Организация контроля формирования навыков полноценного чтения
материал по чтению по теме

Шаленая Евгения Евгеньевна

В статье описана система работы по организации контроля формирования навыков полноценного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shalenaya_._tvorcheskiy_otchet.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно - педагогические модули (ИПМ).

ИПМ -1

Актуальность темы.

«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить вычленять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

На протяжении многих лет, я старалась изучать пути решения проблемы формирования навыка чтения учащихся младшего школьного возраста. В процессе педагогической работы по данному вопросу рождались свои идеи, использовался опыт других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского, И.Т. Федоренко, В.Н. Зайцева и Н.А. Лошкарёвой, М.И. Омороковой.

За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:

разработана система упражнений по совершенствованию навыка чтения;

наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению (данные представлены в Приложении 1);

наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.

Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей.

На мой взгляд, в положительном решении данного вопроса немаловажную роль следует отводить организации контроля формирования навыков полноценного чтения. Поскольку контроль достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

Исходя из обозначенной темы, на начальном этапе работы по направлению деятельности были выдвинуты цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить существующие приемы организации контроля формирования навыка полноценного чтения младших школьников, разработать собственный подход к организации контроля.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую и методическую литературу по вышеуказанной теме.

Изучить особенности контроля по литературному чтению.

Изучить качества навыка полноценного чтения и пути их формирования.

Определить наиболее целесообразные методы и приёмы организации контроля формирования навыков полноценного чтения.

На основе проведенного теоретического исследования спроектировать подход к организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующего формированию навыков полноценного чтения учащихся младшего школьного возраста.

Провести исследование уровня сформированности навыка чтения в классе по годам обучения.

Объект исследования: процесс обучения чтению.

Предмет исследования: формирование навыка полноценного чтения, путем использования нового подхода в организации контроля.

Гипотеза исследования: успешность формирования навыков полноценного чтения зависит от системной организации контроля по данному направлению.

Методы исследования: изучение методической и педагогической литературы по проблеме, наблюдение, апробация существующих приёмов организации контроля учебных достижений по чтению, анализ продуктов деятельности.

ИПМ-2

Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта заключается: в организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующего формированию навыков полноценного чтения.

Теоретическая база опыта.

Идеи формирования навыка полноценного чтения нашли свое отражение в работах:

технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);

технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);

технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);

технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной.

Условием возникновения проблемы явилось недостаточная степень развития навыков чтения младших школьников, одной из причин которых является существующие подходы к организации контроля учебных достижений учащихся по чтению.

Новизна опыта состоит в изменении подхода в системе контроля формирования навыков чтения учащихся, в развитии собственного контрольно-оценочного умения школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующей формированию навыков полноценного чтения; в возможности применения указанной системы в конкретной практике работы учителей школы.

ИПМ – 3

Система работы.

Особенности контроля и оценки по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще- учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Контроль за ходом и результатами обучения чтению должен отвечать ряду условий его эффективности:

Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за год или полугодие.

Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации и обеспечение равных возможностей для всех учащихся.

Основное условие эффективности контроля заключается в его адекватности проверяемой деятельности.

Качество контрольно-измерительных материалов для проверки всех параметров техники чтения.

Важным считаю самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:

Зачем читать третий раз?

Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?

В конце года провожу анкетирование:

Любите ли вы читать?

Зачем вы читаете?

Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше»,  «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.

Качества навыка полноценного чтения и пути их формирования.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамович, К.Т. Голенкина, В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Правильность чтения – это чтение без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.

Школьная практика показывает, что дети чаще допускают ошибки в сложных и редко употребляемых словах. В целях предупреждения таких ошибок использую следующие подходы:

выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

создание на уроке условий для внимательного чтения текста, чёткая формулировка заданий и вопросов;

предварительное чтение текста про себя;

систематический контроль учителя за чтением учащихся;

методически верное исправление ошибки в зависимости от характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя приём повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного).

