Внеклассное мероприятие «…Всегда ты будешь живым примером…» (о жизни и творчестве татарского поэта М. Джалиля)
план-конспект урока по чтению по теме
Данное внеклассное мероприятие знакомит учащихся с фактами биографии писателя, со стихотворениями, написанными для детей; способствует воспитанию патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве татарского писателя Мусы Джалиля | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «…Всегда ты будешь живым примером…» (о жизни и творчестве татарского поэта М. Джалиля)
Цель урока: знакомство с фактами биографии писателя; анализ стихотворений, написанных для детей; воспитание патриотизма.
Ход урока:
Оборудование урока: портрет писателя, книги, написанные М. Джалилем и книги о М. Джалиле с иллюстрациями, магнитофон с фонограммой песни «Салют сиңа, Муса Джалиль!»,иллюстрации учащихся к стихотворениям писателя, кроссворд.
- Сообщение темы урока. Слово учителя.
2 февраля (15) в 1906 году в далёкой оренбургской деревушке Мустафино в
небогатой крестьянской семье родился шестой ребёнок – Муса.
Бишек янында.
Бәби Гали яткан ак бишеккә,
Яшь әңкәсе аны тирбәтә:
- Элли – белли,бәгърем,бәүки яә
Йокла, җаным, ятып бишкеңә.
Ак куллары белән “чәп-чәп” итә,
Матур җырлар җырлап өйрәтә:
- Элли-белли, генә бәгърем, бәү,
Тыныч кына йокла, яшь Гали.
- Элли- белли, бәбкәм, бәүлики:
Көйлим экән сиңа нинди көй?!
Трудное детство пришлось пережить маленькому Мусе. Отец его был малоземельным крестьянином, который попробовал завести своё собственное дело, небольшую бакалейную лавку, но вскоре разорился. Он вынужден был распродать всё своё имущество и в поисках лучшей доли перебрался в город. В Оренбурге он часто сидел без работы, а семья – без куска хлеба. Жили на те жалкие гроши, которые мать Мусы – Рахима апа, добывала стиркой и уборкой в домах состоятельных горожан. Мама Мусы была спокойная, тихая женщина, она обладала бесконечным терпением и стойкостью. В юности она считалась первой певуньей на селе, не только знала много песен, сказок и баитов, но и сама сочиняла их. В 6 лет Мусса, по примеру старшего брата, пошёл учиться в школу. Муса был очень смышленым и за 1 год закончил программу четырёх начальных классов, после чего отец устроил его в мусульманское учебное заведение «Хусаиния» - духовное училище. Больше всего Мусе нравились уроки родной литературы, рисования и пения. В медресе была богатая библиотека, где маленький Муса запоем читал стихи Габдуллы Тукая, Маджита Гафури, Дердменда. А чуть позже, в городской библиотеке, будущий поэт познакомился с книгами Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова.
- Беседа.
- Скажите, ребята, все успехи Мусы, все его школьные победы, огромное желание учиться, познавать всё новое, знакомиться с произведениями известных классиков литературы, - о чём это говорит? О каких чертах характера Мусы?
активный, любознательный и очень впечатлительный)
- Да, всё, что бы он ни делал: учился ли, работал ли, он делал с огромным желанием, со всей душой, отдавал всего себя без остатка.
- А в 1931 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода двое его младших братишек. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он “ел что попало, ночевал где придётся”.
Свои первые стихи Муса написал в 13 лет. К сожаленью, они не дошли до нас. По воспоминаниям родных и близких, это были стихи про бабочек и гусей, про коршуна и цыплят, про родную речку Неть и её зелёные цветущие берега.
Уже в 13 лет Муса рвётся на фронт. Вокруг идёт гражданская война. Впервые свои стихи Муса с товарищем принесли в редакцию журнала “Кызыл Йолдыз” в 1919 году.
Это было стихотворение “Счастье”.( “Бәхет”).Сотрудники журнала были очень удивлены, прочитав это стихотворение. Сколько же силы, мужества и желания защищать свою Родину в этом щуплом с виду подростке! Так и были подписаны потом в журнале его стихи – “маленький Муса”. Прошли годы, но и в фашистских застенках поэт остался своим словам, написанным в детстве.
