КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тема: «Т. Янссон «Шляпа волшебника». Вступление. 1-я часть»
Основная цель: познакомить учащихся с произведением Т. Янссон «Шляпа волшебника»: автором и некоторыми персонажами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literatura.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс: 2
Тема: «Т. Янссон «Шляпа волшебника». Вступление. 1-я часть»
Основная цель: познакомить учащихся с произведением Т. Янссон «Шляпа волшебника»: автором и некоторыми персонажами.
Задачи
- Образовательные задачи:
1) Познакомить учащихся с названием и автором произведения.
2) Познакомить учащихся с некоторыми персонажами произведения.
- Развивающие задачи:
1) Развивать у учащихся технику чтения.
2) Развивать у учащихся умение читать осознанно текст художественного произведения.
3) Развивать умение пересказывать текст.
4) Развивать умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
5) Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Воспитательные задачи:
1) Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.
Учебные пособия:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х частях. М: Баласс, 2004.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2-й класс. М.: Баласс, 2002. – 64 с.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Упражнение в технике чтения.
Ученики упражняются в технике чтения с помощью тетради по чтению, задание № 1, с. 13.
Учитель: Обратите внимание на ИД. Вы видите иллюстрации к сказке Т. Янссон «Шляпа волшебника». К какому эпизоду они относятся?
(Ученики высказывают свои предположения).
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Чью сказку мы сегодня начнем читать?
Ученики: Сказку финской писательницы Т. Янссон «Шляпа Волшебника».
Учитель: Знакомы ли с этой книгой? Как познакомились?
(По ответам учеников становится ясно, что не все слышали об этой сказке).
Учитель: Не все ребята слышали об этой писательнице и ее книге. Чтобы нам всем было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и ее героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу.
Внимание детей обращено на ИД, где представлен портрет писательницы Туве Марики Янсон и обложек книг писательницы.
Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Когда твоя мама - художник, а папа - скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми... Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу... Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а еще можно вырасти и придумать Муми-троллей...
Сначала Туве только иллюстрировала (как и ее мама) чужие книжки... А потом выходит ее первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские). С этого момента водоворот Муми-событий захватывает весь мир... и это не удивительно.
Работа над вступлением.
1. Работа с текстом до чтения.
Учитель:
- Как называется книга, отрывки из которой нам предстоит прочитать?
- Вы уже готовы предположить, о какой шляпе волшебника может идти речь в книге Туве Янссон?
2. Работа с текстом во время чтения. Читают учащиеся.
Вступление
Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (Учитель: Почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Учитель: Оказывается, всегда в ноябре муми-тролли погружаются в зимнюю спячку). Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал:
- Идёт снег. (Учитель: То есть - наступила зима).
- Знаю, - ответила мама. - Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла.
Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно. (Учитель: как именно?) Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.) (Учитель: почему иголками? Предположения-ответы детей.) После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Учитель: Зачем?) А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном.
- Мм... - пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений. (Учитель: вот как муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы - начинается долгая спячка).
А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы (Учитель: Почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) - пришла зима. (Учитель:: наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.)
- Выявление первичного восприятия.
Учитель:
- Что узнали о муми-троллях?
- Какими их себе представили?
На ИД представлены изображения муми-троллей.
4. Работа с текстом после чтения.
Учитель: Где происходят события?
Ученики: В Муми-доле.
ИД: карта Мумии-дола.
Учитель: Прочитайте строчки о наступлении зимы. С кем сравнивается снег?
Ученики: С человеком-художником.
Учитель:
- Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы? (Выборочное чтение.)
- Что такое саван? Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство.
- Из кого состоит семья Муми-тролля?
- Что мы узнаем об обычаях муми-семейства?
Ученики: Они погружаются в спячку, к ней серьезно готовятся, просыпаются весной; набивают желудок хвоей, у них есть обеды; вежливы; чистят зубы. То есть они и похожи на людей, и непохожи.
Учитель: Прочитайте последнее предложение (с. 86). Почему перестали тикать часы?
Ученики: Для Муми-троллей как бы остановилось время.
Физкультминутка
Работа над 1-й частью первой главы.
1. Работа с текстом до чтения:
Учитель: Сколько глав из сказки помещено в учебнике?
Ученики: Одна.
Учитель: Почему?
Ученики: Это отрывки из сказки. Глава - это раздел книги, отмечаемый нумерацией или заголовком.
Учитель: На что поделена глава?
Ученики: На части.
Учитель: Сколько частей в 1-й главе?
Ученики: четыре.
Учитель: Прочитайте, о чем будет говориться в 1-й главе? (Читают вслух.) Начнем читать вслух и комментировать прочитанное.
2. Чтение 1-й главы (диалог с автором, комментирование).