        При отработке навыка правильного чтения наиболее эффективной, по моему мнению, является система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной.

        Данная система направлена на освоение, отработку и автоматизацию чтения слов, преодоление разнообразных ошибок и затруднений учащихся с задержкой психического развития, совершенствование навыка понимания прочитанного. Система упражнений используется во фронтальной работе и на индивидуальных занятиях с учениками.

Система Н.А. Цыпиной включает в себя следующие резервы обучения чтению:

1. Требование дозированного чтения. Данное требование как коррекционный приём предполагает, что учитель, зная особенности навыка чтения и возможности своих учеников, даёт им посильные задания и для самоподготовки, и для самостоятельного внеклассного чтения, и – по возможности – для работы на уроке. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отказываются от работы, опускают руки, совсем перестают читать.

2. Звукобуквенный анализ слов, в которых возможны ошибки. Работа с разрезной азбукой. После букварного периода многие ученики длительное время нуждаются в проведении звукобуквенного анализа слов, в которых возможны типичные для них ошибки, и в работе с азбукой. Эти упражнения сочетают фронтальную работу с использованием классной доски или наборного полотна и индивидуальную работу с применением кассы букв и слогов, специального раздаточного материала в виде карточек.

3. Чтение слов со стечением согласных с постепенным наращиванием в виде столбиков слогов и слов. При этом слоги или части слов располагаются в столбиках таким образом, что одинаковые буквы помещены одна под другой, например:

                            ру                                                   ра

                          дру                                                  гра

                          друг                                                град

                        вдруг                                            награда

4. Упражнения по расширению поля зрения читающего. Детям предлагают прочитать записанные на доске слова, а затем короткое предложение в определённую единицу времени. После этого учитель закрывает написанное на доске и выясняет у детей, кто, сколько успел прочитать. Постепенно предложения удлиняются, входящие в них слова усложняются.

5. Сочетание усилий слабо и удовлетворительно читающих учеников. Первой группе детей раздаются карточки с отдельными словами, вторая группа  выбирает из записанных на доске предложений те предложения, которые содержат прочитанные на карточках слова.

Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса. Работают над этими словами перед чтением всего текста.

Чтение многосложных и мало употребительных слов. Их выписывают на доску или отмечают в учебнике и, разобрав их слоговую структуру, отметив ударение, читают отдельно перед чтением всего текста. Иногда предварительную подготовку проводят с целыми предложениями.

Создание системы работы с детьми, обеспечивающей увеличение частоты упражнений в чтении произведений. Здесь требуется совместная деятельность учителя и воспитателя, который во второй половине дня закрепляет навык чтения, формируемый на уроках.

Упражнения по совершенствованию восприятия и понимания читаемых текстов.

Упражнения, направленные для развития выразительности чтения.

Анализ упражнений показывает, что рассматриваемая система упражнений направлена на формирование правильности, беглости, сознательности и выразительности чтения, т.е. она способствует формированию полноценного навыка чтения.

В Приложении 2 систематизированы упражнения, позволяющие отрабатывать каждый из обозначенных выше параметров техники чтения.

        Для фиксации сформированности такого навыка чтения учащихся как правильность используется следующая таблица (данные уровня сформированности навыка правильного чтения представлены в диаграмме):

Правильность чтения

Без ошибок

1-2 ошибки

Пропуск, замена, искажение

Ошиб. оконч.

Постановка  ударения

1

2 класс

25%

58,3%

50%

25%

33,3%

2

3 класс

23,5%

41,2%

41,2%

29,4%

47%

3

4 класс

30%

60%

40%

15%

24%

        

Выводы:

        Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

        Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно представить уровень сформированности одного из параметров техники чтения - правильность. Как видим, к четвертому году обучения увеличивается % учащихся, читающих без ошибок, допускающих замену пропуск букв, ошибки в постановке ударения, ошибки в окончании. Однако следует отметить незначительный рост количества учащихся, допускающих 1-2 ошибки. Одной из объективных причин такого рода ошибок является желание учащихся показать высокий темп чтения во время контроля.

Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Данное качество не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, необходимо добиваться нормального темпа чтения (80-90 слов в минуту). Темп чтения растёт постепенно и находится в определённой зависимости с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана.

Развитию беглости способствует, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия: подбор материала для подтверждения правильности своего суждения; подготовка к пересказу, к словесному рисованию и т.д.

Анализ методической литературы позволил оценить систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н., направленную на овладение учащимися оптимальным темпом чтения. По мнению В.Н. Зайцева, оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи (в темпе не менее 120 слов в минуту), а чтение в темпе 80-90 слов в минуту – заниженным нормативом.

Данная система включает в себя следующие резервы обучения чтению:

Частота упражнений. Домашняя тренировка в чтении проводится тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребёнок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна.

«Жужжащее» чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения.

Чтение перед сном.

Режим щадящего чтения. Ребёнок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма.

Развитие оперативной памяти. Оперативная память развивается посредством зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений с постепенным наращиванием длины предложений (Приложение 3 )

Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно.

Стимулирование желания читать. Заключается в ежедневных замерах скорости чтения. На уроках организую «замер» техники чтения (чтение вслух и понимание незнакомого текста, чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста, выразительное чтение вслух подготовленного текста).

        Ежедневные замеры скорости дети фиксируют в читательских дневниках (образец Читательского дневника учащегося представлен ниже).

Читательский дневник

Воронюк Владислав, 1 а класс, март 2010г.

1

2

3

4

5

9

10

11

12

15

16

17

18

19

22

23

24

25

        В идеале необходимо, чтобы замеры скорости чтения и учащиеся и их родители (в читательском дневнике дети указывают автора произведения, его название, а родители отмечают, за какой срок прочитал ребёнок произведение) делали и в летний период. Однако, как показывает практика выполнение данного условия не подтверждается.

Систематический контроль формирования навыка беглого чтения, на мой взгляд, снимает трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Дети приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет учителя, детей и родителей в достижении общей цели.

Приведенные ниже данные показывают динамику овладения учащимися темпом чтения по годам обучения.

Фамилия, имя

2 класс

3 класс

4 класс

Количество слов

Количество слов

Количество слов

1

Бабаев А.

-

69

106

2

Байдов В.

-

86

134

3

Галиев С.

72

76

106

4

Герейханова К.

-

72

134

5

Гречухин А.

50

70

110

6

Гусейнова Э.

-

68

96

7

Дышниев Х-М.

37

60

84

8

Кантюкова Д

-

-

134

9

Кирьянова Н.

50

70

128

10

Копач А.

83

110

134

11

Косов М.

62

86

114

12

Кугивчак А.

-

49

90

13

Кугивчак К.

-

70

106

14

Кузнецова Е.

-

95

148

15

Павлов Н.

45

64

134

16

Польшина Е.

116

121

140

17

Смыковский Д.

51

86

112

18

Сысуев И.

49

64

80

19

Ткаченко В.

51

72

82

20

Цураева Х.

37

-

134

Средний показатель

59 слов

77 слов

115 слов

В таблице отражены результаты темпа чтения слов (скорость чтения в минуту) по годам обучения в начальных классах каждого ученика.

Выводы:

Средний показатель свидетельствует о том, что основная часть учащихся читает в темпе, превышающем и соответствующем норме. Полученные к концу обучения на начальной ступени образования результаты по чтению, несомненно, можно определить как высокие.

Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роди художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения, от уровня владения учащимися слого-буквенным и звуковым анализом и синтезом слова и от ряда методических условий.

Сознательное чтение текста основывается на том, что дети овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. С этой целью проводится анализ текста со стороны содержания и художественных средств изображения (рассматривается в рамках программных требований).

