Планирование 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass_dokument_microsoft_office_word.docx | 79.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
6.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
8. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НРК
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы программа основного начального образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МОУ Амурской СОШ программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МОУ Амурской СОШ программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса МОУ Амурской СОШ
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 136часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 4 часа в неделю
Формы контроля:
Срезовые работы: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль;
текущийконтроль (устные опросы):
медиаформы: индивидуальные тесты Excel, фронтальные тесты PowerPoint.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,
приказом министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
примерными программами начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г №22/5135«Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 году»
учебным планом МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года
программы по УМК «Перспективная начальная школа» /Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трафимова, Л.А.Царёва, И.Б.Мылова, Н.Г.Агарков, Ю.А. Агарков. (М.: Академкнига/Учебник, 2011 - .)
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4-х лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.
Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф — это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка — это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка —
Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (самим термином мы, безусловно, пользоваться не будем).
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста. (Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укоренённость: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения — древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста — древнейший способ воспринимать мир в оппозициях.) Любой художественный прием — в силу присущей его природе двуплановости — является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы — это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
• На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала — на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам (школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком — языком литературы или языком живописи (графики)); потом — на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, -о связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
• Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной "правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
• Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами, как фольклора, так и литературы не строги и размыты Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы е целом.
• Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС — далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА — далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
• Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной), содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки), содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
• На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи. Конкретные задачи, помогающие реализации всех идей курса «Литературное чтение», сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Провер. работы | Контр работы |
1. | Народное творчество | 15 | ||
2. | Авторская литература | 115 | ||
3. | Формирование библиографической культуры | 6 | ||
Итого | 136 |
Темы обозначенные в учебно-тематическом плане раскрываются в течение всего периода обучения во втором классе.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Народное творчество – 15 часов
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка$сестричка и волк»*; «Петушок –
золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать
стали», «Луна на ветке».
А. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой ца$
ревне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари: «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис: «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца
Опоссума голый хвост».
2. Авторская литература – 115 часов
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин: «Скинуло кафтан…»;
М. Лермонтов: «Осень», «Утес»;
А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;
Ф. Тютчев: «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин: «Разговор деревьев», «Золотой луг»;
Л. Толстой: «Прыжок», «Акула»;
И. Тургенев: «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким: «Яблоко»*;
А. Ахундова: «Окно»;
Т. Белозеров: «Хомяк», «Ути$Ути»*, «Самое доброе слово»*;
В. Берестов: «Картинки в лужах»;
М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Коте$
нок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песен$
ка», «Улов»*;
А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;
А. Екимцев: «Осень»;
Е. Есеновский: «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;
Б. Заходер: «Собачкины огорчения»;
С. Козлов: «Желудь»;
Ю. Коринец: «Тишина»;
А. Кушнер: «Что я узнал!»;
Г. Лагздынь: «Утренняя кричалка»;
В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;
Н. Матвеева: «Было тихо…»*;
С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;
С. Михалков: «А что у вас?»;
Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;
Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Языки уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*,
«Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;
И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;
Г. Сапгир: «У прохожих на виду…»;
Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше
всех»;
П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси»,
«Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;
М. Тахистова: «Редкий тип»;
А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;
Д. Хармс: «Врун»*;
Е. Чеповецкий: «В тихой речке у причала»;
С. Черный: «Что кому нравится»*;
К. Чуковский: «Федотка»;
Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри
лапы и входи»;
М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;
Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.Марковой).
Басё, Бусон, Исса, Иссё, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тиё,
Хиросиге: японские трехстишия (хокку);
О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как яплаваю»;
М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;
Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;
П. Коран: «По дорожке босиком»;
Во Куанг: «Заходите»;
Т. Кубяк: «О гноме$рыбаке»*;
Л. Станчев:«Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов: «Как найти дорожку»*;
В. Вересаев: «Братишка»;
С. Воронин: «Лесик$разноголосик»*;
В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!»,«Гусиное горло»*;
Ю. Коваль: «Три сойки»;
С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*,«Заяц и Медвежонок»*;
О. Кургузов: «Сухопутный или морской?»;
Н. Носов: «Фантазеры»;
Б. Окуджава: «Прелестные приключения»;
С. Седов: «Сказки про Змея Горыныча»;
А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;
Г. Цыферов: «Жил на свете слоненок»;
Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны».
Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;
А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон»*;
Дж. Родари: «Бриф! Бруф! Браф
3. Формирование библиографической культуры – 6 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос» Ч. 1:с. 7, с.49, с.81, с.107, с.118, с.122, с.132, с.144, с.157. Ч.2: с. 22, с. 45, с.49, с.53, с.54, с.63, с.81, с.89, с.93, с.113-114, с.119, с.128,136, с.139-140, с.149. А также задания типа «С кем ты соглашаешься? Чья точка зрения тебе ближе?"Ч. 1:с.21, 40, 78, 99 , 152, 160, 166 «Какая выдумка кажется тебе самой интересной? У кого другая точка зрения?» Ч. 1: с.69 «Чья история, по-твоему, интересней?». Ч. 1: с.88 «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей?» Ч. 1: с.107, 109, 120, 131, 135, 164, 170-171; Ч. 2: с.34, с.55, с.108, с.117, с.119-120, с.124-125, с.152-153, 155, 157, 159, 161, 163,165-166;
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: поэтические и прозаические тексты, посвящённые:
- формированию базовых нравственных ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым это богатство и ценность);
- проблеме настоящего и ненастоящего богатства: Ч. 1: В.Драгунский «Что я люблю» с. 123-126, «Что любит Мишка» с.127-132, М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» с.134-138, Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 138-144;
- проблеме понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией: Ч. 1: Н. Носов «Фантазёры» с. 66-75; Д. Родари «Бриф!Бруф! Браф!» с.75-77; Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши» с. 78-81; Б. Окуджава «Прелестные приключения» с.81-90; Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь...» с. 90-92; Ч. 2: Л. Яхнин «Моя ловушка» с.62-64; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» с.64-65, «Скучный Женя» с.66-68, О. Дриз «Телёнок» с.69, А.Усачёв «Обои» с.69-73, В. Лунин «Что я вижу» с. 74-75, Ю. Мориц «Хвостики» с.75-76, «Букет» с.76-77;
- теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви: Ч. 2: С. Махотин «Воскресенье», «Груша» с.126, 132-133, М. Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-138, И. Тургенев «Воробей» с.146-147, М. Карем «Ослик» с.148-149, М. Бородицкая «Котёнок» с.149-150, Э. Мошковская «Кому хорошо» с.150-152, В. Драгунский «Друг детства» с. 153-156, В. Лунин «Кукла» с. 156-158, Л. Толстой «Прыжок» с.161-166, Л.Толстой «Акула» с. 167-172;
- проблеме разных точек зрения: Ч. 2:О. Дриз «Игра», «Стёклышки» с.14-15, 20-21, М. Бородицкая «Лесное болотце» с.21, В. Берестов «Картинки в лужах» с.22, А. Ахундова «Окно» с.23-24, А. Усачёв «Бинокль» с.24-27, Т. Белозёров «Хомяк» с.28, М. Яснов «Хомячок» с.29, Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» с.30-32, Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала...» с.32-33 , А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа...» с.33, М. Бородицкая «Вот такой воробей» с.34, «Булочная песенка» с. 36-37, С. Махотин «Местный кот» с.34-35, П. Синявский «Федина конфетина» с.37, А. Усачёв «Эх» с.38, Г. Сапгир «У прохожих на виду...» с.39-40, О. Кургузов «Сухопутный или морской» с.41-43;
- поэтические и прозаические тексты, посвящённые:
- формированию базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируются: представление о том, что красота – это то, что вокруг, – необходимо лишь научиться её обнаруживать: Ч. 1: Исса Хокку (с.96), С.Козлов «Ёжик в тумане» с. 97-99, «Барсук любитель стихов» японская сказка с.99-103, «Луна на ветке» с. 103-107, С.Козлов «Красота» с.111- 114 Хокку с. 117, 119, 120, Э.Мошковская «Если такой закат...» 172-173; Ч. 2: С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с.15-19;
- теме особого зрения – способности видеть не глазами, а сердцем (обсуждение которой было начато в 1 классе): Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» с.44-46, О. Дриз «Синий дом» с.47-50, А. Пушкин «...Уж небо осенью дышало» с.51-53, М. Лермонтов «Осень» с. 54-55, Л. Яхнин «Музыка леса» с. 104-105, Ю. Коваль «Три сойки» с. 106-107, Р. Сеф «Добрый человек» с.110, Л. Яхнин «Пустяки» с.111;
- вопросы, цель которых – опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок: Ч. 1: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»… с. 90, «А чем довелось любоваться тебе?» с. 97, «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?» с. 103, «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…» с. 110, «Что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» с. 126 «А ты что-нибудь собираешь ... Любишь свои сокровища показывать друзьям?» с.135, «А у тебя есть любимая игрушка?» с.156. Ч. 2: «Тебе понравилась игра, в которую играет герой этого стихотворения? Ты сам(а) когда-нибудь так играл(а)?» с. 15, «Тебе удалось представить (ВООБРАЗИТЬ) те картины заката, которыми любовались Ежик с Медвежонком? А последний пейзаж?» с.19, «Тебе нравится такой способ видеть мир по-новому? Ты бы в какой цвет окрасил(а) потолок? Печь? Спящего кота? Цыплёнка?» с. 21, «А ты любишь смотреть в окно?» с. 24, Ты видел(а) когда-нибудь хомячка? Даже если не видел(а), ты можешь теперь представить, какой у этого зверька характер?» с. 29, «А ты когда-нибудь думал(а) о том, что не только ты смотришь на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на тебя?» с. 34, «Что в разговоре мальчика с воробьём кажется тебе смешным?» с. 34, «А ты понимаешь язык животных?» с. 35, «А у тебя и твоих друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному?» с. 40, «А ты когда-нибудь сравнивал(а) себя с животными или растениями, которые тебя окружают? Думал(а) о том, как это замечательно, что ты – это именно ты?» с. 60, «А в твоем воображении многое умещается?» с. 63, «А что бы сказала твоя мама?» с. 73, «А ты когда-нибудь рассматривал(а) узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал(а) их в своём воображении» с. 75, с. 108, «Ты видел(а) когда-нибудь жёлудь? Можешь объяснить, почему поэт называет его «жёлудем-мужичком»?» с. 126
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности).
Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК.
Приведем примеры таких суждений: "– Мне жалко Братца Опоссума, – сказала Маша. – Он пострадал из-за Братца Кролика!" "– А мне его не жалко! – сказал Миша. – Он пострадал из-за своей жадности". А тебе чья точка зрения ближе? Ч. 1, с. 40; "Оба эти стихотворения об одном и том же, – сказала Мальвина. – И там, и здесь герой жалуется, что окружающая природа приносит ему неудобства". Ты тоже так думаешь?... "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?" Ч. 1, с. 120; "– Дениска – вот богатый человек!" – сказал Барсук. "– Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка?" – спросил Миша. С кем ты соглашаешься? Ч. 1, с. 132; "– Получается, что и сын говорит неправду, и отец обманывает," – сказала Мальвина. "– Мальчик просто фантазёр! А папа с уважением относится к его фантазиям!" – возразила Маша. А тебе чья точка зрения ближе? Ч. 1, с. 160). Ч. 2: с. 21, 40, 78, 107, 109, 120, 131, 132, 157, 160, 166, 171-172. Ч. 2: с. 45, 49, 63, 108, 113-114, 117, 120, 128, 152-153, 155, 157, 159, 161, 163, 165, 166.
Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)::
- поиск и выделение необходимой информации в словарях: Ч. 1:с. .12, 15-19, 23, 31, 33-35, 37, 52, 55, 58, 76, 81, 90, 95, 100, 102, 103, 108, 113, 119, 126, 138, 147, 148, 153, 159, 160, 161, 163, 169. Ч. 2: с. 9, 15, 21, 24, 28, 33, 48, 59, 79, 120, 123, 130, 132, 141, 142, 144, 145, 159, 162;
- поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания: Ч. 1: с.7, 23, 28, 119, 152;
- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения: Ч. 1: с.64, 99, 108, 109, 114, 115, 117, 119, 121, 124, 173. Ч. 2: с. 10, 12, 40, 46, 47, 77, 108, 125, 128;
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек: Ч. 1: А.Пушкин «У лукоморья..» с.9-11, Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» с.35-36, И. Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61, Тиё, Оницура (хокку) с.119-121, .Драгунский «Что я люблю» с.126, М.Бородицкая «Ракушки» с.135, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 139-140, 144, И.Тургенев «Воробей» с.147, В.Драгунский «Друг детства» с.153-156, В.Лунин «Кукла» с.156-158, Л. Толстой «Прыжок» с.165, Л. Толстой «Акула» с.171, Э.Мошковская «Если такой закат?» с.173. Ч. 2: С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с.19, А. Ахундова «Окно» с.24, Т.Белозёров «Хомяк» с.28, П.Синявский «Федина конфетина» с.37, Г.Сапгир «У прохожих на виду…» с.40, О.Дриз «Синий дом» с.48-50, А.Пушкин «»Уж небо осеню дышало…» с.51-52, О.Дриз «Кто я?» с.58, Ю.Мориц «Хвостики» с.75-76, Л. Яхнин Музыка леса с.104-105, Ю.Коваль «Три сойки» с.108, Л.Яхнин «Пустяки» с.111-112, Е.Чарушин «Томкины сны» с.115, М.Пришвин «Разговор деревьев» с.118-119, Ф.Тютчев «Зима недаром злится» с.120-121, М.Пришвин «Золотой луг» с.123-124, С.Козов «Жёлудь» с.126-127, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-149, С. Махотин «Вот так встреча» с.153, С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» с.162, с.166, П.Коран «По дорожке босиком» с. 168-169;
- работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее). Ч. 1: А.Пушкин «У лукоморья…» с.8-11, А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.12-21), Д.Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с. 37-38, Д.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» с. 75-77, С. Козлов «Ёжик в тумане» с.97-99, «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке» японские сказки с. 99-107, В.Драгунский «Что я люблю» с.123-126, В. Драгунский «Что любит Мишка» с. 127-131, М. Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-137, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 138-144, М. Карем «Ослик» с.148, Л. Толстой «Прыжок» с.161-166, Л. Толстой «Акула» с.167-171. Ч. 2: С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с. 15-19, О.Кургузов «Сухопутный или морской?» с. 41-43, О.Дриз «Кончилось лето» с.44-45, А.Пушкин «»Уж небо осеню дышало…» с.51-52, Р. Сеф «Добрый человек» с.110, Г. Юдин «Вытри лапы и входи» с.116-117, М.Лермонтов «Утёс» с.127-128, М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» с.129, К. Чуковский «Федотка» с.138, О.Дриз «Доктор» с.139, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-149, Л.Яхнин «Зеркальце» с.170-171, А.Усачёв «Жужжащие стихи» с.172-173;
- самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, т.е. текст уже каким-то образом структурирован для школьника и эмоциональные акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета и даже сам определяет цвет). Тетрадь 1: «Строчки, из которых видно, где на самом деле находится мальчик, закрась голубым карандашом. А строчки, которые рассказывают о том, что происходит у героя в воображении, - жёлтым карандашом.» (с.22); «Если ты считаешь содержимое лукошка настоящим богатством, то закрась эти строчки в стихотворении жёлтым карандашом. Если считаешь по-другому — то голубым.» (с.34), а также с.6, с.10-11, с.12, с.17-18, с.19,с. 21, с.24-25, с.28-30, с. 30-31, с.36, с.38, 39-40, с.42, с.44, с.46, с.48.
