Работа в творческих группах при изучении басен в 4 классе
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
В статье представлена разработка поисковой игры "Знаменитые баснописцы" и материалы проведения игр по прочитанным басням Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, С.В.Михалкова, рекомендуемые для работы в творческих группах учащихся 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры по басням | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСЕН В 4 КЛАССЕ
Автор статьи:
Алексеева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №457 Санкт-Петербурга.
«Силы знания должны быть направлены
на самое нужное человеку:
на его нравственное самосовершенствование».
Толстой Л.Н.
Басня – интересный и поучительный жанр литературы, который высмеивает пороки людей. Басни – это небольшие по объёму и привлекательные по содержанию произведения. В учебнике «Литературное чтение, 4 класс» (составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М.: «Просвещение», 2010г.) жанр басня представлен лишь одним произведением Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Безусловно, этого недостаточно, так как басня – особый жанр, интересный для младших школьников. Считаю, на уроках внеклассного чтения или во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание данному жанру литературы. Если читать и анализировать басни, участвовать в играх по басням, то расширится кругозор и появится база для театрального и литературного творчества.
Делюсь своими методическими разработками при работе с баснями в 4 классе.
В игре «Знаменитые баснописцы» учащиеся занимались групповым поиском информации по заданию учителя.
Цель игры: познакомить учащихся со знаменитыми баснописцами; узнать, что такое басня, мораль, аллегория; развивать поисковые умения и умение работать в группе по 2-3 человека за компьютером.
Задания игры «Знаменитые баснописцы».
При поиске ответов на вопросы рекомендуется пользоваться материалами из Википедии — свободной энциклопедии. Ответы на все вопросы там есть.
1. На репродукции картины Диего Веласкеса тот, кто считается родоначальником жанра «басня». Он был знаменит в Древней Греции в VI веке до н. э. Кто это?
2. Что такое басня?
3. Что такое мораль басни?
4. Что высмеивает басня?
5. Кто герои басни?
6. Это скульптура знаменитого римского баснописца, жившего в I веке нашей эры. Он переводил басни Эзопа и подражал им. Кто это?
7. На портрете известный французский баснописец XVII века. Кто это?
8. Где находится памятник этому баснописцу, выполненный скульптором П. Корейа?
9. В каком году был установлен этот памятник?
10. Какие персонажи этого французского баснописца расположены в нижней части памятника?
11. Как написано большинство басен Лафонтена: в прозе или вольным стихом?
12. Как А.С.Пушкин в своём стихотворении «Городок» шутливо называет баснописца, чьё басенное творчество входило в программу лицея? Выберите и обведите верные варианты:
1) Мудрец простосердечный
2) Серьёзный баснописец
3) Певец любезный
4) Ванюша Лафонтен
5) Мораль читатель
13. Путь И.А.Крылова как баснописца начался с перевода двух басен Лафонтена известному поэту И.И.Дмитриеву, который одобрил его переводы. Одна из басен называлась «Разборчивая невеста». Как называлась вторая басня? Выберите и обведите верный ответ:
1) Волк и Цапля
2) Волк и ягнёнок
3) Дуб и трость
14. В середине XVIII — начале XIX веков жанр «басня» получает развитие в России. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Рассмотрите портреты русских баснописцев. Допишите их имена и отчества, а под портретом баснописца поставьте нужный номер:
1) Сумаро́ков
2) Хемни́цер
3) Измайлов
4) Дми́триев
5) Крылов
15. Этот советский и русский поэт написал около 200 басен. Известны его басни «Слон-живописец», «Заяц и черепаха», «Муха и Пчела» и др. О ком речь?
16. Этот поэт был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного — с формулировкой «За выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность». В каком году это произошло?
После выполнения заданий поисковой игры «Знаменитые баснописцы» проводится оценка качества выполненной каждой творческой группой работы и награждение группы победителей.
Далее учащимся предлагалось подготовиться к участию в играх по басням. Для этого нужно самостоятельно прочитать ряд басен 1) Л.Н.Толстого, 2) И.А.Крылова, 3) С.В.Михалкова.
Цель игр: проверка качества чтения авторских басен, формирование умения применять знания в нестандартной ситуации, развитие речи, памяти, мышления, умения работать в группе, воспитание культуры общения в группе.