Как-то весенним утром, часа в четыре, над Муми-долом пролетела первая кукушка. Она уселась на синюю крышу Муми-дома (Учитель: снег уже растаял, и стал виден цвет крыши) и прокуковала восемь раз - с легкой хрипотцой, понятно, потому что весна была еще в самом начале.
Муми-тролль проснулся и долго лежал, уставясь в потолок и соображая, где он. Он проспал сто ночей и сто дней подряд, он был еще овеян сновидениями и не хотел расставаться со сном.
Но, перевернувшись с боку на бок, чтобы найти новое удобное положение, он увидел такое, что сон с него как рукой сняло. (То есть сон быстро прошел, бесследно исчез.) (Учитель: что же такое мог увидеть Муми-тролль?) Кровать Снусмумрика была пуста. (Учитель: вот что так взволновало Муми-тролля. Почему кровать Снусмумрика была пуста? Ответы-предположения детей.)
Муми-тролль так и подскочил в постели. (Учитель: Отчего?)
Ну конечно! Шляпы Снусмумрика тоже нигде не видать. (Учитель: Муми-тролль очень взволнован отсутствием Снусмумрика. Вероятно, это его близкий друг.)
- Это надо же! - сказал Муми-тролль.
Он подошел к раскрытому окну и выглянул во двор. Ага, Снусмумрик воспользовался веревочной лестницей. (Учитель: Как догадался? Ответы-предположения детей.) Муми-тролль перебрался через подоконник и, осторожно переступая коротенькими ножками, спустился по лестнице вниз. (Учитель: Он увидел лестницу и понял, как выбрался наружу Снусмумрик.)
На сырой земле отчетливо виднелись отпечатки ног Снусмумрика. Они были запутанные, словно куриный след, и не было никакой возможности определить, куда он направился. Местами следы делали длинные прыжки и перекрещивались между собой. «Это он от радости, — размышлял про себя Муми-тролль. — А вот тут он перекувырнулся, уж это точно".
Муми-тролль поднял голову и прислушался. Где-то далеко-далеко Снусмумрик играл на губной гармошке, играл свою самую веселую песенку: «Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты».
Муми-тролль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами. (Учитель: Ему явно хорошо).
- Привет, - сказал Муми-тролль, усаживаясь с ним рядом.
- Привет, привет, - отозвался Снусмумрик, не отнимая от губ гармошки.
Солнце только что поднялось над верхушками деревьев и светило им прямо в лицо. А они жмурились от его лучей, болтали ногами над бегущей сверкающей водой, и на сердце у них было привольно и беззаботно. (Учитель: Оба радуются весеннему солнцу.) И т.д.
3. Работа с текстом после чтения 1-й части:
Выявление первичного восприятия. Обобщающая беседа.
Учитель:
- Какими вам показались жители Муми-дола?
- Что больше всего удивило?
Учитель: Найдите и подчеркните слова, которыми рисует автор наступление весны.
Ученики: Весенним утром, первая кукушка, с легкой хрипотцой, весна еще в самом начале, синяя крыша.
Учитель: О чем думал Муми-тролль, проснувшись? Почему он не мог понять, где он?
Ученики: Не проснулся до конца, сон тесно переплелся с явью.
Учитель:
- Что бы стали делать вы, если бы проспали всю зиму?
- Обратите внимание, как Муми-тролль шел по следам Снусмумрика.
- Что узнали мы о внешнем виде муми-троллей?
- Чему радовался Снусмумрик? Как об этом догадался Муми-тролль?
- Как Муми-тролль нашел Снусмумрика?
- Представьте себе Снусмумрика, играющего на губной гармошке.
- Какое настроение было у Снусмумрика? Как вы догадались?
- Почему на сердце у наших героев было привольно и беззаботно?
- Обратите внимание: через описание весеннего утра мы лучше понимаем настроение и чувства героев.
- Что значит отправлялись в большой мир? (Уплывали далеко от своего дома).
- Почему им нравились эти путешествия?
- Что делает честь каждому дому? Как вы понимаете это выражение?
- Вы обратили внимание: семья муми-троллей была очень гостеприимна, они были добрыми и веселыми.
- Кто же из троллей был соней?
- Почему Сниффа надо было разбудить?
- Вы когда-нибудь придумывали что-то необыкновенное? Каким должно быть это «необыкновенное»?
Работа с иллюстрациями в учебнике.
Учитель:
- В нашем учебнике размещены иллюстрации к тексту, выполненные самой писательницей. Кто помнит ее имя?
- Рассмотрите рисунки автора на с. 87 и 89.
- Какие моменты изображены?
- Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем - вслух.
Итог урока
Учитель:
- Кто главные герои 1-й части?
- Что мы о них узнали?
- Как вы думаете, о чем будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают нам?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о семье Муми-тролля. Нарисовать свою иллюстрацию к вступлению или 1-ой части.
Литература:
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, перераб. М.: Баласс, 2008. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...