Открытый урок по К.И. Чуковскому
материал по чтению (1 класс) по теме
План проведения открытого урока по творчеству Корнея Иванова Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_k.i.chukovskomu.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Творчество Корнея Ивановича Чуковского».
Цель: ознакомить с творчеством К.И.Чуковского, воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора; работать над выразительностью речи детей, интонацией; обучать умению выявлять в содержании
текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения.
Оформление: выставка книг К.И.Чуковского, лента – загадка, рисунки детей к
сказкам К.И.Чуковского, иллюстрации к занимательным заданиям, портрет, листы журнала.
Ход урока.
Организационный момент.
1.Психологический настрой (на доске 3 рожицы – настроения: радость, удивление,
грусть).
- Какое настроение выражает каждая рожица?
- Какое настроение выберем на урок?
Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением и не забудем про ин-
терес и удивление.
2.Разминка «Читалочка» ( на доске скороговорка: « Шесть мышат в шалаше шуршат»).
а) Читаем глазками. – Что это? Для чего нужна скороговорка?
б) Читаем хором. - Какой звук повторяется? – Что вы знаете об этом звуке?
в) Читаем быстрым темпом, затем друг другу в парах.
г) Интонационное чтение ( с точкой, с?, с!).
Вывод: - Как читали? С какой интонацией? Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
3.Постановка темы и цели урока.
Учитель. Не раз бывать случалось мне
В чудесной сказочной стране.
Все те, кого встречаешь в ней,
Нам все знакомы с детства –
И Мойдодыр, и Бармрлей
Живут здесь по соседству,
Да и средь жителей других
Полным - полно героев книг.
А как же автора зовут?
Скажи-ка поскорей!
Взгляни на ленту - имя тут,
Прочесть его сумей.
(Ответы детей).
Учитель. Правильно, ребята. Наш сегодняшний урок о творчестве детского поэта и писателя К.И.Чуковского. Книжки , которые стоят на выставке, написал дед
Корней – сказочник, критик, поэт, чародей.
Урок наш пройдет в форме устного журнала. Давайте вместе «перелистаем» страницы этого журнала.
Первая страница.
Милая детская речь.
Учитель. Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья.
Всю жизнь вокруг него, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая, детская речь. Он так и писал: «Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!». Свою книгу «От двух до пяти» он посвятил детям. В ней он написал как говорят и мыслят дети.
(Дальше выступают дети . Они приводят примеры из главы « Детский язык».
Представьте себе: сидят на стульчиках два малыша и хвастают.
1 ученик.
- Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт,
-А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи.
2 ученик.
-Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
3 ученик.
- Как ты смеешь драться?
-Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!
4ученик.
- Ой, дедуля, киска чихнула!
- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?
- А кто мне скажет спасибо?
5 ученик.
Лялечку побрызгали духами:
Я вся такая пахлая,
Я вся такая духлая.
И вертится у зеркала.
- Я, мамочка, красавлюсь!
6 ученик.
-Ну, Нюра, довольно, не плачь!
- Я плачу не тебе, а тете Симе.
7 ученик.
- Няня, что это за рай за такой?
-А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…
- Понимаю: рай – это компот.
Учитель.
Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босяком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж гусеницы – гусь, а муж стрекозы – стрекозел.
Здорово! Не правда ли? И не меньшую радость приносят нам стихи Чуковского. Давайте вспомним его замечательные сказки и любимых сказочных героев.
Вторая страница.
Любимые герои из сказок Чуковского.
Учитель.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как – нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: « Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». В каких сказках Чуковского встречается крокодил? А это из какой сказки?
Ответы детей.
( «Крокодил», «Бармалей», «Краденое солнце», « Мойдодыр»).
Учитель.
Вспоминая Черное море, Корней Иванович писал: « А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи.
О, если я утону, если пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
Как называется эта сказка? (Айболит).
Мы, ребята, с вами сделали иллюстрации к этой сказке.
По очереди ребята выходят к доске ,показывают свой рисунок и озвучивают его.
Радик.
Но тут выплывает кит:
« Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперед!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
« Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Аня.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
« Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
Артем.
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у ее малюток,
У бедных акулят
Уже двенадцать суток
Зубки болят.
Юля.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются –
Так что дубы сотрясаются.
Учитель.
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было…
- Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите – ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Как называется эта сказка?
Кто из вас, ребята, сделал иллюстрации к этой сказке?
( Идет показ рисунков и их озвучивание).
Валерия.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы.
Антон.
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…
А на нем , а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
« Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
Ира.
А метла-то, а метла - весела-
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
Учитель.
А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться! Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Стыд и срам!
Ребята, как называется эта сказка?
(Идет показ и озвучивание рисунков к сказке «Мойдодыр». Все рисунки вывешиваются на доску.)