Тетрадь 2: «Какой цвет преобладает в зимней картине? Закрась голубым карандашом строчки, из которых это видно. А что украшает эту картину, делает её яркой? Закрась строчки, в которых об этом говорится, жёлтым карандашом.» (с.3); «Каким карандашом ты бы закрасил(а) эту часть — голубым или жёлтым?» (с.12), а также с.5, с.6-7, с.8-9, с.10, с.13, с.15, с.16-17, с.19, с.21, с.23, с.24-25, с.26-27, с.28-29, с.30, с.32-33, с.34, с.37, с.38, с. 40-41, с.43, с.46-47;
- работа с дидактическими иллюстрациями: Ч. 1:с.6-7, с.22, с.28-30, с.43, с.59, с.64, с.83, с.109-110, с.114-115, с.118-119, с.121-122, с.138. с.173-174. Ч. 2: с.8-9, с.10, с.12-13, с. 40, с.46-50, с.77, с.81-82, с.84-85, с.87-88, с.90-91, с.92-103, с.108-109, с.125, с.128.
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими) («Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка Ч. 1: с.23-27, Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» с.31-35, Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с.37-39, «Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» русская народная сказка с.51-58); выявление некоторых особенностей волшебной сказки (обязательное присутствие чудес; наличие волшебного помощника и (или) предмета); наличие повторов в построении сказки (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.12-21,«Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» русская народная сказка с.51-58); анализ авторских сказок с целью показать, что они часто опираются на народную сказку /мы не используем терминологию, т.е. не можем сказать, что авторская сказка использует древние сюжеты народных сказок: слово сюжет заменяем словом "история"/(А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.12-21); обнаружение связи современных поэтических текстов с народным творчеством: использование поэтами приемов устного народного творчества (И. Пивоварова «Жила-была собака», И. Пивоварова «Мост и сом», Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка». Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка» с. 60-64); сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания автора:Ч. 1: С.Козлов «Ёжик в тумане» и Т.Маврина «Полумесяц» с.97-99, С.Козлов «Красота», Хиросиге «тросник под снегом и дикая утка» и А.Дюрер «Травы» с.111-115. Ч. 2: О. Дриз «Кончилось лето» и М.Добужинский «Кукла» с.44-46; О.Дриз «Синий дом» и М.Шагал «Синий дом» с.47-50;
- подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов. Ч.1: с. 12-21, с. 41-59 и изучение дидактической иллюстрации Ч.1: с. 22, 43, 59; формирование понятия «главный ГЕРОЙ» сказки о животных через анализ русских Ч. 1: с.23-30 и иностранных сказок Ч.1: с.31-40, изучение дидактических иллюстраций Ч.1: с.28-30 и дидактических выводов Ч.1:с.49; формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ поэтических и прозаических текстов и задания типа: «Найди все слова, которые рассказывают о растениях и насекомых как о людях»; «Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо. А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. Какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитай только эти слова» Ч. 1: с.99, Ч. 2: с.36-37, с.47, с.120-122, 126-137; поэтапное формирование понятия «контраст» через сравнение противоположных по настроению частей текста Ч. 2: О.Дриз «Кто я?» с.56; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» с.148-149, через противопоставление внешности и голоса героев текста Ч. 2: Ю.Коваль «Три сойки» с. 106-108; поэтапное формирование понятия «точка зрения»: 1 этап — использование таких «инструментов», как лупа, цветное стёклышко, бинокль, рамочка, которые меняют привычный взгляд на предмет Ч. 2: с.13, с.21-27, с.40; 2 этап — предъявление школьнику двух разных оценок одного и того же явления или предмета, сделанных с противоположных позиций: восприятие рыбалки рыбаком и рыбой, восприятие яблока разными животными и т.д. Ч. 2: с.27-40; 3 этап — предъявление школьнику двух или более позиций относительно обсуждаемой нравственной проблемы и создание необходимости сделать выбор, присоединиться к одной из них, сделать её собственной точкой зрения Ч. 1: с.120-121, с.166, с.171-172, Ч. 2: с.63, с.67-68, с.69-73, с.108, с.111-112, с.112-114, с.116-117, с.152, с.165-166; формирование понятий «периодика», «детская периодика» через анализ понятий «новости», "важные новости", «свежие новости», «выходить периодически» и т.д. Ч. 2: с. 78-85; начальный этап формирования понятия «рассказ» посредством использования антонимов: «сказка» - «быль», «выдумка» - «правдивая история» Ч. 2: с.164; формирование представления о природе комического через анализ приемов, используемых для достижения комического эффекта: смешно, когда есть контраст Ч. 2: с. 138, с.148, смешными нас делают наши недостатки Ч. 2:с.149-151, с.154-166 смешно бывает из-за повторов Ч. 2: с.166-167, 168-169, с.171, с.172-173, смешно, когда путаница или что-то наоборот Ч. 2: с.170-171, с.174;
- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку»Ч. 1: с.12-22; между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты Ч. 1: с. 74 ); между способностью создавать красоту, ценить красоту, видеть красоту в простом и поэтическим взглядом на мир Ч. 1:с. 107, с. 111-115, с. 119; между описанием в тексте реальных (не выдуманных) событий и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это рассказ Ч. 1: с.164); между тем, что изображено на картине и её жанровой принадлежностью (портрет, пейзаж, натюрморт) Ч. 2:с.8-10, с.19, с.24; между определённым взглядом на мир и выражением этого взгляда в речевых высказываниях: ориентируясь на черты характеров героев интриги (Маши, Миши, Мальвины и Алёнушки), школьники определяют, кому из них принадлежит какое высказывание по поводу текстов Л. Толстого «Прыжок», и «Акула» Ч. 1: с. 165-166, с.171-172. Ч. 2:с. 66-68, с.119-120.
Коммуникативные УУД:
- управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям): Ч. 1: с.12-20, 23-27, 31-35, 37-39, 40-48, 51-58, 60-61, 66-74, 75-77, 81-89, 90-92, 99-102, 103-106, 111-114, 123-126, 127-131, 134, 136-137, 138-143, 146-147, 148, 153-155, 156-157, 158-159, 161-164, 167: «Петушок – Золотой гребешок» русская народная сказка с.23-27, Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» с.31-35, Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» с.37-39, «Как собака с кошкой враждовать стали» китайская сказка с.41-48, «Волшебное кольцо» » русская народная сказка с.51-58, И.Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61, Н.Носов «Фантазёры» с.66-74, Д.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» с.75-77, Б.Окуджава «Прелестные приключения» с.81-89, Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» с.90-92, «Барсук – любитель стихов» японская сказка с.99-102, «Луна на ветке» японская сказка с.103-106, С.Козлов «Красота» с.11-114, В.Драгунский «Что я люблю» с.123-126, В. Драгунский «Что любит Мишка» с.127-131, М. Бородицкая «Ракушки» с. 134, М.Бородицкая «Уехал младший брат» с.136-137, Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» с. 139-143, И.Тургенев «Воробей» с.146-147, М. Карем «Ослик» с.148, В.Драгунский «Друг детства» с.153-155, Р.Суф «Я сделал крылья и летал» с.158-159, Л.Толстой «Прыжок» с.161-164, Л.Толстой «Акула» с.167-170. Ч. 2: с.14, 15-18, 20, 24-27, 30-31, 41-43, 51, 56-57, 69-73, 106-107, 121, 129, 130-134, 141-148, 172-173: О.Дриз «Игра» с.14, С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» с. 15-18, : О.Дриз «Стёклышки» с.20, А.Усачёв «Бинокль» с.24-27, Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» с.30-31, О.Кургузов «Сухопутный или морской?» с. 41-43, А.Усачёв «Обои» с.69-73, Ю.Коваль «Три сойки» с.106-107, Д.Биссет «Ух!» с.130-134, В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» с.141-148, А.Усачёв «Жужжащие стихи» с.172-173,
- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Подарок дядюшки Белого Медведя — это настоящее богатство, - сказал Барсук. Найди ту часть сказки, которая подтверждает это мнение» Ч. 1:с. 144, а также Ч. 1: с.49, 110, 157. Ч. 2: с.49, 53, 54, 113-114. Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: в одном и том же авторском тексте можно обнаружить и черты шутки-прибаутки (по одним основаниям), и небылицы (по другим основаниям) (Ч. 1: И. Пивоварова «Жила-была собака» с.60-61); докучной сказки и забавной прибаутки (И. Пивоварова «Мост и сом»с.62-63); одна и та же сказка может сочетать в себе особенности волшебной сказки и сказки о животных (китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» с.49, русская сказка «Волшебное кольцо» с. 58); один и тот же сюжет может быть рассказан языком разных жанров: сюжет сказки "Репка" в логике докучной сказки, кумулятивной сказки, небылицы (Ч. 1: с.64); одному и тому же тексту можно дать разную смысловую оценку: "То, что герою стихотворения подарили куклу, сильно его рассердило? - Конечно, да! — сказал Миша. - Конечно, нет! - сказала Маша". Прочитай сначала строчки, подтверждающие Мишино мнение, а потом — строчки, подтверждающие Машину точку зрения.» (Ч. 1: В. Лунин «Кукла» с.156-157); «Миша говорит, что здесь видно, что Томка — ещё маленький и глупый». Ты соглашаешься с Мишей? Можешь подтвердить эту точку зрения? Маша говорит: «- Наоборот! Здесь уже видно, что Томка умненький и осторожный! » Может быть, Маша тоже права? На какие строчки обратила внимание Маша во второй части рассказа?» (Ч. 2: Е. Чарушин «Томка испугался», с.113-114); «- Что-то не видно, чтобы мальчик ухаживал за своим щенком! - строго сказал Миша. - Ещё как видно! - возразила Маша». А ты чьё мнение разделяешь? (Ч. 2: Г. Юдин «Вытри лапы и входи» с.116-117).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью" и "Хрестоматией"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.
