КАЧЕСТВО ЧТЕНИЯ.
статья по чтению (2 класс) на тему

Основные качества навыка чтения — это конечно правильность и беглость чтения. Они имеют смысл быть только тогда, когда нами — учителями будут применяться определенные приемы, направленные на отработку навыка чтения, тренировочные упражнения, которые будут совершенствовать зрительное восприятие, упражнять артикуляционный аппарат, вводить упражнение регулирующие дыхание ребенка. Если мы при анализе текста будем обращать внимание на перечитывание отрывка произведения, не только будем делать упор на идею данную автором, но и добиваться от детей правильного , без искажения чтения слов, предложений. При всем этом не следует забывать о том, что при чтении ребенок не должен пропускать буквы, «съедать» слоги, окончания, читать « по догадке» произведения, т. е. предугадывать смысл еще не прочитанного текста (не беру во внимание опытного чтеца). Что касается повторов, они должны восприниматься, как положительное явление (аналитический этап становления навыка чтения), ребенок старается удержать в своей памяти то, что он только что прочел. Необходимо объяснять лексическое значение слов, обращать внимание на правильность постановки ударения в словах, учить ставить логическое ударение , при этом у ребенка должен быть натренирован дыхание и речевой аппарат ( ребенок затрачивает физические усилия).
Например, Упражнение на развитие артикуляционного аппарата. Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку ( скороговорка подбирается по тексту произведения) А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Развитие артикуляционной моторики: а) Упражнение на дыхание: вдох, выдох, вдох, задержка дыхания на счёт от 1 до 5, выдох , выдох) . Упражнение для мышц губ: «Дудочка», «Улыбка», «Бараночка»). Упражнения для мышц языка: «Часики» - язык вверх, вниз, влево, вправо Разминка на развитие слухового внимания. Вопрос — ответ (У Иванушки – дурачка были три брата и три сестры. Сколько в семье мальчиков? (4) и т. д.). Речевая и дыхательная гимнастика. ( Громко, тихо) «Сказка ложь, да в ней намек »( меняем интонацию). Помните, ребята, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера ( ставим правильно ударение, обращаем на это внимание детей) – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит «устное творчество русского народа?» (Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. На чем же основан вымысел в данной сказке?
Повторное чтение ( про себя. Затем вслух).
Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам: - Какая нереальная ситуация лежит в основе сказки?
- Где жили старик со старухой?
Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста.
- Чем занимались старик и старуха? Найдем это в тексте и еще раз прочитаем выразительно.
- Для чего старик пошёл в лес? Кого он там встретил?
- Как выглядел Лесной Дед?
Прочитайте.
Чтение по ролям, соблюдая интонации. Выразительное чтение.

Новое произведение учитель начинает, читает выразительно, соблюдая логическое ударение, обращая внимание детей на непонятные слова (важно!).

Думаю, меня поддержат коллеги, если мы с вами творчески будем подходить к каждому уроку чтения, то наши дети освоят основные качества навыка чтения.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnost_chteniya.odt8.51 КБ

Предварительный просмотр:

Основные качества навыка чтения — это конечно правильность и беглость чтения. Они имеют смысл быть только тогда, когда нами — учителями будут применяться определенные приемы, направленные на отработку навыка чтения, тренировочные упражнения, которые будут совершенствовать зрительное восприятие, упражнять  артикуляционный аппарат,  вводить упражнение регулирующие дыхание ребенка. Если мы при анализе текста будем обращать внимание на перечитывание отрывка произведения, не только будем делать упор на идею данную автором, но и добиваться от детей правильного , без искажения  чтения слов, предложений. При всем этом не следует забывать о том, что при чтении ребенок не должен пропускать буквы, «съедать» слоги, окончания, читать « по догадке» произведения, т. е. предугадывать смысл еще не прочитанного текста (не беру во внимание опытного чтеца). Что касается повторов, они должны восприниматься, как положительное явление (аналитический этап становления  навыка чтения), ребенок старается удержать в своей памяти то, что он только что прочел. Необходимо объяснять лексическое значение слов, обращать внимание на правильность постановки ударения в словах, учить ставить логическое ударение ,  при этом у ребенка должен быть натренирован дыхание и речевой аппарат ( ребенок затрачивает физические усилия).

Например,  Упражнение на развитие артикуляционного аппарата. Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку ( скороговорка подбирается по тексту произведения) А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Развитие артикуляционной моторики: а) Упражнение на дыхание: вдох, выдох, вдох, задержка дыхания на счёт от 1 до 5, выдох , выдох) . Упражнение для мышц губ: «Дудочка», «Улыбка», «Бараночка»). Упражнения для мышц языка: «Часики» - язык вверх, вниз, влево, вправо Разминка на развитие слухового внимания. Вопрос — ответ (У Иванушки – дурачка были три брата и три сестры. Сколько в семье мальчиков? (4)  и т. д.). Речевая и дыхательная гимнастика. ( Громко, тихо) «Сказка ложь, да в ней намек »( меняем интонацию).  Помните, ребята, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера ( ставим правильно ударение, обращаем на это внимание детей) – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит «устное творчество русского народа?» (Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. На чем же основан вымысел в данной сказке?
Повторное чтение ( про себя. Затем вслух).
Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам: - Какая нереальная ситуация лежит в основе сказки?
- Где жили старик со старухой?
 Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста.
- Чем занимались старик и старуха?
Найдем это в тексте и еще раз прочитаем выразительно.
- Для чего старик пошёл в лес? Кого он там встретил?
- Как выглядел Лесной Дед?
Прочитайте.
Чтение по ролям, соблюдая интонации. Выразительное чтение.

Новое произведение учитель начинает, читает выразительно, соблюдая логическое ударение, обращая внимание детей на непонятные слова (важно!).

Думаю, меня поддержат коллеги, если мы с вами творчески будем подходить к каждому уроку чтения, то наши дети освоят основные качества навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительное чтение как прием повышения качества чтения и речи учащихся

Воздействуя посредствам "слова" педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку... Поэтому первы...

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...

Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ  В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

Статья "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»

Проектная работа "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся" выполнена учителем начальной школы Пинчук Светланой Евгньевной, где данаы рекомендации для обучения динамиче...

Карточка по теме "Грибы" для совершенствования качеств чтения.

Предложена карточка с рассказом "Подберёзовик"....

Мастер – класс «Технология продуктивного чтения, как повышение качества чтения в условиях реализации ФГОС»

Мастер-класс познакомит с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...