литературное чтение во 2 классе по разделу "Обратьях наших меньших"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Картышова Людмила Николаевна

урок литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Цели: 1) повторить и обобщить знания учащихся по произведению данного раздела;

           2) развитие памяти, внимания, мышления, связной речи;

           3) воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование. Портреты писателей, предметные картинки животных, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока.

 Организационный момент.

Поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами, улыбнуться друг другу.

- Учитель приглашает в литературную гостиную.

Поэтическая минутка.

 - Прослушивание музыкального произведения Х. Заимова «Весна».

- О каком времени года музыкальное произведение? Какие звуки музыки помогли определить, что это весна? Что вы услышали?

- Какой месяц наступил? Как в народе называется месяц апрель? Как понимаете пословицу «Март с водою, апрель с  травою»?

- Дыхательная гимнастика. Давайте вдохнем в себя запах весны и насладимся его ароматом: вдох через нос, выдох через рот.

Упражнение «Ветерок», «Дождик».

Конкурс стихотворений о весне (оценивает жюри).

Введение в тему.

- Какие изменения произошли в жизни животных весной?

- Прочитайте название раздела, который мы изучили. Кого мы называем «братья наши меньшие»?

- Обратите внимание на портреты писателей, представленных в нашей гостиной. Вы узнали их? Назовите их. Что объединяет творчество этих писателей?

- Мы с вами закончили изучение раздела «О братьях наших меньших». Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили.

Игра «Отгадай название рассказа и его автора».

 - По опорным словам отгадать название рассказа:

1) скрипка, щепка, музыка, медведь («Музыкант»);

2) старик, мыши, клевер, корова («Сова»);

3) дача, мальчики, ежик («Страшный рассказ»);

4) утка, мальчики, утята («Ребята и утята»);

    утята, стрекоза, Алеша («Храбрый утенок»).

- Соотнеси название рассказа с его автором, если есть ошибки, исправь:

         «Музыкант»                                                        Е.И. Чарушин

«Страшный рассказ»                                           М.М. Пришвин

«Ребята и утята»                                                  В.В. Бианки  

«Сова»                   В.В. Бианки  

Физминутка.

Мы играем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

       Вдруг мы видим из куста

       Выпал птенчик из гнезда

       Тихо птенчика берем

       И назад его кладем.

Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

Работа по теме.

Понравился ли рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»? Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему так считаете? Чему он учит?

Обобщение по сказке В. Бианки «Сова».

- В каком произведении В. Бианки рассказал, что человеку не обойтись без пользы, приносимой птицами?

- Что знаете о совах? (сообщение ученика)

- Какая связь между совой и чаем старика?

- Давайте составим цепочку взаимосвязи (как все восстановилось в природе):

       Сова→ мыши → шмели → клевер→  корова→ молоко→ чай.

- Как понимаете предложения:

а) Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.

б) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

в) Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки? (Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным).

Работа над рассказом Е. Чарушина «Страшный рассказ».

- Соответствует ли название содержанию рассказа?

Найди в рассказе:    кульминация

                       завязка                             развязка

- Что вы знаете о ежах?

Чтение по ролям рассказов Н.И. Сладкова «Сорока и заяц», «Барсук и медведь».

Инсценировка рассказов, учащиеся отгадывают название и автора. Выделяют главную мысль (оценивание).

Игра «Угадай-ка». Учитель предлагает карточки с отрывками из рассказов («Музыкант» и др.). Ученик выходит к доске, выбирает карточку, выразительно читает отрывок, называет автора и название рассказа (оценивание).

Самостоятельная работа в группах (разноуровневые задания).

1 уровень.

1) Как звали храброго утенка?

а) Андрей;

б) Алеша;

в) Антон.

2) Кто автор рассказа «Лиса - плясунья»?

а) Б.С. Жидков;

б) М.М. Пришвин;

в) Н.И. Сладков.

3) Какая пословица относится к рассказу Е. Чарушина «Страшный рассказ»?

а) «У страха глаза велики»;

б) «Чем дальше в лес, тем больше дров»;

в) «Ты пожалей и тебя пожалеют».

4) К какому литературному жанру относится произведение В.Бианки «Музыкант»?

а) сказка;

б) рассказ;

в) басня.

2 уровень.

Убери лишний персонаж.

1) «Сова»: старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель;

2) «Ребята и утята»: ребята, утка, барсук, утята;

3) «Музыкант»: медведь, старик, старуха.

3 уровень.

Расшифруй персонажи рассказов:

        1   3   2  6  7  5   4

1) м д е д ь е в (медведь);

       2   3   4   1

2) о в а с (сова);

       2    1    3   4

3) ж е и к (ежик).

Проверка, оценивание.

Итог урока.

Беседа о любви к природе, доброжелательном отношении к животным. Показ красной книги РБ.

Рефлексия.

Зачеркнем в квадрате повторяющиеся буквы и получим оценку за урок (Отлично).

Учитель: Картышова Л.Н.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению 2 класс "О братьях наших меньших"

Тест по литературному чтению во 2 классе. Относится к разделу "О братьях наших меньших". Создан на базе программы Microsoft Office PowerPoint. Использование презентации возможно как для  демонстр...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЛИСТОПАДНИЧЕК»"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эст...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «О братьях наших меньших» 2 класс "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтениюпо разделу «О братьях наших меньших» 2 класс...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России Л.Ф.Климанова

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России Л.Ф.Климанова (2 варианта)...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу " О братьях наших меньших" для 2 класса

В проверочной работе даны задания  по изученным произведениям раздела " О братьях наших меньших"...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс УМК "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтению для учащихся 2 класса УМК "Школа России" по разделу "О братьях наших меньших" дана в двух вариантах....