Тема. От икринки до лягушки.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок по литературному чтению в 1 класе Сравнение научно-публитетического текста со стихотворением с самоанализом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_chtenie_proizvedeniy_o_lyagushkah_avtosohranennyy.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. От икринки до лягушки.
Цель урока: На примере стихотворения В.Берестова «Лягушата» и статьи «Лягушки» познакомить детей с научно-познавательным и стихотворным текстом.
Задачи:
1. Познакомить с произведением В. Берестова «Лягушата», статьёй «Лягушки».
2.Совершенствовать умение чтения целыми словами.
3.Учить сравнивать тексты разных жанров.
4.Способствовать воспитанию бережного отношения к живой природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть, энциклопедия о лягушках, выставка творческих работ, Ю. Дмитриев «Совсем необыкновенная обыкновенная лягушка».
Ход урока.
I Организационный момент. (1 мин.)
II Проверка домашнего задания. (7 мин.)
-На прошлом уроке мы читали произведения о кошках. У вас получились замечательные рисунки ваших любимцем ( выставка работ на доске)
- Кто хотел бы рассказать о своём питомце? А мы будем внимательно слушать сообщение и рассматривать рисунок.
III Актуализация знаний. Постановка цели урока. (1 мин.)
- Отгадайте, загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать на уроке.
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Что это? –
Ответ: Лягушка
-Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о лягушках.
IV Изучение нового материала. (29 мин.)
1.Отработка техники чтения. (слова вынесены на доску)
-Прочитайте целыми словами сначала шёпотом, затем тихо, громко:
Лягушонок
Лягушата
Лягушки
Лягушачий
Лягушиный
-Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Пре-тер-пе-ва-ет претерпевает
Вы-луп-ля-ют-ся вылупляются -1-
По-яв-ля-ют-ся появляются
Ис-че-за-ет исчезает
2.Чтение стихотворения В. Берестова «Лягушата»
а)Первичное восприятие стихотворения
-Откройте учебник на странице 6,8 (68)
-Прочитайте название стихотворения.
-Лягушата
-Прочитайте фамилию автора.
-В. Берестов
-Прочитайте стихотворение в режиме «жужжащего» чтения.
-Понравилось ли вам стихотворение?
б)Чтение вслух по строчке
в)Проверка понимания прочитанного
-Можно ли из стихотворения узнать о превращениях лягушки? Расскажите.
-Да. Сначала были икрою, потом – головастиками, а теперь – лягушата.
-Какие слова помогают «увидеть», как лягушки скачут?
- Ать-два
-Какие слова помогают «услышать», как квакают лягушки?
-Ква-ква
-Рассмотрите внимательно иллюстрацию к картинке, какие там лягушата?
-Весёлые, озорные, шалуны, устроили соревнования по заплыву, маленький лягушонок, ещё с хвостиком и с соской.
-А в жизни это можно увидеть? Почему так нарисовал художник?
-Нет, художник так сравнил лягушат с детьми.
-Подумайте, какую нужно выбрать интонацию, темп чтения, чтобы получилось выразительно?
-Живо, задорно, быстро.
-Кто покажет?
г)Выразительное чтение стихотворения целыми словами.
(слушаем чтение 3 человек, выбираем у кого интереснее)
Читаем хором.
Физкультминутка. (1 мин.)
Раз, два, три- веселей шагайте.
Раз, два, три – ноги поднимайте.
Раз, два, три – потянитесь дружно.
Раз, два, три – сели и привстали.
Раз, два, три – ручками похлопали.
Раз, два, три – ножками потопали.
3.Чтение текста о лягушках. Рассмотрение видов лягушек в энциклопедии.
а)-Что вы знаете о лягушках ?
-Они живут на земле и в воде.
-Какую пользу природе приносят лягушки? -2-
-Они поедают насекомых.
- А все ли лягушки одинаковые? ( мнения детей разделились)
-Давайте прочитаем рассказ о лягушках на стр. 6,9 (69) цепочкой по предложению и выясним кто же прав. ( читают подготовленные дети)
б)Проверка понимания прочитанного .
-Что нового вы узнали о лягушках?
-Лягушки бывают разных видов.
-Какие виды лягушек перечислены в тексте?
-Зелёная водяная, коричневая, зелёная древесница.
-Где можно увидеть коричневую лягушку?
-Коричневую лягушку можно увидеть в лугах, полях и садах.
- Как рождаются лягушата? Расскажите, пользуясь словами текста.
- Какую схему рождения лягушат можно составить?
- Икра, головастик, лягушонок.
-Рассмотрите иллюстрацию к тексту, что изображено? Можно увидеть в жизни?
-Да. Здесь изображено, как рождаются лягушата, и какие виды лягушек бывают.
-Ребята, если мне нужна точная, научная информация, куда я могу обратиться?
- К энциклопедии.
-У меня в руках энциклопедия «Мир животных» здесь можно увидеть виды лягушек на ярких, красочных фотографиях и узнать о них много интересного.
4.Чтение дополнительной информации о лягушках учителем.
(Ю. Дмитриев «Совсем необыкновенная обыкновенная лягушка» )
-Кожа лягушки тонкая и влажная. Если долго держать лягушку без воды, то она погибнет. Лягушка всасывает воду кожей, может «пить» даже ногой: похудевшая от потери влаги лягушка начнёт надуваться, если опустит ногу в воду.