В области коммуникативных УУД обучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
ЛИТЕРАТУРА
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 2 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2011.
Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: метод, пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Темы уроков | Материалы учебника | Материалы хрестоматии | Материалы тетради | ТСО | Дом задание | |
По плану | факт | |||||||
3с | 1. | Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». | с. 8-11 | с. 3-4 | учить | |||
5,6,7с | 2-4. | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | с. 12-23 | с. 29-48 | с. 5-6 | ИКТ | Читать выр-но | |
10с | 5 | Русские народные сказки о животных. «Петушок –золотой гребешок», | с. 23-30 | с. 5-14 | с. 7-8 | пересказ | ||
12с | 6 | Р.н.с. «Лисича-сестричка и волк» «Кот и лиса» | пересказ | |||||
13,14с | 7-8 | Зарубежные сказки о животных. Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик», «Почему у братца опоссума голый хвост». | с. 31-40 | с. 8-11 | читать | |||
17.19с, 20 | 9-11 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали». В.ч. | с. 41-49 | с. 11-12 | ИКТ | читать | ||
21,24,с 26с | 12-14 | Русская волшебная сказка «Волшебное кольцо». Хр. В.ч. | с. 50-60 | с. 22-28 | с. 11-12 | Прид 2 вопр | ||
27,28с | 15-16 | Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом», Г. Лагздынь « Утренняя кричалка». Хр. | с. 60-64 | с. 15-21 | с. 13-16 | ИКТ | учить | |
1,3,4ок | 17-19 | Фантазия и неправда в литературе и жизни. Н.Носов «Фантазеры» В.ч | с. 65-74 | с. 17-18 | По ролям | |||
5 | 20 | Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | с. 75-77 | Выр-но | ||||
8,10,ок | 21-22 | Фантазия и враньё. Стихи Э. Мошковской. Хр | с. 78-81 | с. 55-61 | с. 18-20 | ИКТ | читать | |
11.12, 15ок | 23-25 | Современная авторская сказка Б.Окуджава «Прелестные приключения», Хр. С.Воронин «Лесик-разноголосик»В.ч | с. 81-90 | с. 49-54 | с. 18-21 | Прид 2 вопр | ||
17ок | 26 | Фантазия в литературе и жизни. Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь» | с. 90-92 | с. 22-24 | ИКТ | рт | ||
18ок | 27 | Секреты чайного домика. Хокку поэта Исса. | с.93-97 | читать | ||||
19,22 ок | 28-29 | С.Козлов «Ежик в тумане». | с. 97-99 | с. 24-25 | читать | |||
24,25 ок | 30-31 | Японская народная сказка «Барсук – любитель стихов». | с. 99-103 | с. 26 | По ролям | |||
26,29 ок | 32-33 | Японская народная сказка «Луна на ветке». | с. 103-107 | с. 27-28 | Выр-но | |||
31ок | 34 | Секреты японского свитка. | с. 108-111 | читать | ||||
1н | 35 | С. Козлов «Красота». Хр. | с. 111-115 | с.69-73 | с. 28-29 | Выр-но | ||
2,12,14,15н | 36-39 | Секреты японских стихов. Хокку. Хр. | с. 115-122 | с. 66-68 | с. 30-31 | ИКТ | Выр-но | |
16,19, 21н | 40-42 | В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», С. Махотин «Воскресенье». Хр.В. Драгунский «Гусиное горло».В.ч | с. 122-132 | с. 62-65 | с. 32-34 | По ролям | ||
22,23н | 43-44 | С.Махотин «Груша», М.Бородицкая «Ракушки» ,«Уехал младший брат». Хр. | с. 132-138 | с.74-76 | с. 35-36 | ИКТ | Выр-но | |
26.28н | 45-46 | Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь». Хр. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». | с. 138-144 | с.77-108 | с. 11-12 | читать | ||
29,30н | 47-48 | И.Тургенев «Воробей», М.Корем «Ослик», М.Бородицкая «Котенок», Э. Мошковская « Кому хорошо». Хр. | с. 145-153 | с.108-113 | с. 37-39 с. 41-44 | Выр-но | ||
3д | 49 | В.Драгунский «Друг детства». Хр. | с. 153-156 | с.114-116 | читать | |||
5д | 50 | О ценности дружбы. В.Лунин «Кукла», Р.Сеф «Я сделал крылья и летал». | с. 156-160 | с. 44-45 | ИКТ | Выр-но | ||
6,7,10д | 51-53 | Сказка и рассказ. Л.Н.Толстой «Прыжок». Хр.В.ч | с. 161-167 | с.117-119 | с. 45-46 | Отвеч на вопр | ||