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую упражнения для понимания смысла текста:

работа над лексическим значением слов, используя словари;

озаглавливание текста;

составление плана или нахождение ключевых слов;

нахождение кульминационного момента;

определение темы, главной мысли;

определение типа текста;

«Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;

предугадывание;

предположение;

подбор иллюстрации;

фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;

составление диафильма;

выборочное чтение;

восстановление текста (даются фрагменты);

вычитывание подтекста;

определение авторского замысла, идеи произведения;

составление кроссвордов по тексту;

викторины по произведениям;

мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;

составление ребусов, загадок;

подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.

Приведу некоторые фрагменты урока литературного чтения. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Предугадывание.

 - Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ?

Упражнение «Фотоглаз».

 - Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).

 - Закройте учебники.

 - Что вы увидели?

 - Это наше время?

 - Какая местность?

 - Какой лес?

 - Что ещё заметили?

Фантазирование, вычитывание подтекста.

 - О чём разговаривали Григ и Дагни?

 - Что в разговоре главное?

 - Почему ему захотелось сделать девочке подарок? (Она понравилась Григу: маленькая, доверчивая, красивая, чуткая. Главное, девочка имеет доброе сердце, умеет думать о других.

Вывод:

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, жизненного опыта, запаса наблюдений.

Чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Поэтому понимание содержания прочитанного не имеет границ и пределов, не имеет каких определенных измерителей сформированности данного навыка. Любое обсуждение прочитанного, на любом этапе урока, на любом уроке способствует усвоению и пониманию смысла.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это «значит, - как пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга, и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

В методической литературе (З.А. Агейкина, А.А. Горбунова, Е.Е. Руднева и др.) в качестве важнейших условий овладения учащимися навыком выразительного чтения выдвигаются: 1) умение распределить своё дыхание в процессе речи; 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и чёткой дикцией; 3) овладение нормами литературного произношения. В других методических изданиях (М.И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и др.)  для выразительного чтения необходимо соблюдение знаков препинания, логических и психологических пауз, логического ударения и интенсивности речи, умение менять темп и ритм чтения.

При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.

Для формирования навыков выразительного чтения использую:

выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

выделение голосом различных слов в предложении;

работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

чтение одного предложения с разной интонацией;

«Эхо» (за учителем);

чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);

«Голоса» (подражая кому-либо);

чтение с изменением голоса героя;

по ролям;

разметка текста (паузы, логическое ударение);

работа по памятке;

дикторское чтение;

инсценирование;

работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

конкурс чтецов.

Особую роль отвожу работе с памяткой. Дети производят разметку текста, подбирают темп и нужную интонацию.

Использую такую памятку:

Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.

Читай четко слова и окончания.

Выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.

Провожу конкурс "Кто с большим количеством оттенков, интонацией сможет прочитать предложение?" Даю задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Предъявляя требования читать выразительно, объясняю, что это значит.

Вывод:

Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения (способ чтения, темп, правильность и осознанность) автоматизирована.

Осмысление накопленного опыта, анализ педагогической и методической литературы позволили разработать систему работы по организации контроля формирования навыков полноценного чтения, которая складывается из следующих направлений:

Комплексная работа со всеми участниками образовательного процесса по решению проблемы формирования навыков чтения.

Использование современных методических подходов к процессу обучения чтению.

Мониторинг техники чтения.

В настоящее время, следует констатировать, что какие бы приемы и методы формирования навыков чтения учитель не применял и сколько бы не принуждал к чтению, результата добиться можно только, решая проблему комплексно, со всеми участниками образовательного процесса. Данный подход наглядно представлен в следующей схеме:

Работа с родителями 

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поиски решения проблемы организации контроля за формированием навыков выразительного и беглого чтения определили систему работы с родителями. Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. В Приложении 4  представлены рекомендации, составленные для родителей «Как помочь детям стать хорошим читателями», «Как правильно организовать домашнее чтение»

(Приложение № 5).

Традиционное вечернее чтение.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

        Щадящее чтение.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения – это режим, когда ребенок прочитал несколько строк и после этого получит кратковременный отдых, т.е. читают взрослые. Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.

