовление книжки-малышки -Изготовление книжки-малышки |
«Как познакомиться с книгой?» | Понятия о элементах книги. | 9 |
-Понятие об элементах книги. Титульный лист, оглавление, издательская аннотация. Ознакомительная беседа. -Иллюстрация и её информационный потенциал. -Значение выбора книги для развития чтения. -Тематическая расстановка книг. - Диспут «Как рождается книга?» -Составление иллюстрации. -Составление иллюстрации. -Создание макета титульного листа. -Создание макета титульного листа. |
«Из почтовой сумки почтальона Печкина». | Периодические издания для детей. | 5 |
-Специфика периодики, как вида издания. -Структура журнала. -Репертуар периодических изданий для детей школьного возраста. -Обзор-игра «Детские журналы». -Обзор-игра «Детские журналы». |
«Радостное чтение и некоторые его правила». | Правила чтения книг. | 6 |
-Место и время чтения. -Чтение и словарный запас (понимать все слова). -Чтение и фантазия. Чтение и обдумывание ( понимать смысл прочитанного). -Чтение и творчество (творческая деятельность на основе чтения). -Беседа «Словарный запас» -Записки о прочитанном. План чтения. -Записки о прочитанном. План чтения. |
«Книжный мир раскрывает тайны». | Кто расскажет обо всём? | 6 |
-Справочная и энциклопедическая литература. -Особенности назначения, виды энциклопедий для маленького читателя. -Составление справочного аппарата библиотеки. -Приёмы поиска информации в справочном издании. -Интеллектуальная игра «Что? Где ?Когда?» по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» -Интеллектуальная игра «Что? Где ?Когда?» по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» |
«Как не заблудиться в книжном мире?» | Средства и способы ориентации в книжном пространстве. | 6 |
-Книжные выставки. -Книжные рекламные буклеты. -Место и роль устных рекомендаций в читательском самоопределении. -Составление рекламного буклета. -Составление рекламного буклета. -Выставка работ « Реклама книги». |
«Чтение и творчество». | Иллюстрации в книжном мире. | 7 |
-Художники-иллюстраторы детской книги. -Художник-иллюстратор как читатель и соавтор книги. -Разные прочтения одних и тех же книг в иллюстрации. -Создание книжной иллюстрации. -Создание книжной иллюстрации. -Создание книжной иллюстрации. -Итоги работы над книжной иллюстрацией. Награждение. |
«Живи, книга!» | Книжкина больница. | 6 |
-Почему книжки болеют? -Необходимые инструменты для лечения. -Методы лечения болезни. -«Помоги книге!» уроки бережливости. - Итоговая конференция «В мире книги». - Выставка творческих работ (альбомы, рисунки, книжки-малышки, рекламные буклеты). |
Итого | 68 |
Дидактический материал и оборудование:
-использование книг и учебных пособий:
Валькова,В.Г., Спаль,А.Н. Книжкин дом./В.Г.Валькова, А.Н.Спаль.- М.: Книжная палата, 1990
Илдаркина,Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1./Сост.Е.В.Илдаркина.-
2-е изд,М.:Глобус,2007
Илдаркина,Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 2./Сост.Е.В.Илдаркина.-
2-е изд,М.:Глобус,2007
Тимофеева,И.Н. 100 книг вашемуребёнку,/И.Н.Тимофеева.-
М.:Просвещение,1987
Чирва,А. Книга в твоих руках. /А.Чирва. -М.:Просвещение, 1985
-сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга детей:
Бесова,М.И. Шутки, игры, песни соберут нас вместе./Бесова М.И.-Ярославль: Академия развития,2002
Сухин,И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все, все…/И.Г.Сухин.-М.:Новая школа,1997
-оборудование: ПК, диски КМ-шк.
-творческие работы (сочинения, рисунки), стенды «Любимые герои сказок», «По страницам книг».
Формы подведения итогов:
-анкетирование;
-тестирование;
-викторины;
-создание проекта.
Список литературы для детей
1.Афанасьев, А.Н. Русские детские сказки./А.Н.Афанасьев.- М.:Дет.лит,19871
2.Аникин, В.П. К мудрости ступенька./В.П.Аникин.- М.:Дет.лит.,1988
3.Багрова, Л.А. Я познаю мир: Растения./Сост. Л.А.Багрова.- М.:АСТ, 2000
- Библиотечно-библиографические знания – школьникам Практ.пособие/Гос.респ.дет.б-ка.3-е изд.- М.:Книжная палата,1989
- Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., Ключ,1995
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание)
- Даль, В.И. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа. - В 2т.-СПб.,1998
9.Дубань, Н.Е. Как хорошо уметь читать!/Сост.Н.Е.Дубань.- М.:Дет.лит, 1990
10.Жук, Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. /Сост. Л.И.Жук.-Минск: Красико-
Принт, 2004
11.Казакова, А.Г. Друзья человека./Сост. А.Г.Казакова.- М.:Дет.лит,1987
12.Кузнецов, С.П. Большой толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С.А. Кузнецов.- СПб.,1998
14.Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции./Н.А.Кун.- Ростов-на-
Дону: Феникс,2005
15.Крупенкова ,0. Рисуем 50 персонажей любимых сказок./Сост.