Счастье.
Если б я саблю взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищать, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей,
Если б враг отступил перед силой моей,
Если б шёл я вперёд всё смелей и смелей,
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если пуля засела бы в сердце моём,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, -
Я бы счастьем считал эту гибель в бою.
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг – рабочий, винтовку возьми – и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.
Позднее, с помощью одного из сотрудников газеты “ Кызыл Йолдыз”, Муса стал студентом Татарского института народного образования. Муса Джалиль очень много учился: Рабфак в Казани, литературный факультет МГУ.
- Как вы думаете, почему поэт так много учился?
( чтобы что-то нести людям, отдавать им свои стихи, нужно быть мастером своего дела, а для этого нужно много учиться )
Хоть и не очень долгую жизнь прожил Муса Джалиль, она была очень насыщенной. Кипучий, деятельный по натуре, Муса создал детскую организацию “ Красный цветок”, в который вошли около 40 мальчишек и девочек. Они ставили в деревне спектакли, проводили вечера, собрания, выпускали стенгазету и рукописный журнал, который Муса почти целиком заполнял своими стихами, пьесами и рассказами.
Он очень много хотел сказать людям в своих произведениях. Муса Джалиль писал и поэмы, либретто к операм.( Опера “Алтынчәч”, “Ильдар”)
В 1940 году издал сборник детских песен, выпустил сборник стихов “Кечкенә дуслар” для детей, которых очень любил.
С некоторыми стихотворениями вы уже знакомились раньше, давайте вспомним их.
“ Сәгать”. Рассказывают стихотворение.
- Чему учит нас поэт на этом примере?
(Ценить время, не лениться, беречь каждую минутку).
Стихотворение “Маәмай” рассказывает ученик.
- А у вас есть верные друзья? Они вам помогают?
Стихотворение “Кого Шакир перехитрил?” рассказывает ученик.
- Как вы считаете, хорошо ли поступил Шакир? Кто его спас?
(Друг, которого он хотел подвести).
Своих юных читателей Муса Джалиль учит быть честными, верными, трудолюбивыми, мужественными. Он и сам был таким в жизни. Именно поэтому он, как только Фашистская Германия напала на Советский Союз, в числе первых отправился на фронт защищать свою родную Землю, свою Родину, свой народ. Он обращается к стране с призывом «громить палачей за детскую кровь и за кровь матерей». Когда поэт уехал на фронт, у него осталась пятилетняя дочь Чулпан, которую он очень сильно любил. «Моя Чулпаночка» - так обращался он к ней в письмах с фронта.
Всей кровью тебя в бою защищу,
Клятву родине дам своей,
И звезду Чулпан на заре отыщу
И опять обрадуюсь ей.
Моя кровь не иссякнет в твоей крови,
Дочь, на свет рождённая мной.
Я отдам тебе трепет своей любви, что спокойно спать под землёй!
Сколько прекрасных стихотворений он посвятил своей дочери: «Клыбельную», «Кызыма», «Когда она росла», «Моей дочери Чулпан».
Ребята читают эти стихотворения.
Ученик читает «Письмо с фронта».
В стихотворении «Когда она росла» Муса Джалиль раскрыл свою мечту о том, что после разгрома фашистов они встретятся с дочерью и будут, как прежде, вместе играть, купаться в речке, кататься на лодке.
До свиданья, Чулпан! А когда заря
Разгорится над всей страной,
Я к тебе возвращусь, победой горя,
С автоматом своим за спиной.
И отец и дочь, обнимемся мы,
И, сквозь слёзы смеясь легко,
Мы увидим, как после грозы и тьмы
Ясный день встаёт высоко. (« Моей дочери Чулпан»).
Но не суждено было сбыться этим мечтам.