Поля.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка
Как лягушка,
Ускакала от меня…
Саша Д.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой…
Концовку стихотворения читаем наизусть все вместе.
Учитель.
В 1921 году, Коней Иванович весною в два-три дня сочинил две сказки. Первая это Мойдодыр, а вторая.…Угадайте, что это за сказка? Я начну, а вы присоединяйтесь.
( Все вместе).
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле…
Едут и смеются
Пряники жуют. ( «Тараканище»)
Учитель.
А вот еще одна интересная история создания сказки. Вот как рассказывал об этом сам Корней Иванович. «Однажды, придя в нашу пустую квартиру (вся семья была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется вдохновение. Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. Когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага… Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все.»
Отгадайте, что это за сказка.
Узнали лесные букашки и полетели к Мухе - поздравлять ее с радостным праздником!
( «Муха- Цокотуха»)
Кто иллюстрировал эту сказку? ( Показ рисунков и озвучивание).
Ира.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо…
Денис К.
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Учитель.
В 1924г. Было написано стихотворение « Чудо дерево».
Все встали на физ. минутку. Игра проводится с выполнением физ. упр.
Учитель. Как у наших у ворот
Чудо дерево растет.
Дети. Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Учитель. Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Дети. А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Учитель. Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Дети. Туфельки, сапожки
Новые калошки.
Учитель. Папа по саду пойдет,
Папа с дерева сорвет
Маше – (дети) гамаши,
Зинке – (дети) ботинки,
Нинке – (дети ) чулки.
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Дети. Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Все. Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Учитель. Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо – дереву беги.
Работа по учебнику – стр.222-223.
1.Чтение хором о К.И.Чуковском.
2.Диалог из « Телефона» читаем так: учитель спрашивает, класс хором отвечает.
3.Учитель.
Однажды Корней Иванович увидел, как его двухлетняя дочь заставляла воображаемую собаку мяукать. И чтобы принять участие в этой игре, он сочинил для дочери целый ряд подобных небылиц.
Свинки замяукали:
Мяу! Мяу! и т. д.
Так появилось стихотворение «Путаница».
4. а) Читаем стихотворение «Путаница».
б) После чтения «Путаницы» выяснить:
- Какое чувство вызывают эти строки?
- Что напутал автор?
- Какие строки для вас были самые веселые?
- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать?
Третья страница.
Веселая викторина по произведениям К.И.Чуковского.
1. Занимательное задание. ( Выдаются карточки и по иллюстрации найти 5 отличий).
От мочалки Мойдодыра
Наш грязнуля убежал
И большого крокодила
На аллее повстречал.
С ним Тотоша и Кокоша.
До чего они похожи! Но отличия все ж есть. Пять их найдите.
2.Ребус.
Узнай имя сказочного героя по первым буквам рисунка.
( Бабочка, иголка, белка, индюк, гриб, баран, нож).
Бибигон.
3.Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди, в приемной у зубного врача, он, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Сейчас мы с вами будем их отгадывать.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Гребешок.
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки.
Пугало.
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
Коврик.
Вот иголки и булавки
Вылезают из под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Ежик.
4.Игра «Молчанка».
В названиях стихотворений К.И.Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно прочитать названия этих сказок?
Дети по очереди подходят к доске и исправляют ошибку. Если все согласны, то кивнут головой «да».
Кармалей, Крашеное солнце, Кутаница, Мокдодыр, Муза- Цокотуха, Федорино море, Худо - дерево.
5.Какое отчество было у Федоры?
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Кушай, кушай, Федора Е - - р - - на.
Вот и закончился наш устный журнал.
Подведение итогов урока.
- Ребята, творчество какого писателя мы сегодня изучали на уроке?
(Ответ детей).
- Какие виды жанров встречаются в творчестве К.И.Чуковского?
(Стихи, сказки, проза, загадки ).
-Понравился ли вам урок, ребята?
-Я тоже довольна вашей работой. Спасибо всем за урок!
Дом. задание: читать выразительно на стр.223.
Подготовила и провела открытый урок учитель начальных классов В.Г.Иванова, 23.03.2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "К.И.Чуковский"
Урок обобщение по литературному чтению с элементами сказки....
открытый урок по литературному чтению "К.Чуковский Путаница"
в конспекте урока отражена технология самооценки обучающихся на всех этапах урока. весь урок построен на групповой работе обучающися....
открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"
групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....
открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"
групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....
открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"
групповая работа на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)...
Конспект открытого урока по литературному чтению " К. Чуковский "Федорино горе"
Конспект открытого урока по литературному чтению " К. Чуковский "Федорино горе"...
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по теме "Добрый сказочник Чуковский. «Телефон»"
Среди многочисленных уроков младшей школы есть один особый – урок литературного чтения. Его задача не просто научить читать, а пробудить любовь к литературе, заложить основы понимания прекрасного, осн...