Разработка и проведение тематических бесед на родительских собраниях. 

На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Убеждаю, что необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку.

Важным направлением при формировании у учащихся умения беглого чтения является организация эффективного контроля за достижениями. Организуя контроль за беглостью чтения, я с 1 класса проводила тематические родительские собрания и консультации (темы: "Совершенствование техники чтения", "Как правильно учить выразительно читать" и другие).

В Приложении 6 представлена разработка родительского собрания - конкурса «Папа, мама, я - читающая семья».

        

Дни открытых дверей

        Вот уже много лет в работе помогают Дни открытых дверей. Открытые уроки для родителей учащихся представлены в Приложении 7 .

Использование современных подходов к процессу обучения чтению:

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика были направлены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учёбе. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.

Набрав детей в 1 класс, я хорошо знала, как нелегко придется мне в первые месяцы обучения детей. Так как ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчивое, возникало много трудностей с дисциплиной, но в том, как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов, мне помогло методическое пособие В.В.Волиной "Занимательное азбуковедение", в котором весь материал строится на основе игры.

Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагала им послушать стихи о букве, назвать, что изображено на рисунке, и найти одинаковый звук в словах. Кто больше придумает слов, в которых этот звук был бы в начале, в середине, в конце слова. Досказать словечко. Я предлагала им пофантазировать, на что похожа буква, выложить ее из счетных палочек, слепить из пластилина, показать, как они ее могут изобразить.

Так как первоклассники любят сказки, мы на уроках часто сочиняем свои сказки, истории и приключения о буквах. Чтобы активизировать мышление и речь ребенка, на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады, используя мультимедийный проектор. Детям очень нравится отгадывать и загадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром, воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.

Для развития фонематического слуха на уроках разучивали скороговорки, считалки, весёлые стихи. Это также помогает детям в отработке дикции, способствует и развивает голосовой аппарат, темп речи.

Главная задача 1 класса: научить быстро читать детей.

Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка к работе. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний

I. Игра "Звуковая разминка", включающая в себя:

1) артикуляцию,

2) слова, трудные для произношения,

3) скороговорки;

II. Игра "Фотоглаз". Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных на

доске и ответить на вопрос, есть ли слово, которое я произношу, в перечне или нет;

III. Чтение одновременно с учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Затем весь текст или какую-то его часть ученики читают вслух по очереди;

IV. Тренаж (первый раз ученики за 1 минуту читают по слогам, второй раз –

скороговоркой и третий раз - выразительно).

Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова,  упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и  подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входит чтение открытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: "Дочитай слово", "Слог потерялся", "Угадай, какая буква пропущена".

На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому ставлю задачу – интенсивно совершенствовать технику чтения учащихся во 2-4-х классах. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 100-120 слов в минуту.

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития. Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.

Во II и III классах предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это словарные слова или группа слов, включающая определенную орфограмму.

В процессе разминки большое внимание уделяю работе над развитием техники чтения, четкому произношению слов и фраз. В начале каждого урока чтения, дети читают 5 минут художественную книгу самостоятельно в полголоса или про себя. Затем несколько человек пересказывают прочитанный отрывок.

Большую роль при работе над чтением играют скороговорки. В скороговорках необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок. Проговаривать каждую скороговорку, сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шепот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помнить о четкости произношения.

По мере совершенствования техники чтения всё больше места на уроках отвожу работе с текстом, формирую приемы понимания прочитанного на уроке. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1) формирование понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребность читать.

2) введение детей  через литературу в мир человеческих отношений, воспитание личности со свободным и независимым мышлением,

3) приобщение детей к литературе, как к искусству слова, через анализ текстов и практическое ознакомление с теорией,

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря, развитие творческих способностей детей).

В результате проделанной мною работы все дети к концу IV класса научились устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий. Самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части, выделять главное в содержании части и всего рассказа в целом. Составлять план прочитанного и передавать его содержание. Самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий. Читать с выражением, передавая интонацией авторское отношение к изображаемым событиям и героям произведения.