Много дней и ночей ползли они по болотам, укрываясь в глубоких воронках, принимая неравные бои. Но вырваться из вражеского окружения не удалось. 26 июня 1942 года Муса Джалиль с группой бойцов на машине пытался проскочить к своим. Но снова посыпались мины. От прямого попадания машина взлетела в воздух. Шестеро бойцов погибли. Тяжело раненый, Муса Джалиль пришёл в сознание уже в плену. 791 страшный день провёл поэт в немецких застенках. Об ужасах фашистской неволи написано немало. Но никто не расскажет об этом так, как сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии. Стихи, которые он писал, сидя в этих тюрьмах, вошли в сборник « Моабитские тетради». В них стон души, крик сердца, боль, идущая изнутри. Унижения, пытки не сломили поэта, а ещё больше закалили его дух.
И перед смертью - никому в угоду
Не нарушу клятву я свою.
Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю.
25 августа 1941 года Муса Джалиль и ещё 11 его товарищей были казнены.
Минута молчания.
Коротка была жизнь поэта, но в наших сердцах он будет жить вечно. Всем своим творчеством, всей своей жизнью он показал людям, как надо жить, как надо любить свою Родину, свой народ, свою землю. Так будем же достойны его памяти!
Исполняется песня “Салют сиңа, Муса Джалиль!”
2 февраля 1956 года за стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Мусе Джалилю посмертно присвоен звание Героя Советского Союза, а через год ему была присуждена – первому среди поэтов Ленинская премия за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».
В Казани установлен памятник Мусе Джалилю, открыт музей в доме на ул. Горького,где жил поэт, его именем назван театр Оперы и балета, улицы, школы носят имя этого бесстрашного героя.
III.
- Ну а сейчас мы вспомним всё, о чём говорили сегодня и разгадаем кроссворд, посвящённый Мусе Джалилю.
Вопросы:
- Тюрьма, в которой Муса Джалиль написал цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» (Моабит)
- Медресе, в котором учился мальчик. (Хусаиния).
- Стихотворение о мальчике, любившем поспать. («Сәгать»)
- Стихотворение о собаке Акбае. («Маэмай»)
- Сестра поэта. (Хадича).
- Что больше всего любил Муса Джалиль и что отдал за счастье, за свободу своей Родины? ( Жизнь)
- Деревушка, в которой родился будущий поэт. (Мустафино)
- Дочь М. Джалиля. (Чулпан)
- Брат М. . Джалиля. (Ибрагим)
- Санаторий, в котором в феврале 1941 года отдыхал поэт. (Васильевский)
- Речка, протекющая через родную деревню поэта, на которой любил отдыхать маленький Муса. (Неть).
- – Закончить сегодняшний урок мне хочется словами М. Горького: « Пускай ты умер! Но в песне смелых всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»
На протяжении всего урока учитель демонстрирует фотографии, дополняющие рассказ о Мусе Джалиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы "Живая легенда"
Открытое внеклассное мероприятие «Живая легенда» проводилось с целью воспитания чувства патриотизма у учащихся; посвящён героям...
Внеклассное мероприятие в 3 классе " Творящий добро- творит жизнь."
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Содержит презентацию Мероприятие поволяет формировать у детей представление о доброте ,добрых людях и добрых поступках. а так...
Внеклассное мероприятие «Велосипед - не средство передвижения, а образ жизни» для 3 классов
Цель мероприятия: формировать жизненно важную потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения для велосипедиста.Задачи мероприятия:•...
Конспект внеклассного мероприятия на тему «Мы – за здоровый образ жизни»
1. Старт – проверка «Разминка» Задание – быстро ответить на вопросы.- Зимняя спортивная игра (хоккей)- Летние коньки (ролики)- Главный признак травмы (боль)- Наиболее продуваемая часть тела (уши)- Куд...
Классный час "Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова"
Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, интерес к творчеству Д.Н.Кугультинова...
Классный час в 4 классе "Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова"
Цель: Воспитывать любовь к родному краю, интерес к творчеству Д.Н.Кугультинова...
Конспект к выездному мероприятию «Урок в автобусе» Тема урока "Пенаты – жизнь и творчество И.Е.Репина"
Конспект к выездному мероприятию «Урок в автобусе»Тема урока "Пенаты – жизнь и творчество И.Е.Репина"Место проведения – музей-дача И.Е.РепинаПлан урока...