В начале игр учащиеся класса делятся на 6 творческих групп по 4 – 5 человек, каждая из которых получает один из вариантов заданий.
I. Игра по басням Льва Николаевича Толстого.
Вариант 1.
1. Узнайте персонажа.
1) …она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
2) Они так долго бились, что ослабели оба и легли.
3) …послушали соседа, и у них ничего не осталось.
4) …обрадовался и заказал себе ещё таких ниток, а за эти заплатил деньги.
5) …увидала – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
6) …разинул рот и заорал что было мочи.
2. Чья реплика?
1) «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю».
2) «Сюда, сюда скорей, волк!»
3) «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного».
4) «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
3. К какой басне подходит пословица? Докажите.
На чужой медок не разевай роток.
Вариант 2.
1. Узнайте персонажа.
1) …взял её в когти, поднял вверх и пустил…
2) …подполз к охотнику и укусил его за ногу …
3) …увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала.
4) Они пошли судиться к соседу.
5) …она была такая же, как и все курицы.
6) …испугались её оттого, что она была белая, и тоже прогнали.
2. Чья реплика?
1) «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру».
2) «Умру — разделите всё пополам».
3) «Зелены ещё».
4) «Недосуг было: песни пела».
3. К какой басне подходит пословица? Докажите.
Один раз солгал, другой раз не поверят.
Вариант 3.
1. Узнайте персонажа.
1) …она упала на камни и разбилась.
2) Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.
3) …выбелилась и влетела в голубятню.
4) … упал от натуги и умер.
5) Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк.
6) …засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
2. Чья реплика?
1) «Оттого и не видишь, что очень тонки; я и сама не вижу».
2) «Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём».
3) «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».
4) «Что ж ты летом не собрала корму?»
3. К какой басне подходит поговорка? Докажите.
Силою не всё возьмёшь.
После письменного выполнения заданий обычно происходит их обсуждение с проверкой.
II. Игра по басням Ивана Андреевича Крылова.
Вариант 1.
1. Из какой басни мораль? Запишите название басни.
1) Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
2) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят...
3) «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
4) Скупой теряет всё, желая всё достать.
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен;
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню старую сказать.
2. Придумайте и запишите задания для кроссворда по басням И.А.Крылова.
1Ч |
| И |
2Л | Ж | Е | Ц |
И |
3К | Р | Ы | С | А |
И |
4К | У | Р | И | Ц | А |
А |
3. Сравните басни «Лев и Мышь» И.А.Крылова и Л.Н.Толстого. Запишите сходства и отличия.
Вариант 2.
1. Из какой басни мораль? Запишите название басни.
1) А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
2) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
3) Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
4) Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
2. Придумайте и запишите задания для кроссворда по басням И.А.Крылова.
1Л | И | 2С | И | Ц | А |
К |
3К | У | К | У | Ш | 4К | А |
П | О |
5В | О | Л | К | Т |
Й |
3. Сравните басни «Ворона и Лисица» И.А.Крылова и «Ворон и лисица» Л.Н.Толстого. Запишите сходства и отличия.
Вариант 3.
1. Из какой басни мораль? Запишите название басни.
1) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
2) Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
3) Читатель, истину любя,
Примолвлю к басне я, и то не от себя -
Не попусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.
4) Тут Воробей, случась, примолвил им:
«Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!..»
2. Придумайте и запишите задания для кроссворда по басням И.А.Крылова.
1С |
В | 2В |
3В | И | Н | О | Г | Р | А | Д |
Н | Р |
4М | Ы | Ш | Ь | О |
5Я | Г | Н | Ё | Н | О | К |
А |
3. Сравните басни «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и «Стрекоза и муравьи» Л.Н.Толстого. Запишите сходства и отличия.
III. Игра по басням Сергея Владимировича Михалкова.
1. Вставьте пропущенное слово.
Каждая группа получает по 3 отрывка. После обсуждения в группах представитель от группы озвучивает получившийся отрывок и называет басню.
1) Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У ___________________!
2) Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: «________________________!»
3) На всех друзей не угодишь,
Себе же только _____________________.
