Внеклассное чтение, 3 класс. "Рассказы о дружбе. В.Ю. Драгунский".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
3 класс гимназии № 446
Учитель: Медведева М.В.
16. 03. 2010 года
Тема урока: Рассказы о дружбе.
Виктор Юзефович Драгунский.
Цели:
Продолжить изучение особенностей творчества В.Ю.Драгунского. Знакомство с биографией автора.
Учить определять главную тему творчества писателя, а также тему и идею произведения. Формирование умений и навыков работы с текстом.
Работа над составлением характеристики героев произведения.
Повторение и закрепление библиографических знаний: части книги, серии, предисловия и послесловия.
Развитие творческих способностей детей через литературное произведение, театрализацию, кинофильмы.
Воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания среди детей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа над биографией В.Ю.Драгунского. Определение темы урока.
- Ребята, к этому уроку вы читали рассказы Виктора Драгунского, познакомились с некоторыми фактами его биографии. Творчеству В. Драгунского мы посвящаем данный урок.
- На доске портрет В. Драгунского. Что можно сказать о В.Драгунском, как о человеке, глядя на это лицо?
- Можно ли писателя назвать нашим современником? Докажите.
- С чего начинался творческий путь В. Драгунского? /театр, цирк и много других занятий/
- Отразилось ли это на его литературном творчестве? Какие рассказы могут это подтвердить?
- Сколько всего рассказов для детей написал В. Драгунский? /90/
Библиографическая страничка.
- Покажите сборники рассказов, которые вы выбрали для урока?
На доске выставка книг.
- Что общего у всех этих книг? Какое отличие?
- Дома вы сделали свои обложки для книги рассказов В. Драгунского.
Какие серии вы придумали?
Почему у всех ребят разные названия книг?
Какие издательства?
- Почему книги В. Драгунского очень популярны среди детей?
/смешные, забавные, понятные детям, над ними можно подумать, поразмышлять/
Особенности творчества В. Драгунского.
- Главные герои? /дети/
- Их возраст? /школьники 6 – 10 лет/
- Воспользуйтесь толковым словарём и найдите значение слова «прототип».
- Кто является прототипом Дениски рассказов В.Драгунского?
/сын автора/
- Дениска – главный герой многих рассказов В. Драгунского. В литературе такого героя называют сквозным героем.
/Например: Мишка в рассказах Н.Н.Носова/
- Что вы можете сказать о друзьях Дениски?/высказывания детей/
- Возьмите карточку №1. Прочитайте.
Главные герои - дети: Мишка, Дениска, Алёнка.
Доверчивые Бескорыстные
Деятельные Пытливые
Простодушные Завистливые
Эгоистичные Мечтательные
Умеют сочувствовать Щедрые душой
-Подумайте, какими качествами обладают наши герои? Зачеркните лишнее. Работа в парах.
- Найдите и прочитайте отрывки из произведений, которые подтверждают наличие того или иного качества у детей.
Инсценировка отрывка рассказа «Сверху вниз, наискосок»
- Как этот поступок расцениваете вы?
- А взрослые герои рассказа?
- А кто такая «индейка», о которой шла речь в рассказе?
- Почему Алёнка употребила это слово?
- Как сказать правильно?
- А какие интересные слова ещё вам встретились в процессе чтения рассказов?
- Можно ли сказать, что речь героев смешная и очень понятна вам, маленьким читателям? Почему?
/Вы тоже пользуетесь такими же «детскими» словами/
Своеобразная детская речь – тоже особенность рассказов В. Драгунского.
Карточка №2. Перевести эти слова.
Особенный «детский» язык произведений В.Драгунского.
Раскромсал ( яйцо) =________________________________
Лопнутый ( круг) =__________________________________
Добрость =________________________________________
Гамкнула (собака) =________________________________
Нахлобучка (у шланга) =____________________________
Смешные слова, игры, поступки героев. А каким чувством обладали как герои рассказов, так и сам В. Драгунский?
/юмором/
- Можно ли этих ребят назвать друзьями? Докажите, подтвердив своё мнение словами из текста.
- Рассказы В.Драгунского – хороший материал для детских художественных фильмов.
- Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма «Где это видано, где это слыхано?» Подумайте, удалось ли актёрам передать характеры Дениски и Мишки.
- А среди вас есть друзья?
- Что же в вашем понимании означает «дружба»?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
Творческая работа в парах.
- Во многих книгах имеются предисловие и послесловие. Для чего они нужны?
- В домашней работе вы должны были составить своё предисловие или послесловие к книгам рассказов В.Драгунского. Пользуясь накопленным материалом /обложка, портреты писателя, карточки №1 и №2, предисловие/, сделайте литературный листок, посвящённый творчеству В.Драгунского. Работа в парах.
Готовые работы – на выставку. Анализ работ. 1 – 2 ученика, пользуясь литературным листком, рассказывают о творчестве писателя по плану:
1. С чего начинался творческий путь писателя.
2. Особенности творчества В.Драгунского.
3. Какие рассказы этого автора я прочитал.
4. Мои впечатления о них.
Итог урока. Домашнее задание.
- Кому понравились рассказы В.Драгунского? У автора много рассказов о школе, в которых главные герои - мальчишки и девчонки вашего возраста, новые истории и приключения. Хотите узнать какие? Возьмите сборники рассказов В.Драгунского и вы получите огромное удовольствие от прочитанного.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Внеклассное чтение "Рассказы о дружбе. В.Ю.Драгунский"
3 класс. Домашнее задание к уроку....
Внеклассное чтнение. 3 кл. "Рассказы о дружбе. В.Ю.Драгунский"
Презентация к уроку....
Урок внеклассного чтения во 2 классе по творчеству В.Ю.Драгунского "Тайное всегда становится явным"
На уроке учащиеся отгадывают кроссоворд, в ходе эвристической беседы выясняют особенности творчества писателя...
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: РАССКАЗЫ В. Ю. ДРАГУНСКОГО 4 класс
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: способствовать развитию творческого осмысления произведения; совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения; создат...
В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе" урок внеклассного чтения в 3 классе (презентация)
Презентация являетя дополнением к уроку внеклассного чтения. В ней содержится портрет писателя, изображение обложки книги, иллюстрация к произведению, викторина, сформулирована главная мысль произведе...
Конспект внеклассного чтения В.Драгунский "Друг детства"
Цель: путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского. Задачи: Образовательные: активизировать “вдумчив...