Волшебство бывает не только в сказках...
классный час по чтению по теме
конспект классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo.docx | 19.17 КБ |
differencirovannoe_obuchenie_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Я рада, что у меня появилась возможность немного пообщаться! Сядьте поудобнее, настройтесь на общение. И будьте готовы преподнести нам своё мнение. Знайте: мы уважаем любой вопрос и любой ответ для нас важен.
Мне бы хотелось обсудить с вами один вопрос, услышать ваше мнение по теме: «Волшебство бывает не только в сказках»
-Готовы ли вы поделиться своим опытом по этой теме?
-Есть ли у вас желание чему-нибудь научиться от своих собеседников?
-Ребята, скажите, вы верите в волшебников?
-А кто такие волшебники?
-Где можно почерпнуть информацию про волшебство? (Сказки, фильмы)
-Какие фильмы, произведения про волшебников вы знаете?
- Волшебство… Это понятие неразрывно связано с чем-то загадочным, желанным, манящим, заветным. С чем-то, что находится по ту сторону Луны, живёт в ароматных ветках папоротника, наступает с приходом темноты и шуршит по углам. От этого непременно захватывает дух, останавливается дыхание, а сердце выпрыгивает из груди от восторга и предвкушения свершения!
Оказывается, волшебство существует в обычной жизни, и волшебники есть рядом с вами и даже среди вас! И мы это с вами докажем вместе!
Ситуации для обсуждения:
1.Палата больницы в детском отделении. На больничной койке—тяжелобольной ребёнок, измученный уколами, таблетками, плохим самочувствием... И вдруг за окном появляется ярко-оранжевый воздушный шарик с изображением улыбки. И вдруг малыш просто счастливо засмеялся. Можно ли данный случай назвать волшебным? Почему? (У ребёнка улучшилось настроение, которое может помочь ему выздороветь.)
2.На арену цирка выходит человек в чалме, в длинном плаще, с ящиком, из которого он по очереди достаёт различные предметы, и начинается зрелище. На наших глазах происходит множество превращений. Можно ли фокусника назвать волшебником? Почему? ( Его действия носят необъяснимый, загадочный смысл. Нам не всегда понятно, как он выполняет свои фокусы.)
3.У мальчишки день рождения. Он просыпается, и видит…новенький велосипед. Ребёнок радостно выпрыгивает из постели, кричит : «Ура!», обнимает и благодарит родителей. Есть ли тут волшебство? ( Да. Родители осуществили мечту мальчика.
4.Художник посмотрел на чистый холст, задумался, на миг закрыл глаза, и вдруг он взял кисть, краски… На холсте появились и красивый сад, и пёстрые птицы, и река с невероятно чистой водой… Красота, которой хочется любоваться часами! В чём мы видим волшебство? (В умении создать образ, в красоте картины.)
- Волшебниками мы можем назвать тех людей, которые могут поднять настроение, помочь, поддержать и в радости, и в горе. Волшебниками мы можем назвать талантливых людей, которые могут сотворить для нас произведение искусства (музыку, картину, поделку и т.д.)
-Скажите, а вы любите мечтать?
-Сбылась ли в вашей жизни хотя бы одна мечта?
-Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда и вы тоже были немножко волшебниками.
- Насколько я могу судить по себе, то если следовать известному принципу: «Поступай с другими так, как хочешь что бы поступали с тобой,»- то начинаешь замечать, как все изменяется вокруг тебя. Можно даже сказать, что создается ощущение нахождения в каком-то сказочном мире... Все люди становятся человечнее, даже те, кого ты ранее даже ни разу не встречал.
- А сейчас мы вместе вспомним, какое же есть волшебное средство для общения с другими людьми.
(Читаю отрывок из рассказа В Осеевой «Волшебное слово»)
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому.
- Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза…
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
-Кто догадался, какое было волшебное слово? (Пожалуйста) Назовите «братьев» этого слова? Как мы называем группу этих слов? (Вежливые) А ещё мы их называем волшебными. В чём их волшебство?