Меня радует то, что дети читают с увлечением, считают чтение главным предметом в обучении. Это отражается и на грамотности письма и при решении математических задач.

В своей работе не забываю и о методах стимулирования. Это словесные, наглядные, практические, создание ситуаций успеха.

Особенности организации контроля по чтению

Для достижения полученных результатов я использую такие формы контроля: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты (используя компьютер), олимпиады, взаимоконтроль.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки заготавливаю индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учета навыка чтения в 1-м классе

Фамилия ученика

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

Общая оценка

Схема учета навыка чтения во 2-4-м классах

Фамилия ученика

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительность чтения (подготовленного заранее)

Общая оценка

В работе использую индивидуальную и групповую форму обучения, фронтальную и парную, групповую и дифференцированную. В своей практике провожу различные виды уроков: уроки- дискуссии, уроки- викторины, уроки контроля.

Схема организации мониторинга результатов обучения чтению младших школьников

В современных условиях развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление. Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой стороны – от внедрения в практику новейших технологий и достижений. К таким новшествам, отслеживающим состояние учебного процесса, относится школьная модель мониторинга.

Мониторинг результатов образовательного процесса в начальной школе направлен на анализ выполнения требований стандарта общего начального образования, отслеживание формирования предметных знаний, умений и способов учебной деятельности учащихся.

Систематическое отслеживание, сравнительный анализ, проводимый по литературному чтению, позволяет проследить эффективность процесса обучения чтению, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Мониторинг разработан на основе ряда нормативных документов МО РФ.

1. Стандарт начального общего образования 2004 г.

а) Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

б) Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

2. Программы для четырехлетней начальной школы.

3. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. (Методическое письмо МО РФ от 19.11.98 № 1561(14-15).

4. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу (МО РФ, сборник - М, Дрофа, 2000)

Мониторинг организуется по этапам:

1 этап – входная диагностика

2 этап – промежуточная диагностика

3 этап - итоговая диагностика

При проведении мониторинга техники чтения я соблюдаю условия, к числу которых относятся:

систематичность проверок;

сравнимость результатов;

объективность оценивания;

комфортные условия тестирования.

Особенности мониторинговых исследований в 1 классе

1 этап – сентябрь месяц

Входная диагностика организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».

Задачи учителя:

а) определить сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов (уровень развития устной речи, состояние словарного запаса, моторики и зрительно-моторных координаций и т.д.)  

б) использовать полученные данные для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

2 этап  Текущая диагностика

Цель: Систематически анализировать процесс формирования первичных умений и навыков по чтению, стимулировать учебный труд ребенка, своевременно устранять проблемы.

Результаты выполненных работ фиксируются в специальную «Карту индивидуальных  достижений».

Регулярность заполнения карты - ежемесячная.

Задача учителя - использовать полученную информацию при разработке технологии обучения, при решении конкретных методических задач.

3 этап - Итоговая диагностика (конец апреля - май)

Цель: выявление степени сформированности базовых умений и навыков по чтению в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся.

Форма проведения: проверка сформированности навыка чтения.

Результаты также фиксируются в «Карте индивидуальных достижений».

Карта индивидуальных достижений

Ученик:                                 школа № 3  класс 1 “а” учитель: Шаленая Е. Е.

Формируемые навыки и умения

старт

Месяцы

Итог

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Навыки слушания

слушает внимательно

следит за изложением

проявляет интерес, когда читают вслух

2

Навыки чтения

2.1

Развитие речи

говорит ясно

говорит законченными предложениями        

говорит выразительно

участвует в дискуссии

2.2

Техника чтения

способ чтения

целыми словами

2.3

темп чтения

2.4

Пересказ

с опорой на помощь учителя

без опоры на помощь

Особенности проведения мониторинга во 2-4 классах.

1 этап. Срок – сентябрь Входной контроль.

