конспект урока "Произведения Л. Пантелеева"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Барсукова Татьяна Станиславовна

При разработкеконспекта урока использовались различные формы и методы работы, сочетались различные виды деятельности. Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, не утомляясь однообразием,  я старалась использовать (индивидуальные ответы детей, работу с книгой, медиапроектор с экраном, который, по-моему мнению, значительно расширил возможности учителя и преумножил методы эффективного воздействия на ребенка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._cht._panteleev.doc55.5 КБ
Office presentation icon panteleev.ppt206 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение .

 3 класс

«Начальная школа XXI»

Тема урока: «Произведения Л. Пантелеева»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: усвоение знаний в их системе.

Задачи урока:

1) образовательные: создать условия для развития умения анализировать изученные произведения, уточнять и обобщать полученные знания 

2) развивающие: развивать навыки аналитического мышления внимательного читателя, способствовать развитию творческих способностей;

.

3) воспитательные: формировать основы нравственного воспитания, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи, культуры общения.

Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная,  групповая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели                                            

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: - На этом уроке мы работаем в группах, улыбнитесь друг другу, желаю удачи.

2. Постановка проблемы.

Учитель: - Сегодня мы обобщим знания по произведениям Л. Пантелеева и  ответим на вопрос:

Слайд №1

- Действительно ли   Л. Пантелеев в своих произведениях дает повод к размышлениям о воспитании нравственных качеств человека?

3. Выдвижение гипотезы  решения проблемы.

  Учитель: - Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

  Дети: - Содержание произведений Пантелеева.

4. Обсуждение возможных источников информации,  для проверки         выдвинутой гипотезы.  

Учитель: -  Дома вы подготовили обложки книжек произведений Л. Пантелеева.

- Назовите произведения, с которыми познакомились.

Учитель: - Мы вспомним произведения Л. Пантелеева и создадим проект, для этого у вас на столе лежит ватман.

 (На столах каждой группы лежит ватман  с фамилией автора.)

- Прикрепите свои заготовки к проекту.

Учитель: У каждого из вас есть тест. Проверьте свои знания, подчеркнув правильный ответ. ( приложение № 1)

5.   Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей внутри группы.

а). Работа с текстом .                   

Слайд №2

1 группа

- Найдите в сказке «Две лягушки» слова, в которых заключена главная мысль.

-Найдите и запишите слова,  характеризующие главных героев.

- Чему учит сказка?

- Запишите вывод в книжку.

2 группа

- Найдите в рассказе «Камилл и учитель» слова, в которых заключена главная мысль.

--Найдите и запишите слова,  характеризующие главных героев.

- Чему учит рассказ?

- Запишите вывод в книжку.

  3 группа

- Найдите в рассказе «Трус» слова, в которых заключена главная мысль.

--Найдите и запишите слова,  характеризующие главных героев.

- Чему учит рассказ?

- Запишите вывод в книжку.

б). Запишите,  о каких качествах людей  говорится в произведении.

Слайд №3

1группа

«Фенька»

2 группа

Буква «Ты»

3 группа

«Как поросенок научился говорить» 

6. Физминутка .

(По произведению «Карусели».)

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли!...

Карусели, карусели!

Мы с тобою в машину сели

И по-е-ха-ли!...

Би-би-и-и-и!

Карусели, карусели!

В самолёт с тобою сели

И по-е-ха-ли!...

в). Творческая работа  (для всех групп)

Слайд №4

- Придумайте и запишите  свое окончание рассказа «Честное слово».

- Запишите,  чему вас научил этот рассказ.

г). Работа с пословицами. 

Слайд №5

-Подберите пословицы,  которые по смыслу подходят к содержанию рассказа. (Приложение №2)

Учитель: - Полученные пословицы распределите по смыслу  и прикрепите в книжки.

Слайд №6

Вывод.

-О чем произведения Пантелеева?

- Запишите вывод в проекте.

 7.     Защита проектов ( гипотез решения проблемы), каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих 

Слайд №7

 -   Действительно ли   Л. Пантелеев в своих произведениях дает повод к размышлениям о воспитании нравственных качеств человека?

8.  Итог урока

Учитель: -  Какое произведение понравилось и почему?

  - Кого из героев произведений Пантелеева вы хотели бы назвать своим другом?

- Пригодятся ли полученные знания вам в жизни?

8.  Рефлексия

Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите к вашему проекту красное сердечко, а если вы мало поработали или было многое непонятно – жёлтое.

8.  Домашнее задание (по выбору).

 Слайд №9

  Придумайте сказку,

-  которая заканчивается словами: «Сделал дело, гуляй смело»!

- название,  которой «Правда и Ложь».

-  в которой высмеивается жадность.

Приложения

Приложение № 1

1. Настоящее фамилия  Пантелеева

Голиков

Еремеев

Маршак

Есенин

2.Что не мог даже за родину отдать римский полководец?