- Если бы вы стали настоящими волшебниками, смогли бы творить настоящие чудеса с помощью волшебной палочки, какое чудо вы бы свершили(для себя, для семьи, для города)?
Рефлексия
-Только ли в сказках бывают волшебники? Считаете ли вы себя немножко волшебниками? Почему? Есть ли волшебники рядом с вами в вашей жизни? Кто?
Волшебство – это то, что помогает жить мечте. Это – возможность чуда. Вы должны осознавать, что самое большое волшебство и чудо – это ваша жизнь и жизнь Ваших близких. Волшебство находится внутри любого человека. И эти волшебные силы нужно использовать во благо себе и окружающим.
Я вам дам маленький волшебный совет: замечайте маленькие чудеса, ежедневно происходящие в окружающем мире.
И не забывайте о том, что вместо волшебной палочки у вас есть ваша добрая улыбка!
Я предлагаю вам сейчас стать маленькими волшебниками. Давайте создадим волшебное солнышко из ладошек, на которых вы напишете, что же делает нашу жизнь волшебной.
Включить песню
Я желаю вам, чтобы это солнышко помогало вам делать настоящие чудеса.
Если вы нахмурясь выйдете из дома
Если вам не в радость солнечный денёк
Пусть вам улыбнется, как своей знакомой,
С вами вовсе не знакомый встречный паренек.
И улыбка, без сомненья
Вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
Предварительный просмотр:
Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г.Сосновка Гайфуллиной Р.А.
Одно из главных назначений начальной школы - воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа формирует базовые знания, умения и навыки, составляющие основу предметных и универсальных: учебных действий: осознанное чтение, письмо и счёт, правильную и полноценную речь, мыслительные качества и интеллектуальные умения; учебные дисциплины - средства приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к природе, человеку, познанию.
Нравится нам это или нет, но дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьной программы с разными «стартовыми возможностями». Причины этого разные: диапазон возрастных различий детей, поступающих в школу, различия биологического характера (генетическая наследственность, условия протекания беременности, родов и т.д.), культурно- педагогическая наследственность (различия в культурном уровне семьи и условия воспитания ребёнка в младшем возрасте дома).
Наличие индивидуальных различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Целесообразность дифференцированного обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования с учётом индивидуальных способностей и интересов. Ещё К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
В основе предлагаемого педагогического опыта лежит дидактическая система, представленная в научных трудах И. Унт («Дифференциация и индивидуализация обучения»). Дифференциация обучения ("difference" - с лат.- разделение целого на различные части, формы, ступени) - это создание вариативных условий обучения для различных школ, классных групп с целью учёта особенностей их контингента. В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется во внешней или внутренней форме. Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место 3 уровня - высокий, средний и низкий.
Критериальная база уровней обученности учащихся сформулирована И.М. Чередовым.
Высокий уровень обучаемости учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны развивать раскрытые на уроках положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.
Средний уровень дети усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с предыдущей группой.
Низкий уровень обучаемости учащиеся усваивают материал после многократных упражнений, не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время по сравнению с учащимися среднего уровня обучаемости. Комплектование групп-уровней проводится на основе этих критериев. Деление класса негласно и условно, т.к. состав групп непостоянен.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника, формирующий функциональную грамотность, способствующий общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность и интерес к изучению курса литературного чтения обеспечиваются дифференцированным обучением и чётким представлением целей литературного образования на начальной ступени: грамотное, адекватное понимание художественных произведений, их содержательной и «выразительной» стороны в рамках программных требований для становления мировоззренческих установок ребёнка, формирования их ценностных ориентации. Работа над художественным текстом (поэтическим и прозаическим) в начальном звене может быть представлена алгоритмом вопросов: на восприятие произведения; раскрытие темы; по содержанию (образной системе); на средства раскрытия авторского замысла (выразительные средства, особенности построения...); на актуальность и личностную значимость. Дифференциация в системе работы педагога позволяет решать вопросы литературного образования на первой ступени в оптимальном режиме для различных категорий учащихся.