12,13 ,14д | 54-56 | Кульминация. Л.Толстой «Акула». В.ч | с. 167-172 | с.117-119 | с. 47-48 | Отвеч на вопр | ||
17,19д | 57-58 | Поэт и художник. Э Мошковская «Если такой закат…». Картина П. Брейгеля « Охотники на снегу». Задания для членов клуба «Ключ и заря». | с. 172-175 | учить | ||||
20д | 59 | Жанры живописи. А. Кушнер «Что я узнал». Хр. | Часть 2с. 8-10 | с.129-130 | Тетрадь № 2с. 3 | ИКТ | пересказ | |
21д | 60 | С. Махотин «Фотограф», И.Пивоварова «Картина». Хр. | с. 10-13 | с.131-134 | с. 24-26 | читать | ||
24,26д | 61-62 | О.Дриз «Игра», С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно». | с. 14-19 | Выр-но | ||||
27,28д | 63-64 | О.Дриз «Стёклышки», М.Бородицкая «Лесное болотце», В. Берестов «Картинки в лужах», А. Ахундова «Окно». | с. 20-24 | с. 4-5 | Выр-но | |||
14ян | 65 | А. Усачев «Бинокль». Хр. | с. 24-27 | с.135-138 | с. 6 | ИКТ | читать | |
16,17 ян | 66-67 | Т.Белозеров «Хомяк», М.Яснов «Хомячок», Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок». | с. 28-32 | с. 7-8 | Выр-но | |||
18,21 ян | 68-69 | Е.Череповецкий «В тихой речке..», А.Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», М.Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот». Хр. | с. 32-35 | с.139-148 | с. 9-11 | учить | ||
23ян | 70 | М.Бородицкая «Булочная песенка», П.Синявский «Федина конфетина». | с. 35-37 | с. 11-12 | Выр-но | |||
24,25 ,28ян | 71-73 | А.Усачев «Эх!», Г.Сапгир «У прохожих на виду», О.Кургузов «Сухопутный или морской?».В.ч | с. 38-43 | с. 12-16 | Отвеч на вопр | |||
30,31 ян | 74-75 | О.Дриз «Кончилось лето», «Синий дом». | с. 43-50 | с. 17 | ИКТ | Выр-но | ||
1,4,6ф | 76-78 | Интонация. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало». Особенности поэтических произведений. М.Лермонтов «Осень» В.ч | с. 50-55 | учить | ||||
7,8ф | 79-80 | О.Дриз «Кто я?», А.Гиваргизов «Мой бедный Шарик..», М.Корем «Повезло!», Р, Сеф «Лучше всех». | с. 55-61 | с. 18-19 | Выр-но | |||
11,13, 14ф | 81-83 | Воображение в поэзии. Л.Яхнин «Моя ловушка», Г.Юдин «В снегу бананв зацвели», «Скучный Женя», О.Дриз «Теленок». В.ч | с. 62-69 | с. 20-21 | ИКТ | Выр-но | ||
15,18 ,20ф | 84-86 | А.Усачев «Обои», В.Лунин «Что я вижу», Ю.Мориц «Хвостики», «Букет…». В.ч | с. 69-77 | с. 22-24 | рисунок | |||
21,22ф | 87-88 | Новости и периодика. С.Михалков «А что у вас?» | с. 78-83 | Учить отрывок | ||||
25,27ф | 89-90 | Детская периодика. Детские журналы. Структура детского журнала. | с. 84-91 | Принести журн | ||||
28ф, 1м | 91-92 | Разнообразие детских журналов. | с. 92-103 | Что чит в журнале? | ||||
4,6,7м | 93-95 | Л.Яхнин «Музыка леса», Ю.Коваль «Три сойки». В.ч | с. 104-109 | с. 25-27 | пересказ | |||
11,13м | 96-97 | Р.Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки». | с. 110-112 | с. 27 | ИКТ | читать | ||
14,15, 18м | 98-100 | Деление текста на части. Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны», Г.Юдин «Вытри лапы и входи». В.ч | с. 112-117 | с. 28-29 | Озаглавить части | |||
20,21 ,22м | 101-103 | М.Пришвин «Разговор деревьев», Олицетворение. Ф.Тютчев «Зима недаром злиться», Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето». Проверка техники чтения. В.ч | с. 118-122 | с. 30-32 | ИКТ | учить | ||
1,3ап | 104-105 | Художественный образ в литературе. М.Пришвин «Золотой луг». | с. 123-125 | с. | с. 33 | рисунок | ||
4,5ап | 106-107 | Художественные средства выразительности. Олицетворение С.Козлов «Желудь», М.Лермонтов «Утес». | с. 126-128 | с. 34-35 | Выр-но | |||
8,10 ,11ап | 108-110 | Олицетворение. Звукопись. М.Есеновский «У мальчика Юры…», Д.Биссет «Ух!». В.ч | с. 128-134 | с. 126-128 | Выр-но | |||