Ученые подсчитали, что семьсот лягушек за короткий срок могут уничтожить миллион насекомых! Если учесть, что почти все это насекомые – вредители, то станет понятно, какую пользу приносят лягушки .Они не только истребляют вредящих насекомых .Испокон веков в деревнях , чтобы не кисло молоко, хозяйки клали в него живых лягушек. Почему же молоко не скисало?
У лягушек на тонкой и нежной коже могли бы поселиться бактерии, которые погубили бы лягушку. Этого не происходит потому, что особое вещество, которое выделяет кожа лягушки, убивает этих микробов. И если лягушку положить в крынку, это особое вещество убьёт и тех микробов, которые могут испортить молоко, сделать его кислым.
Лягушки были одними из первых подопытными животными, на которых люди стали изучать строение живого организма. Так, зарубежные ученые обнаружили с помощью лягушек электричество у животных. -3-
А Иван Михайлович Сеченов на лягушках изучал работу мозга.
Лягушкам поставлены памятники, с ними связано много примет одну из них, прочитайте с доски: Лягушки по суше прыгают — к дождю.
-Как понимаете?
Физкультминутка. (1 мин.)
На болоте две лягушки, две весёлые подружки.
Ножками топали: раз, два, три.
Ручками хлопали: раз, два, три.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям: «Физкультпривет!»
5.Обучение сопоставлению научно-познавательного и стихотворного текстов.
- Сравните стихотворение «Лягушата» с текстом-статьёй о лягушках .
- Какая информация в них одинаковая?
-О том, как из икринки «получается» лягушка.
- Можно ли узнать из стихотворения «Лягушата», как происходит превращение лягушки?
-Какие слова помогают представить превращение лягушки?
- «Были икрою, головастиками были, а теперь мы – лягушата»
-Есть ли эти слова в статье о лягушках? Перечитай …
-А одинаковым ли текстом нам об этом рассказали?
-Нет. В первом случае – это стихотворение, а во втором случае – текст.
-Да, дети и текст не простой, а научный.
-На ваш взгляд, какой текст легче пересказать?
-Стихотворный.
- Почему?
-Там слова проще.
V. Итог урока. (1 мин.)
-С какими произведениями познакомились на уроке?
- Что нового узнали о лягушках?
- Какую пользу приносят лягушки?
VI. Домашнее задание. (1мин.)
Выучить чтение стихотворения В. Берестова «Лягушата», в тетради для печатания составить схему рождения лягушки, найти и напечатать в тетрадь примету связанную с лягушками.
-4-
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок литературного чтения дан в первом классе.
В классе 30 учеников ( 15 девочек и 15 мальчиков).
Первый год работаем по программе «Школа России», используя в своей работе учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение», Москва «Просвещение»,2010 г.
Тема урока «От икринки до лягушки». Это пятый урок по теме «О братьях наших меньших».
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Цель урока: На примере стихотворения В.Берестова «Лягушата» и статьи «Лягушки» познакомить детей с научно-познавательным и стихотворным текстом.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи, которые решались на данном уроке:
· образовательная: познакомить с произведением В. Берестова «Лягушата», статьёй «Лягушки».
· развивающая: совершенствовать умение чтения целыми словами,
учить сравнивать тексты разных жанров.
· воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к живой природе.
При проведении урока, в соответствии с выбранным типом, были использованы следующие формы:
· учебный процесс организован в форме урока;
· использовались формы работы: индивидуальная, фронтальная, хоровая.
По характеру источников информации использовались следующие методы:
· словесные (сообщение учителя, сообщения и высказывания учеников);
· практические (работа с текстами учебника);
· наглядные (иллюстрации к стихотворению, к тексту, фотографии в энциклопедии).
При проведении урока использованы методы, соответствующие дидактическим функциям: осознание, применение знаний, обобщение, сравнение, анализ.
-5-
Цели урока достигались на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, до чтения текста, во время чтения текста и после чтения текста.
При работе со стихотворением учащиеся самостоятельно нашли нужную интонацию и выразили свое отношение к прочитанному.
Дидактическая цель коснулась всех направлений:
- отработки техники чтения,
- формирования приемов понимания прочитанного,
- эстетических переживаний,
- речевого развития, которое проводилось на протяжении всего урока.
Через урок были решены следующие требования программы:
- формирование техники чтения, работа над пониманием текста;
- развитие устной речи, творческих способностей;
На данном уроке было две физкультминутки, дети имели возможность двигаться.
Домашнее задание носило выборочный характер.
Я считаю, что цель урока мною достигнута.
Использованные на уроке методы, формы, средства, приёмы, способствовали решению поставленных задач.
-6-
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
КПК «Приоритетные направления и инновационные технологии совершенствования образовательного процесса в начальной школе в контексте современных требований»
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ПРОЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА
От икринки до лягушки
УМК «Школа России»
Учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение», в 2 частях, Москва «Просвещение», 2010г.
ВЫПОЛНИЛ
Байбулдина
Валерия
Владиславовна
МОУ «Гатчинская
СОШ №9 с углублённым
изучением предметов»
ПЕДСТАЖ 17 лет
ОБРАЗОВАНИЕ высшее
КАТЕГОРИЯ высшая
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН 8-905-272-57-20
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс
Цели:Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль те...
Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....
Урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушка» в 4 классе УМК «Школа России»
Урок технологии в 4 классе....
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе "От икринки до лягушки" ( по произведениям В. Берестова)
В этой презентации помещены слайды о видах лягушек, о том, как они появляются, об их жизни на суше и в воде....
презентация к урока чтения по теме Л. Пантелеев "Две лягушки"
В данном материале предоставлена презентация к уроку чтения по теме Л. Пантелеев "Две лягушки"...