Открытый урок "К.И.Чуковский"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок обобщение по литературному чтению с элементами сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur18m.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
К.И.Чуковский
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: урок с элементами сказки
Формы организации познавательной деятельности:фронтальная,групповая
Цели: ознакомление с детским писателем К.И.Чуковским и его произведениям;
формировать умение анализировать произведения,
продолжить работу над формированием плавного слогового чтения; закреплять умение выразительно читать стихотворные произведения по памяти;
выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни;
прививать интерес к детской литературе.
Оборудование:
выставка книг К.И.Чуковского, мультимедийный проектор; экран,
учебник; (фрагмент музыки из сказки),аудиомагнитофон и аудиокассеты с произведениями К.Чуковского; иллюстрации к произведениям Чуковского, мыло, блюдце,градусник, шарик
Методы обучения :
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный;
по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого
Ход урока
1.Организационный момент
–Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мы проведем вместе с гостями. Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их поддержка нам всегда нужны.
Подготовка к чтению.
1. Упражнения на постановку дыхания:
-Дышим ровно через нос:
-Вдох-выдох, а
-Вдох-выдох, и
-Выдыхаем на гласную о.
2.Учитель: Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.
/Включаю стерео систему, заиграла волшебная музыка из сказки /
Учитель: Возьмите волшебные палочки
Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком), потом на шарике (с карамелькой за щекой).
Наш шарик лопнул (с-с-с-с). Мы очень быстро падаем, но успеваем сказать скороговорку,
Слишком много ножек у сороконожек.
Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
Что такое скороговорка?
Скороговорка – складная речь, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов трудных для произношения.
3) Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте попробуем его построить. Я буду называть вам слог, а вы будете достраивать его до слова. КО, КРО,СОРО
Добрались мы с вами до стульчика? Нет, это буква Ч, но почему-то перевёрнутая.
Может нужно произнести чистоговорку, чтобы она перевернулась?
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – мы подуем на свечу.
Оч-оч-оч – наступает быстро ночь.
Чи-чи-чи – ночью громко не кричи.
Нет, не перевернулась буква. Даже не знаю, что делать. Чувствую себя Федоткой
Бедный Федотка _ сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого.
Кто пожалел бы его…
А давайте попробуем так : закройте глаза и скажите:
КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС Откройте глаза. /Открывается доска - И Чудо-дерево//на картине/
Учитель: Да это наше «Чудо-дерево»? Да на нем выросли ещё и листочки с о слогами. Давайте почитаем эти слоги.
Ученик: читает названия: ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО… МУ…-ЦО ..,ОТ 2.., ФЕ….
. «Пута…»
Учитель: - вы догадались, что они могут обозначать? Назовите их.
Ученики: это книги «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» ,«Путаница»
Учитель: - А кто написал эти книги?
Ученики: Корней Иванович Чуковский.
Посмотрите, а буква-то перевернулась
Ребята, вы догадались, по произведениям какого писателя мы будем сегодня путешествовать?
2. Сообщение цели и задач урока.
Сегодня мы продолжим путешествие по произведениям нашего любимого писателя.
Чуковский. Мы уже столько раз встречались с его произведениями. Поделитесь ребята, какие моменты из его биографии вам запомнились?(1882год,1 апреля)
Родился К.И.Чуковский в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.
Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков. Когда он вырос и занялся журналистикой , стал подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это имя навсегда за ним и осталось.
Ребята, посмотрим на Чудо дерево, поговорим об этих сказках.
У каждой этой сказки своя история.
Так, например “Крокодил”. Это самое первое его стихотворение. – Появилась она, когда Корней
Иванович вёз маленького сына в ночном поезде. Мальчик болел. Он капризничал, стонал, плакал. Тогда отец, чтобы как-нибудь развлечь его, стал рассказывать ему сказку:
(найдите строчки из этого стихотворения, зачитайте их) “ Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”
(Карточки, на которых написаны слова из произведений, раздаются перед уроком).
Ребята, а к какому произведению подойдет пословица «Чистота – залог здоровья!» «Чисто жить- здоровым быть»(«Мойдодыр», «Федорино горе») (зачитайте, пожалуйста)
Чуковский услышал плач младшей дочери. Она ревела в три ручья и не желала мыться. Чуковский вышел из кабинета и тихо сказал ей: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам ”. Вот так и появился на свет “Мойдодыр”
Прочитайте пословицу: Друзья познаются в беде.
Какое произведение Чуковского вы подберёте к этой пословице?
Инсценирование
Муха-цокотуха.
Кто знает это стихотворение?
МУХА-ЦОКОТУХА
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Ребята под деревом есть сундучок.Откроем ,посмотрим,в нём находятся вещи, их кто-то потерял. Давайте найдём их владельцев, сделаем доброе дело.
Я буду брать предмет, а вы должны назвать её хозяина и зачитать строчку из произведения, в котором говорится о нём. Если знаете наизусть то ,пожалуйста, зачитывайте.
Пряники
МЫЛО (Тут и мыло подскочило)
БЛЮДЦЕ (А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля)
ГРАДУСНИК (И ставит,и ставит им градусник).
Произведения Чуковского помогают нам и отдыхать.
ФИЗМИНУТКА.