12ап | 111 | Секреты стихотворной речи. А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина». | с. 134-137 | с. 36-37 | ИКТ | Выр-но | ||
15, 17ап | 112-113 | Образ природы в поэзии. Хр. Л. Станчев «Осенняя гамма», Э. Мошковская «Дедушка Дерево», «Здравствуй, Лес!», Л. Яхнин «Листья». | с. 120-128 | ИКТ | учить | |||
18, 19ап | 114-115 | Юмор в стихотворных произведениях. К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Доктор», «Обида». | с. 138-140 | с. 38 | ИКТ | Выр-но | ||
22,24, 25, 26ап | 116-119 | Юмор и контраст. В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» Хр. В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера». | с. 141-149 | с. 149-158 | с. 37 | ИКТ | По ролям | |
29ап, 2м | 120-121 | Юмор в поэзии. М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик», С, Махотин «Вот так встреча!». | с. 149-153 | с. 39-41 | ИКТ | Выр-но | ||
3.,6,8, 10, м | 122-125 | Повторы, ирония. С.Седов «Сказки про Змея Горыныча». В.ч | с. 154-166 | с. 42-43 | Прид 2 вопр | |||
13,15м | 126-127 | Секреты смешного. П.Синявский «Такса едет на такси», П.Коран «По дорожке босиком»,Л. Яхнин «Зеркальце». | с. 166-171 | с. 44-47 | ИКТ | Выр-но | ||
16,17м | 128-129 | Художественные средства выразительности в юмористических произведениях. А.Усачев «Жужжащие стихи», П.Синявский «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор». | с. 172-175 | с. 41, 48 | ИКТ | Выр-но | ||
20м | 130 | Хр. Н. Матвеева «Было тихо…», А. Усачёв «Жучок». | с. 158-160 | ИКТ | Выр-но | |||
22м | 131 | Проверка техники чтения. В.ч | ||||||
23м | 132 | Проверочная работа. Задания для членов клуба «Ключ и Заря». В.ч | с. 175-176 | |||||
24,27 ,29, 30м | 133-136 | Резервные уроки. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НРК
Дата | № | Темы уроков | Хрестоматия по литературе родного края |
1 | 12-14 | Русская волшебная сказка «Волшебное кольцо». Хр. В.ч. | А.Борченко, «Стихи» 78-79 |
2 | 17-19 | Фантазия и неправда в литературе и жизни. Н.Носов «Фантазеры» В.ч | Самуил .Гершуни, , «Стихи»стр. 82-90 |
3 | 23-25 | Современная авторская сказка Б.Окуджава «Прелестные приключения», Хр.»В.ч | О.Юлдашев, А.Горская «Стихи» стр.91-102 |
4 | 40-42 | В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», В.ч | Л.Преображенская, стр.103-115 |
5 | 51-53 | Сказка и рассказ. Л.Н.Толстой «Прыжок». Хр.В.ч | Ю.Подкорытов, , стр.115-126 |
6 | 54-56 | Кульминация. Л.Толстой «Акула». В.ч | Г.Трейлиб ,Н.Цуприк, стр.127-144 |
7 | 71-73 | А.Усачев «Эх!», Г.Сапгир «У прохожих на виду», О.Кургузов «Сухопутный или морской?».В.ч | |
8 | 76-78 | Особенности поэтических произведений. М.Лермонтов «Осень» В.ч | Г.Трейлиб ,Н.Цуприк, стр.127-144 |
9 | 81-83 | Воображение в поэзии. Л.Яхнин «Моя ловушка», В.ч | Г.Трейлиб ,Н.Цуприк, стр.127-144 |
10 | 84-86 | А.Усачев «Обои», В.Лунин «Что я вижу», Ю.Мориц «Хвостики», «Букет…». В.ч | Н.Ваторина |
11 | 93-95 | Л.Яхнин «Музыка леса», Ю.Коваль «Три сойки». В.ч | Л.Татьяничева с 123 - 127 |
12 | 98-100 | Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны», Г.Юдин «Вытри лапы и 14входи». В.ч | Н.Шилов |
13 | 101-103 | Ф.Тю16тчев «Зима недаром злиться», Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный17 лето». Проверка техники чтения. В.ч | Л.Татьяничева с 123 - 127 |
14 | 108-110 | Олицетворение. Звукопись. М.Есеновский «У мальчика Юры…», Д.Биссет «Ух!». В.ч | Глебов Н.А с 132 - 144 |
15 | 122-125 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча». В.ч | Б.Рафиков |
16 | 131 | Проверка техники чтения. В.ч | П. Бажов с 144 - 150 |
17 | 132 | Проверочная работа. Задания для членов клуба «Ключ и Заря». В.ч | П. Бажов с 144 - 150 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование
программа предусмотрена для классса коррекции...