"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения по УМК " Школа 2100" с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
учителя начальных классов МОУ СОШ №5
ОЦ «Лидер» г.о. Кинель
Ионовой Татьяны Юрьевны
Класс : 3 «А»
Дата : 19 апреля 2010 года.
Тип урока: комбинированный
Формы обучения: работа под руководством учителя, самостоятельная работа, фронтальная.
Тема: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)
Цель: продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного, выразительного чтения.
Задачи:
способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;
способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;
способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Оборудование:
мультимедийная презентация
Э.Григ произведения из сюиты «Пер Гюнт» : «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
(1 слайд)
- Дома вы готовили выразительное чтение замечательного произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Расскажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? Что взволновало?
- Прочитайте первую часть. Какое важное событие здесь описано?
- Был ли Григ счастливым человеком? Почему вы так считаете? Что делало его счастливым?
(2 слайд)
- Сегодня на уроке, мы завершаем работу над этим произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига. Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе неброские краски норвежской природы, плеск волны моря, горное эхо, и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского.
- Послушайте отрывок из сюиты «Пер Гюнт» и настройтесь на работу.
II. Актуализация знаний
- Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
- Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства
III. Работа с текстом
1) Рассказ "Корзина с еловыми шишками" имеет красивое начало.
- Вспомните, что описывает автор в начале?
(3 слайд)
- Опишите осенний горный лес словами.
- Часто Григ представлял себе, что в глубине этих гор живут маленькие сказочные существа. Так появилась композиция «В пещере горного короля» из сюиты "Пер Гюнт". Послушайте и попробуйте представить себе этих сказочных персонажей.
- Посмотрите на иллюстрацию (с. 67). Какой эпизод она изображает?
- Расскажите, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен.
- Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.
- Как вы думаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок?
- Почему Григ не подарил подарок Дагни сразу?
2) Прочитайте 2 часть.
- Что в ней описывается?
- Рассмотрите иллюстрацию (с.70). Как вы её понимаете?
- Найдите самые важные слова во 2 части.
- Все ли окружающие люди думают так же как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать?
(4 слайд)
- Какие слова, образы использовал писатель для того, чтобы:
- передать звук струны;
- описать зиму в Бергене;
- познакомить нас со слушателями рождающейся музыки?
- Перечислите, кто и как слушал создаваемую Григом музыку?
- А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов?
IV. ФИЗМИНУТКА
V. Работа с текстом
- Нарисуйте словами портрет девушки Дагни пришедшей на концерт.
- Что представляла Дагни, впервые слушая симфоническую музыку?
- А что представите вы?
(5 слайд)
Звучит музыка Э. Грига "Утро". (Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Петерсен. Может быть это, а может и другое.)
- Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медленно, потом всё разрастаясь загремели аплодисменты»?
- Почему Дагни плакала, слушая музыку?
- Прочитайте, за что Дагни была благодарна Григу.
- Так зачем же должен жить человек? Дагни поняла это, а вы?
- Что же сделало Грига вечным, бессмертным? Почему имя его не забыто?
- Да, действительно счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.
- Согласны ли вы с Григом?
- А все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ?
- Всем ли приятнее отдавать, чем брать?
- Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то?
(6 слайд)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Как вам кажется, счастливый конец у рассказа или нет?
- Запишите в тетрадь (с. 38), что особенно вам запомнилось в этом произведении.
- А что сегодня на уроке понравилось вам?
VIII. Домашнее задание.
- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и подготовьте ответ на вопрос: Чем должен жить человек?
- Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.
( Приложение 1)
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...
Презентация к уроку .К.Паустовский"Корзина с еловыми шишками".Великий сказочник и музыкант Э.Григ.
Бинарный урок: чтение и музыка....
Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Презентация содержит в себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками". А так же прилагаетс...
Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE или htt...
К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....
Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....
Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Среди произведений литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...