Реализация дифференцированного обучения на уроках литературного чтения заключается в подборе разноуровневых заданий к изучаемому тексту. Тут возможна вариативность рассматриваемой специфики. Первый вариант решения, самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам, по уровням в том виде и порядке, в каком они представлены авторами- составителями книг для чтения. Например, задания к стихотворению Е. Трутневой «Осень»:
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Как ты понимаешь слова «стало вдруг светлее вдвое»?
- Представь себе берёзку: «это платье золотое у берёзки на плечах»
- Прочитай выразительно стихотворение.
- Рассмотри рисунок и подбери к нему строки из стихотворения.
Второй вариант решения может быть заключён в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся:
♦♦♦ Ученикам высокого уровня: исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности при передаче этого настроения
♦♦♦ Ученикам среднего уровня: найти в тексте доказательства и причины грустного настроения автора
♦♦♦ С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения.
- Ученики высокого уровня самостоятельно готовят выразительное чтение
- Ученики среднего уровня выделяют ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года, и отрабатывают выразительность этого отрывка
- С детьми низкого уровня организуется работа с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки.
Третий вариант подразумевает дифференциацию по характеру мыслительной деятельности. Она предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.
•Для учащихся низкого уровня подбираются задания репродуктивного характера, направленные на овладение и совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха для слабочитающих детей
•Для учащихся среднего уровня - задания конструктивного характера, направленные на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений
•Для учащихся высокого уровня - задания исследовательского характера, способствующие осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей
Например:
/ уровень - прочитай выразительно прямую речь
// уровень - прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения
III уровень- подготовь сценарий данного текста.
Дифференциация может быть организована и по другому принципу - по объёму:
/ уровень: прочитай и перескажи первую часть близко к тексту
// уровень: прочитай и перескажи подробно весь текст
/// уровень: прочитай весь текст и перескажи кратко.
Дифференциация может быть организована и по уровню творчеству.
/ уровень: подбери рифмы: небеса-..., иней-..., снежок-....
// уровень: придумай двустишие по рифмам: ковром - серебром
бело - замело
/// уровень: придумай стихотворение на тему «Зима».
Все эти задания могут использоваться учителем на разных этапах урока и в домашних заданиях.
Использование дифференцированного обучения на уроках даёт положительные результаты. Так, учащиеся предыдущего набора в первом классе показали:
Высокий уровень обучаемости - 3 человека (15%)
средний уровень обучаемости - 8 человек (38 %)
ниже среднего -10 человек (47%).
Заканчивая начальную школу, этот же класс показал:
Высокий уровень обучаемости - 3 человека (15%)
средний уровень обучаемости -12человек (60%)
ниже среднего - 5 человек (25%) (Из пятерых - трое учащихся прибыли из других школ).
«Развитие ребёнка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, которые соответствуют уровню его индивидуального развития» (И. Унт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебство бывает не только в сказках
Дети должны верить в силу волшебства. Я учу своих учеников, тому что любое волшебство возможно, стоит только захотеть. Всё в наших руках и чудеса живут рядом!...
Классный час «Волшебство бывает не только в сказках»
Цели: Закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения Способствовать проникновению этической грамматики в мир взаимоотношения детей. Раскрыть волшебную силу добра, доказать...
классный час Волшебство бывает не только в сказках
Классный час "Волшебство бывает не только в сказках".Цель: воспитание активного инициативного человека, способного к самостоятельному самосовершенствованию.Моя задача: раскрыть волшебную силу добра, д...
классный час Волшебство бывает не только в сказках
Классный час "Волшебство бывает не только в сказках".Цель: воспитание активного инициативного человека, способного к самостоятельному самосовершенствованию.Моя задача: раскрыть волшебную силу добра, д...
Классный час на тему:"Волшебство бывает не только в сказках"
Описание классного часа . Беседа на 20 минут....
Классный час "Волшебство бывает не только в сказках"
Цель: учить ребят вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета,умения становиться волшебниками каждый день и творить чудеса от сердца, на примере жизненных...
Классный час «Волшебство бывает не только в сказках»
Цели: Закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения Способствовать проникновению этической грамматики в мир взаимоотношения детей. Раскрыть волшебную силу добра, доказать необх...