О.Крупенкова.- МинскЮОО «Попурри»,2001
16.Кондрашова, Л. Что? Зачем? Почему?/Сост.Л.К.Карташова.-М.:АСТ,2000
17.Ляхов, П.Р. Я познаю мир: Животные./Сост. П.Р.Ляхов.- М.:АСТ,2000
18.Миловский, А. Скачи, добрый единорог. Очерки./А.Миловский.-
М.:Дет.лит,1987
19. «Миша». Иллюстрированный журнал для детей. М.: Евразия +, 2006
20.«Мурзилка». Ежемесячный журнал для детей. М.:ЗАО «Редакция
журнала Мурзилка»,2004
21.Светланова, Ю.Г. Скандинавские сказания./Переск. Ю.Г.Светланова.-
М.:Дет.лит.,1988
22.Сергеев, Б.Ф. Дет.энциклопедия:Тайны человека./Б.Ф. Сергеев.-
М.:Астрель,2000
23.Селиванов, Ф.М. Русские пословицы и поговорки./Сост.Ф.М. Селиванов, Б.П.Кирдан, В.П. Аникин. -М. :Худ. лит, 1988
24.Торопыгин, В. Стихи и сказки. /Сост.В.Торопыгин.-Ленинград: Дет. лит, 1985
25.Ушаков, Д.Н.Большой толковый словарь современного русского
языка./Д.Н.Ушаков.- М.: Альта-Принт,2006
26. Чудакова,Н.В. Я познаю мир. Культура. /Сост.Н.В.Чудакова.-И:АСТ,2005
Список литературы для педагога
1.Аверьянова, Н.В. Библиомозаика./Сост.Н.В. Аверьянова.- Выпуск 1.
Тамбов, 2004
2.Адаменко, А.С. Библиотека и юный читатель./Л.А. Балашова, Л.В. Жукова,
А.Г. Куликова, И.И. Лавринович и др.- М. .Книжная палата ,1987
3.Валькова, В.Г. Библиотечно-библиографические знания - школьникам./
Сост.В.Г. Валькова.-М.:Книга, 1991
4.Воронина, Т. Играя, обучаем и воспитываем./Т. Воронина.// Воспитание
школьников.-Школа- Пресс,2002, №8,с.62
5.Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры в библиотеках и
образовательных учреждениях./Н.И. Гендина.- М: Школьная
библиотека,2003-с. 18.
6.Ершов, П.М. Технология актёрского искусства. / П.М.Ершов.-Т.1.
М.:Слово,1992
7.Егорова, Б.Ф. Пути анализа литературного произведения./Б.Ф. Егорова. -
М. Лросвещение, 1991
8.Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки./Сост. Е.В.Илдаркина.- Выпуск 1.
М.:Глобус,2007
9.Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки./Сост. Е.В.Илдаркина.- Выпуск 2.
М.:Глобус,2007
10.Иванова,Г.А. Руководство чтением детей в библиотеке: учебное
пособие./Г.А. Иванова.- М.:ВМК МК СССР, 1990
11. Кто есть кто: новейший справочник школьника.- М.: Фил.об.Слово,2006
12.Кузьмин,Е.И. О программе ЮНЕСКО «Информация для всех»/Е.И.
Кузьмин, А.А.Демидов//Науч. итех.б-ки.-2004-№1,с.83.
13.Кутявина, СВ. Универсальные разработки по внеклассному чтению./С.В. Кутявина.- М.:Вако,2006
14.Колоскова, Н.Е. Книги, помогающие жить./Сост. Н.Е. Колоскова.- М.: Чистые пруды, 2008
15.Мазок,Н.Н.Кружок переплётного дела./Н.Н.Мазок.-М..Просвещение, 1982
16.Олифант, М. Древние цивилизации. /М. Олифант.-М.:Слово, 1994
ПолозоваД.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам./ Т.Д.Полозова,
Т.А.Полозова.- М. Лросвещение, 1990
17.Патрина, Л.Н. Библиотека: исторический аспект и современное
состояние./Сост. Л .Н.Патрина. - Тамбов,2000
18.Рожнова, П. Семья в народных традициях./П. Рожнова.-// Воспитание
школьников.-1998, №5,с.29
19.Славкович, Д.Ф. Библиотекарь. - Минск: народная асвета, 1983
20.Сухин, И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все./И.Г.Сухин.-
М. :Новая школа, 1997
21.Тарасова, Е.Г. Прарусская культура./Е.Г.Тарасова.// Читаем, учимся ,
играем.М.:Либерея,2007,№12,с.55
22.Шрамкова, Г.И. Художественное наследие древнего мира./Г.И.Шрамкова.- М.: Изобразительное искусство, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"
Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...
А. Н. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"
Литературная игра-викторина...
«Мой личный успех - в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.
Учитель! Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...
Презентация на тему:"Успех порождает успех".
"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...
Классный час "Что для Вас успех. Слагаемые успеха"
Классный час. Начальная школа....
От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех
Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...
От успеха в спорте к успеху в жизни (воспитание характера на уроках физической культуры).
Одно из значимых мест в процессе воспитания человека играет физическая культура. Физическое воспитание является специфической частью учебного процесса и включает обучение движениям, развитие физически...