Цель:  сопоставить результаты конца прошлого года обучения чтению с теми, которые получены в начале следующего учебного года; выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.

2 этап. Срок - конец каждой четверти. Промежуточная диагностика.

Цель:  выявить динамику развития навыков полноценного чтения.

Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.

Цель данной диагностики - анализ хода формирования читательских знаний и умений, навыков учащихся за отдельный промежуток времени.

Текущая диагностика позволяет своевременно  отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Формы контроля: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты.

3 этап. Срок - конец апреля - май. Итоговая диагностика.

Цель:  выявить степень сформированности читательских умений и навыков на конец учебного года, получить объективную информацию о состоянии и проблемах овладения полноценным навыком чтения; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.

Формы проведения: контрольные работы, тесты (Приложение8).

Сбор информации:  сводные таблицы, диаграммы, графики.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют учителю выявить уровень сформированности основных характеристик процесса чтения за определенный промежуток времени, выстроить работу по ликвидации выявленных проблем.

Оценивание.

Результаты фиксируются в «Карте индивидуальных достижений» и оцениваются на основе уровневой оценки и отметки.

Результаты индивидуальной проверки (литературное чтение) фиксируются сначала в индивидуальной  таблице, а затем в сводной таблице.

ИПМ-4

Заключение.

Анализ собственного опыта в вопросе организации контроля учебных достижений по чтению, способствующего формированию навыка полноценного чтения учащихся младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:

формирование полноценного навыка чтения - одна из задач начального образования;

одним из условий в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников является организация контроля, работа в данном направлении развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования;

отработан механизм организации контроля формирования навыка полноценного чтения.

Приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранного подхода:

показатели техники чтения (скорость чтения) в 4 классе (2008- 2009 уч. год): читают выше нормы 80%, уровень подготовки учащихся соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта;

2 класс

3 класс

4 класс

Ниже нормы

15,4%

22,2%

20%

В норме

38,5%

38,9%

0%

Выше нормы

46,2%

38,9%

80%

(Объективными причинами недостаточных показателей техники чтения отдельных учащихся является билингвизм - двое учащихся плохо владеют русской речью).

по результатам анализа тематического контроля в мае прошлого учебного года видно, что большинство учащихся 4-а класса владеют основными параметрами техники чтения, достигли необходимого уровня обученности по чтению;

полученная в ходе проверки информация об уровне развития навыков чтения в выпускном классе начальной школы дает возможность утверждать, что 84% учащихся читают в темпе, превышающем и соответствующем норме, за счет владения приемами целостного восприятия слова, точности его зрительного восприятия и быстроты понимания значений прочитанных слов, предложений, текста;

полученные в ходе контроля данные подтверждаются результатами качественной успеваемости учащихся 5 класса по литературному чтению.

        Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость проведения данной работы существует и в большинстве случаев ведёт к положительному результату.

Представленная работа предназначена для учителей начальных классов. Устойчивые результаты можно получить при выполнении методических рекомендаций автора.

Литература:

Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.

Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать». М., Просвещение 1991.

«Как научиться быстро читать». Сост. А. Шилин. Мн., Харвест, М.,  АСТ, 2000.

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., Ось – 89, 2001.

Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей». Из опыта обучения чтению. М., Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении «Формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе»

Паспорт проекта педагогического эксперимента Юридический адресСамарская область,Красноярский район, д. ЕкатериновкаНаправлениеСовременные педагогические технологииНазваниеФормирование навыков пол...

Проверочная работа по математике 2 класс 3 четверть. Контроль формирования навыков письменных вычислений (сложения, вычитания)

В работе проверяем навыки письменных вычислений и их проверки, решения типовых составных задач, решения неравенств, вычерчивания прямого, тупого и острого угла....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 «А» КЛАССЕ

Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. «Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может воздействовать как н...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 «А» КЛАССЕ

Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. «Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может воздействовать как н...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"

В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...

Презентация «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом»

Смысловое чтение-это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержани...