Пояснительная записка "Литературное чтение" 3класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Пояснительная записка составлена по авторской программе Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. "Чтение и начальное литературное образование"  программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_liter_chten.docx202.27 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государ-ственного образовательного стандарта начального общего образования  ,авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Чтение и начальное литературное образование», 2010г. и требованию к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента и особенностью класса.  

  Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений.

На изучение литературного чтения по Базисному плану отводится

    102 часа в учебный год   (3часа в неделю)

               1 четверть  - __ часов                                                                            

               2 четверть – __ часов                                                                          

               3 четверть – __часов                        102 часа                                  

               4 четверть -  __ часа                          

в том числе:

–  на проведение проверочных работ – 12 ч;

–  написание сочинений – 7 ч;

–  проведение библиотечных уроков – 3 ч;

–  проведение уроков внеклассного чтения – 15 ч.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Части 1 и 2. – М.: Баласс, 2010.

2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс. – М.: Баласс, 2011.

3.Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» (Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина),  Баласс 2010.

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна изважнейших задач современной школы. Основы функциональнойграмотности закладываются в начальных классах, где идетинтенсивное обучение различным видам речевой деятельности –

чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературноечтение наряду с руским языком – один из основных предметов всистеме подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательскойкомпетенции младшего школьника. В начальной школе необходимозаложить основы формирования грамотного читателя. Грамотныйчитатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,сформирована душевная и духовная потребность в нем как средствепознания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникойчтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализатекста – правильного типа читательской деятельности; одновременноеразвитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений,нравственно-эти-ческих ценностей; воспитание личности со свободными независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительноеобогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введениеэлементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) ипрактическое ознакомление с отдельными теоретико>

литературнымипонятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводныминтегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозныелинии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и

письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочногоотношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задачиспользуется УМК по литературному чтению: учебники для3-го класса– «В одном счастливом детстве», в 2-х ч, а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному

чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципаесть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1>м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают,

что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки,былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторскиесказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены,например, сказки разных народов, имеющие сходные названия,сюжет, главную мысль.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров:рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-

хотворения, поэму, пьесу>сказку. Здесь находят свою реализациюпринцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3>гокл., позволяют показать детям

мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.Таковавнутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан сегомотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно_художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигаетсяспомо-щью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимаетпрос-тых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и

порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окржаю-щий мир. Естественными становятся и вопросы,задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рас-

сказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые ониобъединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и

думают ученики.При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем

во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным иисторическим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения,

абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельногодомашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «врам-ках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данногораздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учеб-ника приводится примерный список книг для самостоятельногочтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения,включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количествои объём

 стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителюслишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.На уроках литератур-ного чтения ведущей является технологияформирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения,имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе,или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текстаприёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение,беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного.Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмыслениесодержания, художественной формы).

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизничерез сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современныхпринципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценностижизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты худо-жественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитаниячерез приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как частикультуры человечества, проникновения в суть явлений, пониманиязакономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развитиясоциальная и образовательная среда. Содержание литературногообразования способствует формированию эмоционально-позитивногоотношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебнаядеятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость,

ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие черезсодержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к еёпрошлому и настоя-щему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

3–й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературноечтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственнойречи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторыморального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного

чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технологияпродуктивного чтения и технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из однойформы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебникаи его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётомречевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точкузрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводитьсловарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ>характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилосьиз прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы поопределённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика иавтора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого клас-

са отражает основные направления работы и включает следующие

разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и

слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных

произведений). Развитие устной и письменной речи.

3й класс - 102 ч (3 часа в неделю)

Прощание с летом( 4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения  (15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского,С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних

игр и приключений.

Природа летом  (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина,Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева,А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии  летней природы.

Уроки и переменки (11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева,отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...»  (6 ч). Стихи А. Пушкина,Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г..X. Андерсена, А. Волкова, пьесаасказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В.Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Маминаа-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца,В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака,Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...»  (6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева,В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влия-

нии музыки на душу человека.

День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира,Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф. Тютчева,А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного,Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (4 ч). Стихии размышления А. Ахматовой,А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

 ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются сле-

дующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдени-

ем норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего

темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдени-

ем необходимой интонации, пауз, логического ударения для переда-

чи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осо-

знанно текст про себя.

Если в1-м классе

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов,

предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению

целыми словами.

Во 2-м классе

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами.

Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами

с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громко-

сти речи.

То в 3-м классе

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чте-

ние целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответ-

ствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости,

логического ударения.

1 полугодие.Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова – по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух – 60 – 70 слов и выше.

 Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 20 – 30  слов больше, чем при чтении вслух.

2 полугодие. Сознательное, правильное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 – 80 слов.

Осознанное чтение про себя. Темп чтения – на  20 – 30  слов больше, чем при чтении вслух.

 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ

ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ,

ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3-й класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием,главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом(с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

3-й класс

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
3-й класс

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
3-й класс

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаниййминиатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.


Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных

достижений детей по литературному чтению ниже приводится свод-

ная таблица предметных требований.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

  1. овладение функциональной грамотностью;
  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
  3. овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  1. определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
  1. приобщение к литературе как к искусству слова;
  2. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3 класс

  1. осознанное, правильное, выразительное чтение;
  2. умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  3. умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  4. деление текста на части, составление простого плана;
  5. самостоятельное формулирование главной мысли текста;
  6. нахождение в тексте материала для характеристики героя;
  7. подробный и выборочный пересказ текста;
  8. составление рассказа-характеристики героя;
  9. составление устных и письменных описаний
  1. умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  2. высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
  1. относить произведения к определенному жанру: рассказ, повесть, пьеса - по определенным признакам;
  2. различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  3. видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  4. соотносить авторов, названия и героев произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...

пояснительная записка-литературное чтение 3 класс

пояснительная записка-литературное чтение 3 класс...

Пояснительня записка "Литературное чтение", 3 класс

Пояснительная записка по литературному чтению  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценнос...

пояснительная записка ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по литературному чтению, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Федеральным государственны...

Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс УМК « Перспектива» под редакцией Климановой Л.Ф

Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс   УМК  « Перспектива»   под редакцией Климановой Л.Ф...

пояснительная записка. Литературное чтение 4 класс

Рабочая  программа по литературному чтению для 4 А класса составлена на основе:Основная  образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней школы № 527 разработана в соотве...

Пояснительная записка Литературное чтение программа "Планета знаний" 2 класс

Программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю. Изменения количества часов и тем не проводится, программа полностью соответствует программе курса "Литературное чтение" 2 класс автор Э.Э.Кац....