Совесть

Жизнь

Свободу

Счастье

3. Какое качество помогло лягушке выбраться из горшка?

 Лень

Упорство

 Смекалка

4. Почему мальчик не ушёл с поста?

Боялся

Не знал куда идти

Потому что дал честное слово

5.Какое произведение написал не Пантелеев?

Новенькая

Стирка

Тимур и его команда

Карусель

6. Запиши имена героев произведений Пантелеева.

Приложение № 2

     Пословицы для 1 группы

  1. Смелый побеждает, а трус  погибает.
  2. Лентяй поленился, упорный  добился.
  3. Каков есть, такова и  честь
  4.  Всякому своя честь  дорога
  5. С ним натощак не сговоришься    
  6. Ему палец в рот  не клади

     Пословицы для 2  группы

  1. Бесчестье хуже  смерти
  2. Выгода на миг, доброе имя  навек
  3. Книга – книгой, а своим умом двигай
  4. Без терпенья, нет ученья
  5. Каков есть, такова и  честь
  6. Всякому своя честь  дорога

      Пословицы для 3 группы

  1. Жадность последнего ума лишает
  2. На трусливого и уж - змея
  3. И медведя плясать учат        
  4. Ворчаньем наскучишь, терпеньем  научишь
  5.  Каков есть, такова и  честь

Всякому своя честь  дорога


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У Барсукова Т. С. Учитель начальных классов МОУСШ №11 г. Лабинск "Начальная школа ХХ1 века" Литературное чтение 3 класс Тема урока: Произведения Л. Пантелеева

Слайд 2

Действительно ли Л. Пантелеев в своих произведениях дает повод к размышлениям о воспитании нравственных качеств человека?

Слайд 3

- Найдите в произведении слова, в которых заключена главная мысль. - Найдите и запишите слова, характеризующие главных героев. - Чему учит произведение? - Запишите вывод в книжку. I группа «Две лягушки» II группа «Камилл и учитель III группа «Трус»

Слайд 4

Запишите, о каких качествах людей говорится в произведении I группа «Фенька» II группа «Буква «Ты» III группа «Как поросенок научился говорить»

Слайд 5

Придумайте и запишите свое окончание рассказа «Честное слово». Запишите, чему вас научил этот рассказ.

Слайд 6

Подберите пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию рассказа I группа Смелый побеждает, а трус погибает. Лентяй поленился, а упорный добился. Каков есть, такова и честь. Всякому своя честь дорога. С ним натощак не договоришься. Ему палец в рот не клади II группа Бесчестье хуже смерти. Выгода на миг, доброе имя навек. Книга – книгой, а своим умом двигай. Без терпенья, нет ученья. Каков есть, такова и честь. Всякому своя честь дорога. III группа Жадность последнего ума лишает. На трусливого и уж змея. И медведя плясать учат. Ворчаньем наскучишь, терпеньем научишь. Каков есть, такова и честь. Всякому своя честь дорога.

Слайд 7

Вывод О чём произведения Пантелеева? Запишите вывод в проекте.

Слайд 8

- Действительно ли Л. Пантелеев в своих произведениях дает повод к размышлениям о воспитании нравственных качеств человека?

Слайд 9

Итог урока Какое произведение понравилось и почему? Кого из героев произведений Пантелеева вы хотели бы назвать своим другом? Пригодятся ли полученные знания вам в жизни?

Слайд 10

Домашнее задание (по выбору). - Придумайте сказку, которая заканчивается словами: «Сделал дело, гуляй смело»! - Придумайте сказку название, которой «Правда и Ложь». - Придумайте сказку, в которой высмеивается жадность.

Слайд 11

Будешь книги читать - будешь всё знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказы Л. Пантелеева

Важным толчком для данного урока стало участие в апробации ФГОС. Исходя из предметных умений по литературе: осмысленно читать и получать удовольствие от литературы как искусства слова, объяснять свое ...

Проект «Через книгу – к познанию мира и себя» (на примере изучения учащимися 2 класса жизни и творчества Леонида Пантелеева) (Из опыта работы)

Тема проекта выбрана с учётом возникшей на государственном уровне задачи приобщения детей к чтению, развитию интереса к отечественной литературе. Выбор писателя для изучения творчества был обусловлен ...

Тест по произведению Л. Пантелеева «Две лягушки»

Отработка практических навыков учащихся по литературному чтению. Даны ответы к заданиям и кодификаторы....

Тест по рассказу А.Пантелеева "Главный инженер"

Тест к рассказу А.Пантелеева "Главный инженер", в котором есть вопросы с выбором ответа, а есть со свободным ответом....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказ Л.Пантелеева "Честное слово". УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Пантелеева «Честное слово»; формирование умений: анализировать текст и понимать особенности жанра рассказа; выразительное и правильное (ос...