Урок "Зимняя симфония"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок чтения по произведению С.Есенина "Береза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_zima.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимняя симфония
1.Орг.момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда.
Ну, начнем урок друзья.
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть зима в окно прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.
2.Введение в тему.
А начать урок хочется с загадки, которая поможет понять о чем пойдет сегодня речь.
Средь мрачной ночи невидимкой
Надолго в гости к нам сама
Пришла неведомой тропинкой
Царица холода - ... (зима)
3. Объяснение нового материала.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! С некоторыми из них мы уже знакомы. Назовите эти произведения. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег... Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, доброй , величественной, волшебной. Зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
(Слай шоу фото зимы под музыку). Много стихотворений посвящено зиме.
-Но для чего и для кого создаются стихи? Ведь в обыденной
жизни, разговаривая друг с другом, нам в голову не приходит
говорить в рифму. Зачем же нужна поэзия? (стихотворения
красивы, мелодичны, рифмованные. Они создают особенное
настроение, действуют на чувства людей, делая их добрее, чище, красивее).
Я приглашаю вас сесть на тройки лошадей и отправиться любоваться природой. Это можно сделать в деревне, где природа и жилые постройки дополняют друг друга, гармонируют между собой не нарушая величия природы.(Видео ряд с лошадками под музыку с бубенчиками).
Нас встречают сельские жители.(Выходят две девочки. Одна с коромыслами, вторая с хворостом.)
-Доброго здоровьюшка!
-Здравствуй, милая! Никак с речки путь держишь?
-Да, белье полоскала! А ты за хворостом в лес бегала?
-Ой, что это за ребята? Гости никак! Выходит дед.
-А ,ну, по домам! Расшумелись! Гостей заморозили! Заходите к нам в дом! Накормим, напоим и спать уложим. Принимай хозяюшка!
Выходит хозяйка дома и рассказывает о русской избе. (На экране появляется слайды внутреннего убранства).Угощает (рассказывает о том что принято было подавать на стол).
Ну, что ж, поздно! Пора ложиться отдыхать. (Ф-ка)
Ну вот наступило утро, мы проснулись и выглянули в окно. Что же мы видим?(Слайд)
Да, это береза. Она стала символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки.
Давайте прочитаем стихотворение С.Есенина «Береза».
Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе.
Чтение учителем наизусть. Когда у человека появляется потребность говорить стихами?
(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего - то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.) каким настроением проникнуто стихотворение? Какими красками нарисовано стихотворение? Какие звуки вы услышали? Какие запахи почувствовали?
В стихотворении встретились незнакомые слова:
кайма-
бахрома-
Найдите в словаре значение этих слов
Вторичное чтение стихотворения детьми.
Слова белая береза являются ключевыми в этом произведении. Какие ассоциации у вас вызывает белый цвет?
(Белая береза, белый свадебный наряд; белокаменная церковь; белый свет, белая Русь; белый - божественный, белый ангел, белые ризы, белые одежды святых.)
- Какое ощущение вызывает образ белой березы?
(Ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни).
- Какой литературный прием использует автор в этой строфе?
(Олицетворения.)
- Что же нам это позволяет понять?
(Создается одушевленный образ березы, одухотворенной, похожей на женщину. В одном ее движении угадывается желание быть красивой и сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, легкая, изящная, сверкающая белизной).
- Какой вид тропа еще есть в этой строфе?
(Сравнение. “Точно серебром”.)Почему автор использует выражение принакрылась, а не укрылась, и не накрылась?
- Что нового открывается автору и читателю во второй строфе? Какие краски преобладают? Береза под снежным нарядом спит или жива?
(Здесь белого цвета еще больше. Поэт - живописец рисует белым по белому, что, безусловно, требует большого мастерства. И ему удается передать то скрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.)
- Какое слово помогает понять, что жизнь есть?
(Распустилась, как будто весной, листочки.)
- И вновь перед нами не просто живое дерево, а девушка. За счет чего мы видим этот образ?
(Да ведь она укрыта не просто снегом, а платком с бахромой. Платком необычайной красоты.)
1. Естественное продолжает повествование.
2. Целостно объединяет части стихотворения, указывая на последовательность смены кадров и появления новых черт березы.)
- Новая строфа выводит нас на новый уровень. Чем, на ваш взгляд, отличается содержание 3 строфы?
(Оно отличается насыщенностью действия. Появляются два глагола, за счет чего расширяется пространственное изображение.)
- Какой литературный прием использует автор, чтобы вновь выделить, подчеркнуть необычность березы?
(Противопоставление. Живая береза “стоит” в “сонной тишине”. Но она одна сейчас, когда все спит. И лишь снежинки горят.)
(Береза живет внутренней жизнью. Она сама творит чудо. В ней таится та природная сила, что способна превратить обычный пейзаж в сказочно прекрасный. Береза светится.)
- Какой образ появляется в последней строфе?
(Заря.)
- Что помогает нам выделить этот образ, дать ему определенную значимость?
(Союз “а” как бы выделяет ее и в то же время ставит в общее движение жизни. Ее естественность выделена графически. Заботливое внимание зари еще больше возвеличивает березу.)
- На кого похожа сейчас заря?
(Заря похожа на мать, благословляющую свою дочь.)
Попробуй представить березу, изображенную поэтом. Как ты думаешь, почему обычная береза под окном вдруг превратилась в красавицу?
Если бы тебе нужно было изобразить березу. Какой бы она была по характеру?
А что расскажут березки о себе сами. Выходят 3 березки и рассказывают о несправедливом отношении людей к ним.
А давай пойдем в лес и посмотрим как он красив и величественен.
Прослушивание стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою».
Каким ты увидел лес в изображении Ф.Тютчева?
Здесь встретились незнакомые слова:
Чародейка-волшебница, колдунья.
Бахрома-свисающие кисти.
Трепетать- испытывать волнение.
Мещет- метать, бросать, направлять.
Вторичное чтение.
Как поэт называет зиму? (волшебница, чародейка)
- А какой ещё русский поэт называл зиму волшебницей?
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, -и вот сама
Идет волшебница – зима… (А.С.Пушкин.)
-Каким стал лес? Найдите слова в тексте, которые передают его состояние. (околдован, очарован, опутан, окован – они усиливают ощущение колдовского покоя).
- Почему автор говорит о лесе «не мертвец и не живой»? Какие слова стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос? («сном волшебным») Лес безмолвен, неподвижен, как мертвец, но он живой; он спит до весны, когда его разбудит солнце. Величественен.
- Но нам пора возвращаться домой. Жители села прощаются с нами и ждут с нами встречи вновь. Берегите природу, сохраняйте ее мощь и величие и наслаждайтесь ее необыкновенной красотой. В нашем лесу не так много снега как хотелось бы. Подойдите к доске и прикрепите снежинки, которые вы получали на уроке.
- берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика-симфония чисел
Лаборатория гуманной педагогики. Уроки Ш.А. Амонашвили. Конспект урока....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Эссе "Классная симфония души и сердца"
В работе представлены результаты работы меня, как классного руководителя....
План - конспект урока по музыке в 4 классе "Страна Симфония"
План - конспект урока по музыке в 4 классе "Страна Симфония". Сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнава...
Звучи Осенняя симфония или Осень отогрелась
Впечатления о проходившем конкурсе "Осенняя Симфония" Отзовы детей....
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Симфония творчества" 1 класс
При разработке программы «Симфония творчества» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетичес...
Сценарий открытого урока "Симфония чисел"
Урок закрепления ранее изученного материала...