Ехали медведи (шаги на месте)
На велосипеде.
А за ними кот (поворот вокруг себя)
Задом наперёд,
А за ним комарики (взмахи руками вверх – вниз)
На воздушном шарике.
А за ними раки (приседания на месте)
На хромой собаке.
Волки на кобыле. (шаги на месте,
Львы в автомобиле. имитация вождения машины)
Зайчики (прыжки на левой ноге)
В трамвайчике.
Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)
Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)
Пряники жуют.
Продолжение урока.(Слайд «Путаница»)
Что случилось? Перепуталось. Ребята, а может кто-то из вас догадался , как называется эта сказка? (С Чудо-дерева убирается книга)
Кто зачитает строчки из этого стихотворения?
Теперь, вы, попробуйте стать поэтами, и придумаете несколько строчек-дополнений к стихотворению К. И. Чуковского. Для этого вам нужно подобрать новые рифмы к предложенным строчкам:
Учитель может «напеть» ритм строчек. Далее дети работают самостоятельно.
В результате могут получиться такие строчки:
А за ними и щенята:
«Надоело нам рычать!
Мы хотим, как цыплята,
По-пи-щать!»
Почему называется «Путаница?» Потому, что герои все перепутали. А что случилось? (рассказы учащихся)
- Постарайтесь объяснить, почему в сказке случился пожар?
-Что стали делать звери во время пожара? Как они его потушили?
-Чему учит эта сказка? Вывод: чтобы не случилось беды,
надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам и законам.
Зачитайте строчки ,где Чуковский предупреждает зверят.
“Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!”
Но уж если всё- же случится несчастье, то побороть его можно всем вместе, дружно.
В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучал поведение детей и то, как они разговаривают и записал свои наблюдения в книге «От двух до пяти».
Сценка Рисует цветы, а вокруг три десятка точек.- Что это? Мухи?- Нет, запах от цветов.
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету.
Отец дает ей ложку и спрашивает:
- Сколько у тебя ложек?
- Одна.
Дает другую:
- Теперь сколько?
- Две.
Дает третью:
- Теперь сколько?
- Много.
- Нет, ты скажи.
Ира с преувеличенным выражением брезгливости отодвигает от себя третью
ложку:
- Возьми, она грязная!
Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.
( Слушание звукового произведения.) (с Чуда-дерева убирается книга «Телефон)
“Телефон”.Дело в том, что произведение написано в 1944 году . Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ.
- Чтение по цепочке.
- Работа по учебнику, (страница 96).
Продолжить после слов автора…..
А потом позвонили зайчатки …
Выразительное чтение произведения “Телефон”.
3. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберём их значение.
Дюжина – двенадцать.
Дребедень – ерунда, чепуха.
Газели – вид антилопы.
Галдели – громко говорили.
Пуд – русская мера веса (примерно 16кг).
4. а) подготовка к чтению по ролям
(Выборочное чтение по заданию)
- Будем учиться читать сказку по ролям, предлагаю поиграть в театр.
На доске карточки с именами действующих лиц (чтение хором): Автор, слон,зайчики, газели, носорог, мартышки…
- Я называю имя героя, а вы находите его слова и зачитываете их.
(Ответивший ученик выходит к доске)
- Ты будешь читать за …!
б) чтение по ролям
Учитель читает за автора, незадействованные в чтении дети оценивают работу актеров.
- Дорогие зрители, понравилось вам наше выступление?
Артистов в театре награждают аплодисментами.
(Учитель распределяет роли, сам читает за автора. )
Чтение по ролям.
Повторить чтение произведения.
5. Беседа по прочитанному материалу.
Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?
Какие правила знаете вы?
а) Когда звоните – здоровайтесь.
б) Не кричите.
в) Говорите по делу.
г) Не говорите долго.
д) Не звоните очень рано или поздно.
е) Если не туда попали – извинитесь.
ж) Отвечайте вежливо.
з) Закончив разговор, попрощайтесь.
Ребята, нам пора возвращаться. Напоследок, приготовили свои волшебные палочки, и чтобы возвратиться обратно отгадаем загадки, которые тоже придумал Корней Чуковский. К.И.Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди, он чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей.
Загадки:
А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Я вою с любою совою.
И каждому песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет
Я тоже реву: “У-у-у-у!” (Ветер.)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа).
Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковер.)
После того, как прочитаны произведения Чуковского, остается ощущение летнего дня на полянке, где зреет клубника и носятся бабочки, и облака плывут, и осы ныряют в компот, и вечные внуки допекают вечных дедов вечными детскими вопросами. И все можно, и ничего не нужно, и по пыльной, усыпанной сосновыми иглами дороге в пятнах солнечных зайцев колесят соседские дети на великах, едут и смеются, пряники жуют.
А ещё?
Дженни туфлю потеряла.
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашёл
И на мельнице смолол.
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
Да, хочется всё время повторять строчки из произведений Чуковского! Группа детей читает стихи:
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своём он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.
Талант К.И.Чуковского велик. Это неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный человек! С таким писателем, ребята, не расставайтесь всю жизнь!
Итог урока.
Посмотрите на выставку книг К.И.Чуковского.
Что вам запомнилось из биографии Чуковского?
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....