4) «Нет! Это не по мне!» - ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» – ___________________ прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...
5) «Чего распелся ты так рано над крыльцом?» -
Кукушка из лесу Скворцу прокуковала.
«Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! -
Ей отвечал Скворец. - Я нынче стал ________________!»
6) Едва отбившись от птенцов и от отцов,
Разбойник улетел. А над лесной опушкой
Он с одинокой встретился ____________________ -
И всё ж позавтракал в конце концов!
7) Одна из первых мер предосторожности:
Соразмерять желанье и _______________________.
8) Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живёт и множится растительная ________________...
9) Довольная собой и всех презрев при этом,
__________________ погибла тем же летом, -
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла...
10) Вцепился храбрый ____________ зубами в волчью шею
И наземь Серого свалил, -
Но тут же сам растерзан был.
11) А чем не волчья шерсть на мне?
Сбылась мечта моя - попала я к ______________!
12) Сей басне не нужна мораль.
Мне жаль Полкана. _____________ мне не жаль!
13) Сороке выдали _______________________.
А жаль!
14) Кто на других глядит _____________________,
Тот этой басни не поймёт, наверно...
15) И как __________________ ни старалась,
Ни тужилась, ни надрывалась,
А уволочь с собой добычу не смогла,
Да хорошо ещё, сама жива осталась -
Волчок, придя в себя, ей вырвал полкрыла.
16) И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лёд,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - _____________!
17) Вот Заяц к ней: «Голубушка... воды...
Кружится голова... Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать - пруды!»
Как ________________ было отказаться?..
18) Жил-был один ______________________. Он имел привычку над всеми издеваться.
2. Кроссворд.
Для всех творческих групп предлагается следующее задание.
Разгадайте кроссворд.
1 | С |
2 | Е |
3 | Р |
4 | Г |
5 | Е |
6 | Й |
7 | М |
8 | И |
9 | Х |
10 | А |
11 | Л |
12 | К |
13 | О |
14 | В |
По горизонтали:
1. Ею хотела овладеть «наглая воровка».
2. Её звала лентяйка угоститься «за так».
3. Сей предмет принесли Слон, Верблюд, Жираф и Страус и убедились в глупости того, кто издевался над ними.
4. На сей липкий предмет попала лентяйка.
5. «Чёртов гребешок», «костяная дочь».
6. Его написал художник, предоставив на звериный суд.
7. Её дружеским советом красавица пренебрегла.
8. Он угодил всем друзьям по мере сил.
9. Её погубила лень.
10. Больной, которому была необходима скорая помощь.
11. Он приглашал друзей взглянуть на полотно.
12. Храбрый пёс.
13. Ей выдали медаль.
14. Он полон гордости, что стал отцом.
Результаты работы в творческих группах стоит озвучивать не только на каждом этапе, но и суммировать баллы, накопленные учащимися в процессе игр по басням конкретного баснописца. После проведения игр по басням рекомендуется произвести награждение победителей.
После проведённых мероприятий желающие ребята проявили литературное творчество, написав свои басни. Нами создан сборник басен учащихся 4 «Б» класса. Также с учащимися мы подготовили и показали театрализованное представление по басням для ребят подготовительной, старшей и средней групп детского сада №457 Санкт-Петербурга.
Информационные ресурсы:
1. Материалы Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F1%ED%FF
2. Басни И.А.Крылова: http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt
3. Басни С.В.Михалкова: http://lib.ru/TALES/MIHALKOW/basni.txt
4. Басни Л.Н.Толстого: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=2252
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы временной творческой группы
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе( план работы группы 2010-2013уч.г)...
Примерный план организации деятельности творческой группы по изучению народного творчества (2011-2012 г. г.)
Планирование работы на год творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
План работы временной творческой группы учителей начальных классов «Олимпиадное движение 2013-2014 уч.год»
Направления работы с детьми при подготовке к олимпиадам; отбор и план отбора материала к олимпиадам....
Анализ работы проблемно - творческой группы "Как разработать и провести проект в начальной школе"
Данный материал поможет учителям начальной школы в организации и разработке проектов для учеников начальных классов. В материале опубликованы цели, задачи и план, как работать над проектами в начальны...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...